Технологическая карта урока географии в 6 классе на тему «Земля как планета»
Класс: 6
Тема урока: Земля как планета
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель урока:
Деятельностная цель: научить школьников способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная цель: проверка знаний, умений и приобретенных навыков.
Задачи урока:
1) Образовательные:
- продолжить формирование у учащихся следующие умения: работать в группах, пользоваться дополнительным источниками информации; определять географические координаты;
- актуализировать знания учащихся о планете Земля;
- закрепить у учащихся умение работать с картами.
2) развивающие:
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы при самостоятельной работе с информацией;
- создать условия для развития коммуникативных навыков;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
- научить учащихся работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
3) воспитательные
- способствовать развитию у учащихся географического мировоззрения;
- содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через наглядные средства обучения.
Межпредметные связи: Биология, астрономия.
Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, ИКТ технологии, развивающее обучение.
Ресурсы: ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету, проекционный комплект, раздаточный материал.
Основные понятия темы: экватор, глобус, меридиан, Солнечная система, времена года, тропики, полярный день.
Планируемые образовательные результаты
1) предметные:
- научиться описывать особенности планеты Земля;
- научиться работать с дополнительными источниками информации;
- научиться определять географические координаты.
2) личностные:
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;
- формирование уважения к авторам открытий, изобретений и опыту предшествующих поколений.
3) метапредметные:
- умение выделять главное в тексте;
- умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение использовать различные источники информации, находить информацию и представлять ее в подходящей форме.
Принципы системно-деятельностного подхода: принцип деятельности, системности, минимакса, психологического комфорта, творчества.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Контроль: индивидуальный опрос, взаимопроверка.
Формируемые универсальные учебные действия
- личностные УУД: самоопределение, осмысление, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование границ собственного знания и «незнания», формирование географической картины мира, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; построение логической цепи рассуждений; формулирование проблемы; осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, выделение основной и второстепенной информации из текстов разных видов; осуществление синтеза как составления целого из частей; структурирование знания; рефлексия способов и условий действия;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем; формулирование собственного мнения (позиции); использование речи для регуляции своего действия; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение задавать вопросы;
- регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание; выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; определение уровня усвоения; адекватное восприятие оценки учителя.
Ход работы
Этап урока | Деятельность учителя, форма организации учебной деятельности, виды контроля | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД, цель этапа |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Приемы мотивации к изучению нового материала: Сегодня мы повторим все пройденные темы о планете Земля. | Настраиваются на предстоящую учебную деятельность | Принцип: психологической комфортности УУД: - личностные (мотивация к изучению новой темы); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками). Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация к изучению нового материала, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Приемы актуализации знаний: Подведение к теме урока: Какова тема и цель нашего урока? Проблемный вопрос: Учащиеся в парах записывают в таблицу, состоящую из двух колонок. В правую колонку пишут понятия, связанные с темой планета Земля, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученики за 5-7 минут сформулируют как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Задание на разрешение проблемного вопроса: | Диалог с учителем, высказывание предположений. Определение темы урока (с корректировкой учителя) и его примерного содержания | Принцип: деятельности УУД: - личностные (мотивация к изучению новой темы); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем); - регулятивные (волевая саморегуляция; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание); - познавательные (построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы). Цель: создание проблемной ситуации, подведение к теме и содержанию урока |
3.Локализация индивидуальных затруднений | Диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения: Разбираем таблицу. Например: | Диалог с учителем | Принцип: деятельности. УУД: - личностные (развитие познавательных интересов); - коммуникативные (организация учебного сотрудничества с одноклассниками); - регулятивные (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); - познавательные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности) Цель: подготовка учащихся к решению проблемной ситуации (вопроса). |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Форма организации учебной деятельности: Выполните филворд «Солнечная система» индивидуально Контроль: Проверьте соседа по парте. Если найдены все слова (10): 5 баллов, 9-8 – 4 балла, 7 – 3 балла | Выполняют филворд «Солнечная система». Выполняют взаимопроверку по парам. | Принцип: системности УУД: - личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации); - регулятивные (познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия); - коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения); - познавательные (формирование системы знаний об особенностях планеты Земля). Цель: подбор средств и способов разрешения затруднений. |
5. Реализация построенного проекта | Форма организации учебной деятельности: Раздаются карточки с заданиями Выполните задания по теме «Географические координаты» письменно. Карточка №1. 1. Что такое меридиан? 2. Географическая долгота складывается от.. 3. Определите координаты географических объектов, используя Атлас: г. Белуха, влк. Камерун, Рио-де-Жанейро, Вашингтон, Бангкок, Мурманск, Якутск. Контроль: Сдача на проверку учителем. Выставляются баллы. | Учащиеся выполняют задания с карточки письменно в тетради | Принцип: системности УУД: - личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации); - регулятивные (познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия); - коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения); - познавательные (формирование системы знаний об особенностях планеты Земля). Цель: самостоятельная работа по составленному проекту разрешения затруднений. |
6. Обобщение и закрепление с проговариванием во внешней речи | Форма организации учебной деятельности: Отвечаем устно на вопросы после §6 стр. 45. Контроль: Вопросы задаются на выбор учителя любому ученику, если он отвечает получает 2 балла | Диалог с учителем. Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым повторяя особенности планеты Земля | Принцип: системности УУД: - личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации); - регулятивные (познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия); - коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения); - познавательные (формирование системы знаний об особенностях планеты Земля). Цель: подготовка учащихся к решению проблемной ситуации (вопроса). |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по принятому эталону | Форма организации учебной деятельности: Подпишите пояса освещенности, используя рисунок. Контроль: Используя учебник проверьте себя. Если правильно подписано – 3 балла. | Выполняют задание в тетради и проверяют себя по учебнику | Принцип: системности УУД: - личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации); - регулятивные (познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия); - коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения); - познавательные (формирование системы знаний об особенностях планеты Земля). Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
8. Решение заданий творческого уровня | Форма организации учебной деятельности: Придумайте свою планету. Нарисуйте и опишите ее. | Выполняют творческое задание | Принцип: системности УУД: - личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации); - регулятивные (познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия); - коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения); - познавательные (формирование системы знаний об особенностях планеты Земля). Цель: |
9. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности | Прием рефлексии: Каждый ученик рисует себя и свои эмоции в «Солнечной системе», расположенной на доске. | Учащихся оценивают урок, свою деятельность на уроке и степень усвоения нового материала | Принцип: психологической комфортности УУД: - личностные (самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности); - регулятивные (осознание качества усвоения нового материала). Цель: рефлексия собственной учебной деятельности учащихся. |