Объяснение нового материала. Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме. Учитель – В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран: - Какое государство самое большое по площади? Судан. - Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия) - Каковы страны Африки по форме территориального устройства? - Каковы страны по форме правления? ЭГП (фронтальная работа) Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП. Учитель зачитывает пункты плана Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы: - В целом ЭГП выгодное: 1)Близость к Зар. Европе и Азии 2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал) 3) Приморское положение большинства стран континента. 4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции 5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи, 2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры. Дополнительная информация: Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб - квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз. Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод? Учитель Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона. Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона. Природно-ресурсный потенциал Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики? -минеральные -земельные -агроклиматические -лесные -водные Выясним, какие есть в Африке. Учитель Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд): Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов. В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов: 1. Алжиро-Ливийский; 2. Атласский; 3. Египетский; 4. Западно-Гвинейский; 5. Восточно-Гвинейский; 6. Медный пояс; 7. Южно-Африканский. А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах. Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте. Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Учитель организует работу в группах. Какие еще виды ресурсов остались в таблице? Разделимся на три группы: 1– земельные 2 – агроклиматические 3– лесные Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты. Учитель Проверим. Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики? Физкультминутка. Учитель Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона. Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах) Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами 1 Особенности воспроизводства населения. 2 Структура населения 3 Размещение населения Вам на работу 3 минуты. Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки? Каков уровень экономического развития стран Африки? Учитель Мы выяснили особенности населения региона. Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту. Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать? Какая главная причина отсталости региона? |