СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физика - 7 класс "Плотность"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физика - 7 класс "Плотность"»

Практическая работа: разработка технологической карты урока.

1.Информация о разработчике плана

ФИО разработчика

Тимофеева Нина Тимофеевна

Место работы

МБОУ ЕСОШ № 3





2. Общая информация по уроку

КЛАСС

7



Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тематический блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел(21ч)

Инерция. Масса. Плотность.(4ч)

Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объема вещества.

Объяснение и прогнозирование явлений, обусловленных инерцией, например: что происходит при торможении или резком маневре автомобиля, почему невозможно мгновенно прекратить движение на велосипеде или самокате и т.д. Проведение и анализ опытов, демонстрирующих изменение скорости движения тела в результате действия на него других тел. Решение задач на определение массы тела, его объема и плотности. Измерение массы тела различными способами. Определение плотности тела в результате измерения его массы и объема.

Тема урока

Плотность вещества

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

Урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты по (ПРП)

Личностные

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; 

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.


Метапредметные

Познавательные:

  • делать выводы, выдвигать гипотезы;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи

Коммукативные:

  • организовать продуктивное взаимодействие со сверстниками;   

  • сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение;

  • сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Регулятивные:

  • формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

  • отвечать на поставленные вопросы, умение формулировать учебную проблему;

  • ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.




Предметные:

  • Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от  чего зависит, формулы для нахождения плотности;

  • перевода единиц измерения плотности в СИ;

  • сравнение плотностей разных веществ, способы измерения плотности.


Ключевые слова

Плотность вещества, единицы измерения плотности, формула плотности вещества.

Краткое описание

Урок начинается с мотивирования учащихся. На уроке используется работа в группах, индивидуальная работа. Используются наборы тел разного объема, но равной массы, тела одинакового объема, но разной массы. Электронные весы. На протяжении всего урока поддерживается интерес к изучаемой теме. Меняются виды деятельности.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и условий создания восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

На столе лежит кирпич. Как используя только линейку определить его массу?

Затрудняетесь? Хорошо, мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните.




Планируемые результаты:  сформировать представление о понятии «плотность вещества», выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела; выявить физический смысл плотности; вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Этап 1.2 Актуализация опорных знаний

Для этого вспомним понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке.

Необходимо дополнить предложенные высказывания.

Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называют ……

Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется  …

Обозначение массы   …

Единица измерения массы  …

Прибор, с помощью которого измеряют массу тела  …

- А теперь повторим то, что вы знаете про физическую величину – объём.

Как найти объем кирпича?...




Этап 1.3 Целеполагание

Ты узнаешь:

1. Есть ли связь между массой, объемом тела и родом вещества?
2. Влияет ли род вещества на массу тел при одинаковом или разном объеме?

3.Формулу плотности.

Ты научишься:

1.Определять плотность разных веществ;

2.Применять расчетную формулу плотности;

3.Осуществлять переход от одной единицу измерения плотности к другой. (г/cм3, кг/м3)

4. Решать физическую задачу.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

На столах стоят три цилиндра одинакового объема. Как вы думаете, массы цилиндров одинаковые или разные?

Появились две точки зрения. Что в физике является подтверждением истинности того или иного высказывания? Давайте проверим ваши мнения опытом.

Класс разделен на группы.

Практическая работа (исследование). Во время проведения эксперимента соблюдайте технику безопасности.

У одной пары групп находятся весы с разновесами и тела разного объема, но равной массы.

У другой пары групп весы с разновесами и тела одинакового объема, но разной массы.

Учащимся необходимо определить массу тел.

Далее представители от групп подводят итог что общего и в чем отличия между телами.


Вопросы ребятам

  • Как Вы думаете, есть ли связь между массой, объемом тела и родом вещества?

  • Влияет ли род вещества на массу тел при одинаковом или разном объеме?

Каждая группа высказывает свои суждения.

Ребята подходят к определению понятия плотности. У каждого вещества своя плотность.

Формулируют тему урока: «Плотность»


Задание: Работа с учебником.

1. § 22 в группе разбить на отдельные части.

