1 | Предмет | физика |
2 | Класс | 7 |
3 | Базовый учебник (выпущенный издательством «ДРОФА») | Перышкин А.В. |
4 | Тема урока | Плотность вещества |
5 | Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) | Изучение нового материала |
6 | Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) | Предметные: - умение описывать свойства тел используя физическую величину – плотность; - умение правильно трактовать физический смысл плотности, ее обозначение, единицы измерения, записывать формулу для расчета плотности; - овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; - приобретение опыта простых экспериментальных исследований. Метапредметные: - овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах; - Формирование монологической и диалогической речи; - формирование умений работать в группе. Личностные: - формирование целостного научного мировоззрения; - воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы; - формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу; - мотивация образовательной деятельности; - формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
7 | Межпредметные связи | обеспечить формирование умения определять плотность вещества и анализировать табличные данные, переводить значения плотностей в СИ, применять знания из курса окружающего мира, математики и ОБЖ |
8 | Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники) | Компьютерная программа «Конструктор уроков» |
9 | Материалы и оборудование | мензурка, весы, 3 цилиндра разной плотности, картофель. |
10 | Список используемой литературы | Учебник А.В. Перышкин издательство «Дрофа» |
№ | Этап урока (желательно указать затраченное время в минутах) | Деятельность учителя (включая задания для учащихся) | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (включая УУД) (при классификации УУД использовать только ФГОС) |
1. | Организационный момент. (1 мин.) | Создание положительного эмоционального настроя учащихся. Приветствие учителя. | Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы. | Цель - создание комфортной образовательной среды. Группы и роли |
2. | Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.) | Начинаем наш урок с опыта. 3 одинаковых цилиндра опускаем в 3 мензурки водой. Смотрим. Вода понялась на разные уровни. Ответьте на вопросы: Почему так происходит? От чего это зависит? О чем пойдет речь на уроке? | Учащиеся смотрят опыт, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока (Плотность вещества). | Цель - Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока, составление плана урока. Методы обучения: проблемный, Формы обучения: фронтальная Регулятивные УУД: составляют план и определяют последовательность действий |
Сформулируйте цель урока. | Учащиеся формулируют цель урока. (Изучить из чего состоят вещества. Или изучить плотность вещества.) |
Давайте составим план урока. | Учащиеся могут составить примерно такой план урока: 1.Плотность вещества. 2.Научиться решать задачи. 3.Проводить опыты, эксперименты. |
3. | Актуализация (3 мин.) | Опыт (слайд 1). Сравнение масс 2 железных цилиндров, имеющие разные объемы. Из чего состоят окружающие нас тела? От чего зависит масса? А объем тела? Сформулируйте гипотезу, предположение. | Учащиеся формулируют гипотезу: Масса тела зависит от рода вещества и от объема тела. | Познавательные УУД: анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки |
4. | Изучение нового (5 мин) | Опыт (слайд 2). Сравнение масс 2 разных тел одинакового объема. Сформулируйте вывод. | Вывод: 2 тела равного объема имеют разные массы, имеют разную плотность. | Цель – ввести понятие плотности, раскрыть физический смысл данного понятия Методы обучения: проблемный Формы обучения: фронтальная |
Определение плотности (слайд 3). Формула и схема для запоминания формулы (слайд 4, 5) | Записывают определение, формулу. |
Массы разных веществ в одинаковом объеме (слайд 6) что показывает плотность? | Учащиеся: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 метр кубический. |
5. | Работа в парах. Взаимопроверка. (10 мин) | Учитель показывает на доске решение задачи для нахождения плотности мрамора, просить учащихся самостоятельно перевести в граммы на сантиметры кубические. Проверка перевода. Самостоятельно ищет плотность для олова. Сравнить правильный ответ с таблицей (слайд 7). Жидкое олово, сравнить с таблицей (слайд 8). Обратите внимание на плотность жидкого и твердого олова. Найдите плотность кислорода (слайд 9). | Учащиеся решают 4 задачи. Взаимопроверка друг у друга. Оценка «5» за 4 положительных ответа, оценка «4» за 3 положительных ответа, оценка «3» за 2 положительных ответа. Сравнивают свои ответы с таблицей (слайд 7, 8, 9). Ставят оценки в тетрадь. | Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
6. | Физическая минутка. (1 мин.) | А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три- прижмем к плечам, на 4 – к небесам. Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись. Про пятерку не забудем- добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7- я. Сколько чисел я назвала? | Учащиеся выполняют упражнения. Ответ 7 чисел. | |
7. | Работа в экспертных группах (2 мин) | Проводит инструктаж по работе каждой группы, помогает, если это необходимо. | Учащиеся выбирают ведущего в группе (организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; дежурного (стенографиста, секретаря) – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей (писателя, выдумщика) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата). | Закрепление нового Цель – применение полученных знаний. Формы обучения: групповое и взаимообучение. Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
8. | Презентация (10 мин) | Лабораторная работа №1 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра» (слайд 10) Лабораторная работа №2 (Приложение 1) По прилагаемой таблице найдите соответствующее этой плотности процентное содержание крахмала. Сделайте вывод, для каких практических целей пригоден данный сорт картофеля. | Выступающий презентует результаты своей группы (ответы и вывод) получает дополнительный балл для своей группы от учителя за правильный ответ. Выполняют практическую работу по измерению плотности картофеля. |
9. | Заключительный этап (5 мин) | Работа в группах с тренажером (слайд 11) | Каждая группа выставляет общую оценку за 2 лабораторные работы и работу с тренажером. | Цель – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений. Формы обучения: выставление средней арифметической оценки за урок. Самооценка. |
10. | Рефлексия учебной деятельности (5 мин) | Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения. Предлагает оценить урок и свою деятельность. Задает вопросы: План урока выполнили? Цель урока достигли? Гипотезу опровергли или подтвердили? Что было интересно на уроке? Сложно или трудно? Металлическую деталь нагрели. Как измениться масса, плотность и объем детали? Корректирует оценки учащихся за урок. Дает домашнее задание | Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. Ставят оценку за урок в тетрадь. |
Проведите опыт. Надо определить плотность картофеля.
Положите 1 картофелину на весы.
Запишите результат в граммах.
Посмотрите объем воды налитой в мензурку. 1 мл = 1 см3.
Опустите картофель в воду.
Посмотрите, на сколько поднялась вода. Это и будет объём картофеля.
По прилагаемой таблице найдите соответствующее этой плотности процентное содержание крахмала. Сделайте вывод, для каких практических целей пригоден данный сорт картофеля.
Картофель, содержащий крахмала меньше 20% от массы всего клубня, идет на корм скоту. Картофель, с содержанием крахмала больше 20% лучше использовать для технических целей, например для переработки на крахмал и патоку. С такой же крахмалистостью нужен картофель для питания человека.