СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока , география 6 класс , тема "Течения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока   с применением технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока , география 6 класс , тема "Течения"»



Технологическая карта урока

6 класс

тема «Океанические течения»

Дидактическая цель: создать условия для изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Океанические течения» по технологии инверсионного преподавания географии с элементами индивидуальной и групповой работы с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления учащихся о течениях Мирового океана, их видах, причинах образования; заложить основы представлений о закономерностях географии океанических течений; показать роль течений в распределении тепла на планете, их влиянии на климат материков.

Развивающие: развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать;

совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (учебником , атласом, дополнительной литературой), формировать умение отбирать главное и существенное из текста, анализировать, оценивать получаемую информацию, читать карты атласа, выявлять закономерности; научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

Воспитательные: воспитывать социально-активную личность; формировать толерантное отношение друг к другу; воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира; воспитывать экологическую культуру.







Планируемые результаты обучения:

  1. Предметные УУД:

сформировать представления учащихся о течениях, видах течений, изучить причины образования течений, выявить закономерности в размещении океанических течений, оценить роль течений в формировании климата материков.

  1. Метапредметные УУД:

а) Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.

б) Регулятивные УУД: умение планировать и регулировать свою деятельность, умение ставить цель и самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль.

в) Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнером, умение вступать в диалог, учавствовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Личностные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.



№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Оргмомент

Приветствие. Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок

Проверяют оформление рабочего места. Настраиваются на урок, осуществляют самоконтроль готовности к уроку

личностные

- понимать значимость знаний

2

Постановка задачи

Решение учебно-познавательной задачи: В море у берегов Мурманска выловили бутылку. Она была запечатана сургучом. В бутылке нашли записку:

«Корабль «Святая Мария» терпит крушение у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 420 с.ш. и 500 з.д. Просим помощи. 1523 год, ноябрь, 23 число»

Записке около 500 лет. Но как бутылка попала в Мурманск?

Нам предстоит выяснить путь этой и многих других бутылок, отправленных с кораблей и до сих пор не нашедших своих адресатов.

При расследовании нашего случая надо прежде всего найти место в океане, где бутылка была брошена в море. В записке даны координаты.

Молодцы! Сегодня мы подробнее познакомимся еще с одним видом движения воды в океане – океаническими течениями.

Итак, открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока « Океанические течения».

Итак, что же такое течение в океане? Поразмыслите с соседом по парте.

Обратимся к тексту учебнику

Течениеэто перемещение воды в горизонтальном направлении.

Ученики определяют район в северной части Атлантики. Скорее всего они увидят течение. Затем ищут на карте Мурманск. Это город на берегу Баренцова моря. Предположение о почтальоне – течении появилось у большинства учеников.








Размышляют, выдвигают свои версии,

читают текст учебника, выделяют главные слова определения.

Записывают определение «Течение»в тетрадь.


развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.



Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.



3

Решение задачи с опорой на подсказки учителя

Обратим внимание на физическую карту полушарий на условные знаки. Как обозначаются течения на карте? (работа с картой).

Течения бывают теплые и холодные.


Океанические течения


тёплые холодные


Работа с картой.

- Стрелками какого цвета обозначаются теплые течения? С помощью физической карты полушарий приведите примеры теплых течений.

- Самое знаменитое теплое течение – Гольфстрим.

Стрелками какого цвета обозначаются холодные течения? С помощью карты назовите холодные течения.

Самое мощное холодное океаническое течение – течение Западных ветров.

Итак, теперь мы знаем, какие бывают течения. Как вы думаете, чем отличаются теплые течения от холодных?

Известно, что Перуанское холодное течение имеет

температуру воды +22оС, а теплое Северо-Атлантическое +4оС. Первое течение называется холодным, а второе – теплым. Почему?


приводят примеры теплых течений






















Работают с физической картой,

приводят примеры холодных течений




Выдвигают гипотезы, предполагают.

Работают с картой


Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.


4

Воспроизведение знаний

Так как же отличить теплое течение от холодного? (по температуре окружающей воды)Теплое течение – это такое течение, температура воды которого на несколько градусов выше температуры окружающей воды.

Холодное течение – это такое течение, температура воды которого ниже на несколько градусов температуры окружающей воды.

Океанические течения можно классифицировать не только по температуре, но и по другим признакам. Например, по происхождению.

Причины возникновения течений в реке и океане различны. Реки текут в том направлении, куда наклонено их дно.

