СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Единство гидросферы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мировой океан – главная часть гидросферы, объединяющая в единое целое воды всех океанов, 70% всей поверхности планеты.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Единство гидросферы"»

Технологическая карта урока №22


Тема урока: Единство гидросферы.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представлений о гидросфере.
Задачи урока:
- Рассмотреть следующие понятия: море, залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг.
- Раскрыть практическое значение гидросферы.
- Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
Давать определение понятию « гидросфера»;
Объяснять закономерности географической оболочки на примере гидросферы; значение круговорота воды в природе;
объяснять влияние Мирового океана на другие оболочки Земли; значение гидросферы.


Метапредметные
Коммуникативные:
Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи.


Личностные
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание единства гидросферы, значения морового круговорота воды в природе.


Ресурсы урока: учебник География 6 класс, автор Е.М.Домогацких и др., Москва « Русское слово»2016г., рабочая тетрадь, атлас 6 класс.

Ход урока

Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся

1.Актуализация знаний (5мин.)
Вспомним:
- Что такое гидросфера?
-Что такое Мировой океан?
- Древнегреческий учёный Фалес из Милета ( 640 – 654гг. до н.э.) говорил:» « Вода как жидкое, подвижное, всепроникающее, явилась началом всего». Как вы понимаете эти слова?
- К какому термину « погода» или « климат» подходит данное описание. Обведите основные слова, которые наиболее удачно подчёркивают характеристику данного термина.

С утра светило солнце. Я вышел на прогулку. Вдруг резко подул ветер, налетели серые тучи и заморосил мелкий холодный дождь. На улице стало сыро и неуютно. Осень полна сюрпризов. Как обычно, погода резко меняется к обеду.
Солнце медленно скрывается за пеленой серо – жёлтых облаков, и небо проливается на 5-6ч. ливнем.
Дышать становится тяжело. Настроение падает, и только остаётся ждать утренного солнца.
Ответы

2.Организация познавательной деятельности ( 20мин.)
Решаемая учебная проблема:
Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?

1 этап.
Что такое гидросфера?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут такие слова: « Вода! Ты самое большое богатство на свете!»
-Ребята, подумайте, исходя из названия темы и эпиграфа, какова цель нашего урока?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Повторим: какими особенностями обладает вода?

Проблемный вопрос:
Почему вода на Земле не исчезает бесследно?
Где в природе вы встречали воду?

2 этап.
Агрегатные состояния воды.
- Вам уже известно, что вода – это удивительный минерал, который может находиться в разных состояниях.
- В каких трёх состояниях существует вода на Земле?
- Приведите примеры перехода воды в разные агрегатные состояния.
- Как называются процессы перехода из одного состояния в другое?

3 этап.
Состав гидросферы.
- Как называется водная оболочка Земли?
- С помощью текста учебника определяем соотношение поверхности суши и Мирового океана на Земле.
- Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте мира?
- Какие части гидросферы нельзя увидеть на физической карте?

Составление схемы « Гидросфера»
- По месту их нахождения:
Гидросфера
Воды Мирового океана Воды суши Вода в атмосфере
В каких оболочках Земли Встречается вода?
- Представьте себе океана…….
- Каким его можно назвать? ( Ребята подбирают эпитеты)
4 этап.
Мировой океан – главная часть гидросферы, объединяющая в единое целое воды всех океанов, 70% всей поверхности планеты.
Схема проецируется на доске6
- Покажите на физической карте границы океанов и скажите, где они проходят.
Значительные по площади части акватории океана, отличающиеся от него особенностями географического положения, называются морями.

Составим схему:
Моря
Окраинные
- моря, которые расположены по окраинам материков Внутренние
- моря, которые отделены от океана островами или группами островов ( архипелагами), либо глубоко вдаются в сушу, называются средиземными или внутренними.

Пример, Средиземное и Чёрное море.

5.Свойства вод Мирового океана.
Морская вода – это водный раствор многих солей.
Обычно в 1кг (1л) морской воды растворено 35г разных солей
( примерно 1чайная ложка на стакан воды).
Эту величину называют солёностью и измеряют в промилле ( тысячных долях числа – промилле %).
Средняя солёность Мирового океана – 35%, или 35 промилле.
Красное море – 42%, а в северных морях – 31 -32%.

6.Круговорот воды в природе.
Какую закономерность природы можно проследить при изучении

7.Значение гидросферы.
Докажите, что вода – это основа жизни на Земле.
Рассмотреть рис.107 учебника на стр. 148.
круговорота воды?
( Цикличность, единство).
Вывод: все процессы на Земле связаны между собой и развиваются циклично. Нахимовцы перечисляют свойства и состояния воды.
Ответы

Работа по физической карте полушарий в парах.
Океаны, моря, реки, озёра, болота, подземные воды.
Подземные воды и водяной пар.

