2 | Постановка задачи | Решение учебно-познавательной задачи: В море у берегов Мурманска выловили бутылку. Она была запечатана сургучом. В бутылке нашли записку: «Корабль «Святая Мария» терпит крушение у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 420 с.ш. и 500 з.д. Просим помощи. 1523 год, ноябрь, 23 число» Записке около 500 лет. Но как бутылка попала в Мурманск? Нам предстоит выяснить путь этой и многих других бутылок, отправленных с кораблей и до сих пор не нашедших своих адресатов. При расследовании нашего случая надо прежде всего найти место в океане, где бутылка была брошена в море. В записке даны координаты. Молодцы! Сегодня мы подробнее познакомимся еще с одним видом движения воды в океане – океаническими течениями. Итак, открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока « Океанические течения». Итак, что же такое течение в океане? Поразмыслите с соседом по парте. Обратимся к тексту учебнику Течение – это перемещение воды в горизонтальном направлении. | Ученики определяют район в северной части Атлантики. Скорее всего они увидят течение. Затем ищут на карте Мурманск. Это город на берегу Баренцова моря. Предположение о почтальоне – течении появилось у большинства учеников. Размышляют, выдвигают свои версии, читают текст учебника, выделяют главные слова определения. Записывают определение «Течение»в тетрадь. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям. |
3 | Решение задачи с опорой на подсказки учителя | Обратим внимание на физическую карту полушарий на условные знаки. Как обозначаются течения на карте? (работа с картой). Течения бывают теплые и холодные. Океанические течения тёплые холодные Работа с картой. - Стрелками какого цвета обозначаются теплые течения? С помощью физической карты полушарий приведите примеры теплых течений. - Самое знаменитое теплое течение – Гольфстрим. Стрелками какого цвета обозначаются холодные течения? С помощью карты назовите холодные течения. Самое мощное холодное океаническое течение – течение Западных ветров. Итак, теперь мы знаем, какие бывают течения. Как вы думаете, чем отличаются теплые течения от холодных? Известно, что Перуанское холодное течение имеет температуру воды +22оС, а теплое Северо-Атлантическое +4оС. Первое течение называется холодным, а второе – теплым. Почему? | приводят примеры теплых течений Работают с физической картой, приводят примеры холодных течений Выдвигают гипотезы, предполагают. Работают с картой | Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям. |
4 | Воспроизведение знаний | Так как же отличить теплое течение от холодного? (по температуре окружающей воды)Теплое течение – это такое течение, температура воды которого на несколько градусов выше температуры окружающей воды. Холодное течение – это такое течение, температура воды которого ниже на несколько градусов температуры окружающей воды. Океанические течения можно классифицировать не только по температуре, но и по другим признакам. Например, по происхождению. Причины возникновения течений в реке и океане различны. Реки текут в том направлении, куда наклонено их дно. - Как вы думаете, ребята, а что же является причиной возникновения течений в океане? Давайте ответ на этот вопрос найдем в тексте учебника. В ходе работы с текстом учебника, обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие причины возникновения течений: 1.Ветровые течения. Да, действительно, одной из главных причин возникновения течений в океане являются постоянно дующие ветра – пассаты и западные ветра , которые всегда дуют в одном и том же направлении и гонят воду в одну и ту же сторону. 2. Стоковые – течения, образующиеся в результате нагона воды к берегам материков и оттекающие от него. 3. Плотностные – течения, образующиеся из-за разной плотности воды. Более соленая или холодная вода плотнее и тяжелее, чем теплая и менее соленая. Охлаждаясь в приполярных широтах, холодная тяжелая вода опускается на глубину и движется в сторону экватора, образуя глубинные течения, которые по направлению противоположны поверхностным течениям. | Записывают определения в тетрадь. Дети работают с текстом учебника. Находят ответы на вопрос учителя | Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям. |
5 | Логическая обработка знаний | Если вы внимательно рассмотрите карту океанов, вы увидите, что в распределении океанических течений существуют определенные закономерности. В ходе обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие закономерности: 1.Течения в океане образуют гиганские замкнутые круговороты: в северном п/ш – по часовой стрелке, в южном п/ш – против часовой стрелки. Образованию гиганских круговоротов способствует сила Кориолиса, которая образуется из-за вращения Земли вокруг своей оси. Об этом мы более подробно будем говорить в 7 классе. 2.Течения, идущие от экватора – теплые, а направленные к экватору – холодные. 3.У восточных берегов материков течения теплые, у западных – холодные. Как вы думаете, ребята, какова роль океанических течений в природе и в жизни человека? В ходе обсуждения ученики вместе с учителем делают выводы: 1.Океанические течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла и влаги на планете, влияют на климат Земли, смягчая его. 2.Течения способствуют перемешиванию воды в океане, насыщая глубинные воды кислородом, а поверхностные воды – питательными веществами. 3.Течения влияют на судоходство. Корабль быстрее движется по течению, а против течения – медленнее. Сейчас, мы проведем «Географические исследования». Вы получите задания по группам. Раздача дидактических карточек с заданиями. 1. Капитан каждое утро требовал снимать показания температуры воды за бортом на носу и на корме. Однажды показания матросов отличались на 120 Возможно ли это? Где находился корабль? 2. У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки. 3. В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ 4. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д. Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36º с.ш. и 50º з.д. а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём. б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток. Заслушиваются и оцениваются результаты исследований в оценочную таблицу (оценивание с помощью учителя). 1.Задание на контурной карте. - На контурную карту нанесите 3 теплых и 3 холодных течений. Красными стрелками укажите теплые, а синими – холодные течения. Подпишите течения вдоль стрелок. | Рассматривают карту океанов, размышляют, анализируют, выдвигают свои версии. Работают в группах, один учащийся от группы делится результатами исследований Размышляют, высказывают свои предположения На контурных картах наносят и подписывают теплые и холодные течения. По окончании работы проверяют контурные карты соседа по парте. | Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнером, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. |
6 | Рефлексия | А теперь, давайте вернемся к началу нашего урока, к нашей таблице, в которой мы с вами записывали, что хотим узнать об океанических течениях. | Учащиеся по очереди отвечают на вопрос учителя. Примерные ответы: 1.Течения образуют постоянные ветры. 2.Течения бывают теплые и холодные. 3.Теплые течения имеют температуру, которая выше температуры окружающих вод. 4.Течения образуют круговороты: в Северном п/ш – по часовой стрелке, в южном- против. 5.У восточных берегов материков течения теплые, а у западных-холодные. Самооценивание работы учащегося на уроке | |
7 | Домашнее задание | Базовый уровень: 1.Параграф , ответить на вопросы в конце параграфа .Выполнить практическую работу «Опи сание физико-географического положения течения Гольфстрим ( I в.) и Перуанского течения ( II в.) по плану: Повышенный уровень (творческое задание): (по выбору и желанию учащихся за дополнительную оценку) 3.Составить Синквейн на слово «Течение» 4.Составить кроссворд по теме «Виды движения вод в океане» | Записывают домашнее задание в дневник, таблицу – в тетрадь. Дополнительно предлагается творческое д/з по выбору и желанию учащихся (синквейн или кроссворд) | |