- Как вы думаете, ребята, а что же является причиной возникновения течений в океане?

Давайте ответ на этот вопрос найдем в тексте учебника.

В ходе работы с текстом учебника, обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие причины возникновения течений:

1.Ветровые течения. Да, действительно, одной из главных причин возникновения течений в океане являются постоянно дующие ветра – пассаты и западные ветра , которые всегда дуют в одном и том же направлении и гонят воду в одну и ту же сторону.

2. Стоковые – течения, образующиеся в результате нагона воды к берегам материков и оттекающие от него.

3. Плотностные – течения, образующиеся из-за разной плотности воды. Более соленая или холодная вода плотнее и тяжелее, чем теплая и менее соленая. Охлаждаясь в приполярных широтах, холодная тяжелая вода опускается на глубину и движется в сторону экватора, образуя глубинные течения, которые по направлению противоположны поверхностным течениям.



Записывают определения в тетрадь.























Дети работают с текстом учебника. Находят ответы на вопрос учителя


Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.


5

Логическая обработка знаний

Если вы внимательно рассмотрите карту океанов, вы увидите, что в распределении океанических течений существуют определенные закономерности.

В ходе обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие закономерности:

1.Течения в океане образуют гиганские замкнутые круговороты: в северном п/ш – по часовой стрелке, в южном п/ш – против часовой стрелки.

Образованию гиганских круговоротов способствует сила Кориолиса, которая образуется из-за вращения Земли вокруг своей оси. Об этом мы более подробно будем говорить в 7 классе.

2.Течения, идущие от экватора – теплые, а направленные к экватору – холодные.

3.У восточных берегов материков течения теплые, у западных – холодные.

Как вы думаете, ребята, какова роль океанических течений в природе и в жизни человека?

В ходе обсуждения ученики вместе с учителем делают выводы:

1.Океанические течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла и влаги на планете, влияют на климат Земли, смягчая его.

2.Течения способствуют перемешиванию воды в океане, насыщая глубинные воды кислородом, а поверхностные воды – питательными веществами.

3.Течения влияют на судоходство. Корабль быстрее движется по течению, а против течения – медленнее.

Сейчас, мы проведем «Географические исследования». Вы получите задания по группам.

Раздача дидактических карточек с заданиями.

1. Капитан каждое утро требовал снимать показания температуры воды за бортом на носу и на корме. Однажды показания матросов отличались на 120 Возможно ли это? Где находился корабль?

2. У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

3. В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

4. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д. Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36º с.ш. и 50º з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

Заслушиваются и оцениваются результаты исследований в оценочную таблицу (оценивание с помощью учителя).

1.Задание на контурной карте.

- На контурную карту нанесите 3 теплых и 3 холодных течений. Красными стрелками укажите теплые, а синими – холодные течения. Подпишите течения вдоль стрелок.





Рассматривают карту океанов, размышляют, анализируют, выдвигают свои версии.














Работают в группах, один учащийся от группы делится результатами исследований



















































Размышляют, высказывают свои предположения







На контурных картах наносят и подписывают теплые и холодные течения.

По окончании работы проверяют контурные карты соседа по парте.


Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнером, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.









































































6

Рефлексия

А теперь, давайте вернемся к началу нашего урока, к нашей таблице, в которой мы с вами записывали, что хотим узнать об океанических течениях.


Учащиеся по очереди отвечают на вопрос учителя.

Примерные ответы:

1.Течения образуют постоянные ветры.

2.Течения бывают теплые

и холодные.

3.Теплые течения имеют температуру, которая выше температуры окружающих вод.

4.Течения образуют круговороты: в Северном п/ш – по часовой стрелке, в южном- против.

5.У восточных берегов материков течения теплые, а у западных-холодные. Самооценивание работы учащегося на уроке



7

Домашнее задание

Базовый уровень:

1.Параграф ,

ответить на вопросы в конце параграфа

.Выполнить практическую работу «Опи

сание физико-географического

положения

течения Гольфстрим ( I в.)

и Перуанского

течения ( II в.) по плану:

Повышенный

уровень

(творческое задание):

(по выбору

и желанию учащихся за дополнительную

оценку)

3.Составить Синквейн на слово «Течение»

4.Составить кроссворд по теме

«Виды движения вод

в океане»


Записывают домашнее задание

в дневник, таблицу – в тетрадь.

Дополнительно предлагается творческое д/з

по выбору

и желанию учащихся

(синквейн или кроссворд)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!