Запись в тетрадь.
Мировой океан
Океаны Моря
Заливы Проливы
Часть Мирового океана, расположенная между отдельными материками Часть океана, расположенная между отдельными материками. Часть океана, вдающаяся в сушу, свободно сообщающаяся с океаном. Часть океана или моря, узкое водное пространство, ограниченное берегами.
Запись в тетрадь.
Рассмотреть рисунок 106 на стр.148
Составьте рассказ о круговороте воды.
- С какого процесса начинается круговорот воды?
( Испарение).
- Как называется процесс превращения воды из газообразного в жидкое состояние? ( Конденсация)
- Какими путями выпавшие на земную поверхность осадки снова поступают в океан? ( при таянии ледников, поверхностного стока рек, подземных вод.)
Расставьте части круговорота воды в их правильной последовательности: суша, океана, атмосфера, океана.
Океан Атмосфера Суша Океан

3.Применение новых знаний (10мин.)
Практическая работа.
Нанести на контурную карту следующие географические объекты:
- три внутренних моря;
- три окраинных моря;
- три залива;
- три пролива;
- три самых больших острова;
- три полуострова;
- три архипелага.

Рабочая тетрадь параграф №22.
Решите задачу:
Сколько граммов различных веществ можно получить из 1т черноморской воды, если её солёность 18% ( промилле)?
Во сколько раз меньше, чем из 1т воды Красного моря?
Дано:
V = 1т
Солёность Черного моря – 18%
Красного моря – 42%
Найти:
Сколько соли можно получить из 1т воды этих морей. Решение:
1т = 1000л
1). 1000 * 18 - 18000г = 18кг – масса соли, которую можно получить из черноморской воды.
2). 1000 * 42 = 42000 = 42кг.
3). 42 : 18 = 2,3.
Ответ: из воды Красного моря можно получить в 2,3 раза больше соли, чем из воды Чёрного моря.
Вывод: Солёность в разных морях разная.

4.Рефлексия (5мин.)
- Что нового Вы узнали на уроке?
- Какими умениями и навыками Вы стали обладать?


5.Задание на самоподготовку (3мин.)
д/з п.№22.




География 6 класса
Технологическая карта урока №23
Тема урока: Воды суши: реки и озёра. Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Цель урока: сформировать представление о частях речной системы и долины; о типах озёрных котловин.
Задачи урока:
- Научит измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по топографическим картам.
-Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин.
- Формировать умение определять географическое положение и описание озёр по типовому плану.
- Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Планируемые результаты
Предметные
Давать определение понятиям « речная система», « исток», « русло», « бассейн реки», « сточные и бессточные озёра»;
Объяснять условия образования рек, озёр; определять виды рек и озёр;
Описывать строение рек и озёр, режим реки, питание рек и озёр.
Метапредметные
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи. Личностные
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и значения гидрографических объектов суши.
Ресурсы урока: учебник География 6кл., авторы Е.М. Домогацких и др., Москва « Русское слово» 2016г., рабочая тетрадь, атлас 6 класс.
ИКТ на уроке: презентация : « Гидросфера»
Ход урока
Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся
1.Актуализация знаний (5мин.)
Вспомните:
- Что такое гидросфера?
- Какие части входят в состав гидросферы?
- Круговорот воды в природе. Ответы нахимовцев.
2.Мотивация познавательной деятельности ( 5мин.)
Вы узнаете:
- Что такое река.
- Чем отличается горная река от равнинной.
- Чем отличается озеро от реки.
- Какие бывают озёра. 3.Организация познавательной деятельности (20мин.)
1 этап.
Реки.
- Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды.
Вспомните:
- Какие части природы в нём задействованы?
- Какие из них относятся к объектам гидросферы?
- Какие из них относятся к водам суши?
- Формулируем понятие « река», составляем схему понятия:
Определение Что такое Существенные признаки
Река = Водный поток + - естественный
- постоянный
- текущий по выработанному углублению – руслу.
Река – это естественный, постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, которое называется русло.
Река совершает большую геологическую работу – формирует свою речную долину.
Водный поток размывает горные породы и образует углубление – русло .
Русло находится на дне речной долины.
Составление схемы речной системы:
Слайды №4,5,6.
Работа с новыми понятиями.
Текст параграфа и фотоиллюстрации ( рис. 108 -110 учебника стр.151 -152) знакомятся с понятиями, выделяем их главные особенности
Речная долина - относительно узкое, извилистое углубление в рельефе, на дне которого протекает река.
Исток - начало реки.
Устье - место впадения реки в другую реку, море, океан, озеро, водохранилище.
Речная система - Река со всеми её притоками.
Речной бассейн - территория, с которой река собирает свои воды.
Водораздел - граница между речными бассейнами.
В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки.
Составим схему:
Реки
Горные Равнинные
- узкое русло
- неглубокие
- быстрое бурное течение
- много порогов
- переплыть их или перейти вброд почти невозможно - широкое русло
- медленное плавное течение
- извилистое русло.
Если на пути реки оказывается крутой уступ, вода свободным потоком обрушивается с этого уступа вниз, образуя водопад.
Самый высокий водопад Анхель в Южной Америке , река срывается вниз с высоты более1км.
2этап.
Озёра.
Помимо рек, водные запасы на суше сосредоточены и в озёрах.
Попробуйте сформулировать определение этому понятию.
- Сравните два понятия: река и озеро
- Что у них общего?
- В чём заключается разница?
В отличие от моря, озеро не является частью океана, вода в нём не течёт как поток в русле.
Озеро – это естественный водоём, который отличается замедленным водообменом.
Общая площадь озёр на Земле не так уж и велика – около 2 млн.кв.км.( примерно 1,5% площади суши).
Самое глубокое озеро мира Байкал (1620м).
Для того чтобы сформировалось озеро, необходимо два главных условия – наличие воды и понижения в рельефе, в котором скапливается вода, - озёрная котловина.
Классификация озёр
По размерам По солёности По происхождению По сточности
- большие
- средние
- мелкие - солёные
- пресные - в разломах земной коры
- в прогибах земной коры
- в поймах рек
- термокарстовые – в областях с многолетней мерзлотой при её оттаивании.
- карстовые – в районах, где есть полости в растворимых породах.
- запрудные
- остатки древних морей. - сточные и бессточные.
Решаемая учебная проблема
Какие факторы влияют на плотность речной и озёрной систем? Ответы нахимовцев.
Запись в тетрадь.