2. Изучить свою часть.

3. Донести свои знания всей группе.

4. Составить кластер по изученной теме.

5. Представление своего кластера всему классу. Обсуждение

Планируемые результаты :

Регулятивные: рассуждают, анализируют, делают выводы;
Познавательные: выделять существенную информацию из учебника. Совершенствование навыка работы с формулами
Коммуникативные: распределение обязанностей в группе уметь представлять информацию в письменной форме.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

  1. Задание:

Сформулировать вопросы по теме урока и дать ответы (первые две группы формулируют вопросы, вторые две группы дают на них ответы)

  • Каков же физический смысл плотности?

(плотность показывает, какая масса содержится в единице объема вещества).

  • Записать формулу, по которой рассчитывается  плотность вещества ( ρ=m/V)

  • Единицы величины плотности СИ (кг/м3)

  • Плотность вещества выражают еще в (г/см3)

  • Как перевести из кг/м3 в г/см3

Задание 2.

Сравнить плотности различных веществ. Работа с таблицами стр.63-64.(Ребята делают сравнение)

  • Чем отличаются таблицы?

  • В чем их отличие (состояния вещества)?

  • Одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность.  

  • С чем связано такое различие?

Работа по таблице.

 

 1.Какое твердое тело имеет минимальную плотность? (Пробка)

2. Какой газ имеет самую маленькую плотность? (Водород)

3. Плотность этой жидкости самая большая. (Ртуть)

4. Плотность этого твердого тела такая же, как у льда. (Парафин)

5. Плотность этого вещества = 800 кг/м3 (Керосин)

6. Плотность этого вещества = 19300 кг/м3 (Золото)


А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом.


Ребята отвечают, что для этого необходимо знать.

Решают задачу.





Задание 3.

Каждая группа получает задание. Решить задачу на определение плотности вещества.
1. Масса детали 34 г, а объем 4 см3. Определите, из какого вещества изготовлена деталь.
2. Бетонная плита имеет объем 0,24 м3 и массу 552 кг. Определите плотность бетона.
3. Масса 2-х литровой бутылки с подсолнечным маслом 1,86 кг. Определите плотность подсолнечного масла. (Массой бутылки пренебречь).

4. Плотность мрамора 2700 кг/м3. Выразите её в г/см3.

Представитель от группы записывает условие и решение задачи



Итог урока

Небольшая тестовая работа по проверке знаний по изученной теме.
Отвечать в тетради. Далее проверяем себя по ключу.
Тест
1. Плотностью называют…
А ) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
 б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело.
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3.
б) г/л.
в) кг/м3.
 г) м3/кг
3. Плотность данного вещества зависит …
 а) от его массы.
б) от его объёма.
в) от его размеров.
 г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться.
б) уменьшается.
в) увеличивается.
 г) не меняется

Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. 

  • 1. б

  • 2. в

  • 3. г

  • 4. а

  • 5. б

Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте.

Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки.


Планируемые результаты :

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную информацию.
Коммуникативные: получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

  1. Провести исследование: Определить плотность сахара-рафинада.

Сделать соответствующие выводы.



  1. Решить задачу:


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

1. Определить в какой канистре находится бензин? Объемы канистр одинаковые. Плотность бензина 710 кг/м3 Плотность машинного масла 900 кг/м3

2.

3.

4. Докажите, что из двух тел равной массы плотность больше у того тела, объем которого меньше.

5. Железный и алюминиевый стержни имеют одинаковые диаметры и массы. Какой из них длиннее?



Планируемые результаты :

Регулятивные :

Предметные: формировать умение применять полученные знания   при решении различных типов  задач, в повседневной жизни, учить анализировать и излагать выводы результатов решения;

Личностные:

Развивать логическое и абстрактное мышление, смекалку;

Метапредметные:

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам работы.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Экспериментальная задача

Две равного объема картонные коробки полностью заполнены сухим горохом. В одной из них находится горох целый, в другой колотый. Не вскрывая коробок, определите экспериментально, в какой из них цельный, а в какой колотый горох.

Экспериментальное исследование

Зависит ли масса от объема? И если зависит, то как?

Приборы и материалы: измерительный цилиндр(мензурка), весы электронные, три бруска из пластилина разного объема, 3 цилиндра из парафина разного объема, нить.

Указания: измерить объем и массу тел. Построить график зависимости m от V, для тел из пластилина и парафина. Сделать вывод.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

ИЗМЕРЕНИЕ ЖИРНОСТИ МОЛОКА

Для измерения плотности жидкости используется специальный прибор ареометр. Прибор, представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой заполняется дробью, а в верхней части находится калиброванная шкала, которая показывает плотность жидкости. Работает ареометр как поплавок, который погружается в жидкость в большей или меньшей степени в зависимости от её плотности. Для отслеживания температуры жидкости в ареометр часто дополнительно встраивают термометр (см. рисунок).

Рисунок. Устройство ареометра:

1 – шкала ареометра (проградуирована в г/см3); 2 дробь; 3 – шкала термометра (проградуирована в градусах Цельсия (°C))

Ареометры применяются для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах, нефти, растворов солей и кислот, цемента, бетона и др. Ареометр для определения плотности (а следовательно, и жирности) молока называется лактометр.


Вид молока

Значение плотности, кг/м3

Цельное молоко

1027–1032


Обезжиренное молоко

1033–1035


Сливки

1005–1020


Ареометр последовательно погружают в три разных сосуда: А, Б и В (см. рисунок).



Известно, что в сосуды налили спирт, жирное молоко и мёд. Установите соответствие между жидкостями и сосудами, в которые их поместили.

Запишите в таблицу букву, которой обозначен сосуд с данной жидкостью.

Спирт

Жирное молоко

Мёд

В таблице дано описание характеристик для четырёх типов ареометров. Погрешность измерения равна цене деления ареометра.

Тип ареометра

Диапазон измерения плотности, кг/м3

Цена деления, кг/м3

Диапазон измерения температур, оС

1

860–890

0,5

0–30

2

900–1040

0,7

0–5

3

1000–1070

0,5

0–40

4

860–1000

0,2

0–45

Какой из ареометров можно использовать для измерения плотности молока, причём с наибольшей точностью?





Ответ: ___________________________.



Планируемые результаты:

метапредметные познавательные: находить и систематизировать информацию различных видов и форм;

регулятивные: познают новое, анализируют.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Задача:

  1. Представьте, что ваши родители решили построить террасу к дому. Для этого надо купить и привезти кирпич. Они приехали в строительный магазин и решили сами на прицепе привезти кирпич к себе на участок. Прицеп может увезти груз массой до 150 кг. Как посчитать сколько кирпичей можно увезти за один раз, имея при себе только линейку?

  2. Прочитайте отрывок из сказки «Золушка».

Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке. Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см3. Выразите плотность в кг/м3. (Ответ. 2600 кг/м3). О каком физическом теле в тексте идет речь? Укажите вещество, из которого оно сделано. (Ответ. Туфелька, хрусталь.)

  1. Автомашина грузоподъемностью 3 т должна перевезти песок объемом 40 м3. Сколько рейсов потребуется для этого сделать?

  2. . На рисунке показаны три шара равной массы. Какой из них обладает наибольшей плотностью?



 

Блок 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

 Критерии оценивания:


  • Объясняет физический смысл плотности

  • Знает единицы физической величины

  • Знает формулу плотности

  • Умеет пользоваться таблицей плотностей

  • Решает задачи, применяя формулу плотности

  • Самостоятельно работает с учебником





 



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

         сегодня я узнал:

         было интересно:

         было трудно:

         я почувствовал, что:

         я приобрел:

         я научился:

         я смог:

         я попробую:

         меня удивило:

       урок дал мне для жизни:



Планируемые результаты:

  • оценочные действия по критериям;

  • корректировать ошибки, восполнять пробелы.

  • Давать адекватную оценку ситуации


Этап 5.2. Домашнее задание

Домашнее задание:§22, Выполнить домашний опыт: определить плотность мыла, ластика прямоугольной формы и т. д. Результаты оформить в тетради в виде задачи».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!