Зарисовать схему в тетрадь.
Работа с текстом учебника.
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь.
Понятие Что такое Существенные признаки
Озеро = Водоём
+ - естественный
-замкнутый
-расположен в природном углублении – озёрной котловине
- не является частью океана.
Запись в тетрадь.
Работа с текстом учебника.
С помощью текста учебника ( пункт « Озёра» ответьте на следующие вопросы:
- Чем отличается озеро от водохранилища?
- Какие озёра называются сточными, какие – бессточными?
В чём особенности свойств воды бессточных озёр?
- Где они чаще всего встречаются?
- Назовите самое большое озеро на Земле. Почему его называют морем – озером.- Найдите на карте России Каспийское озеро. Как вы думаете, почему оно так называется.
Ответы нахимовцев.
4.Применение новых знаний ( 10мин.)
Практическая работа№ 8.
« Описание по карте географического положения одной из рек Земли»
1.Работа с физической картой России.
- Найти на карте и подписать на контурной карте реки:
Волга, Лена, Обь, Енисей.
- Укажите точками истоки подписанных рек.
- Укажите стрелками направления течения рек.
- Подпишите правые и левые притоки данных речных систем.
- Подпишите моря, в которые впадают эти реки.
2. Характеристика реки по плану.
План описания реки представлен в Приложении учебника стр.216.
Работа с физической картой России.
План описания реки представлен в Приложении учебника стр.216.
5.Рефлексия ( 5 мин.)
- Что нового Вы узнали на уроке.
- Какими умениями и навыками стали обладать?
Ответы нахимовцев.
6.Задание на самоподготовку ( 3мин.)
Параграф №23, выполнить практическое задание №2 ( заполнение таблицы, стр.155 учебника). География 6 класса
Технологическая карта урока №24
Тема урока: Воды суши: подземные воды и природные льды. Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Цель урока: сформировать представление о видах подземных вод и ледников.
Задачи урока:
- Рассмотреть процесс образования подземных вод.
-Воспитание бережного отношения к подземным водам.
-Ознакомление с причинами образования ледников.
-Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Планируемые результаты
Предметные
Давть определение понятиям « грунтовые, межпластовые, артезианские воды, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота»;
Объяснять условия залегания и использования подземных вод, природных ледников;
Определять существенные признаки понятий.
Метапредметные
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи. Личностные
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и значения гидрографических объектов суши.
Ресурсы урока: учебник 6 класс География, авторы Е.М. Домогацких, Москва « Русское слово» 2016г., рабочая тетрадь, атлас 6 класс.
ИКТ на уроке: презентация: « Подземные воды и ледники».
Ход урока
Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся
1.Диагностика ранее полученных знаний ( проверка домашнего задания) (3мин.)
1.Определите по физической карте России реку по данным географическим координатам:
1 вариант 2 вариант
1.60с.ш. и 79 в.д. ( р. Обь) 1.52с.ш. и 47 в.д. (р. Волга)
2.66с.ш. и 87 в.д. (р. Енисей) 2.48 с.ш. и 135 в.д. ( р. Амур)
2.По физической карте мира определите, в каком направлении протекают реки:
А). Амазонка
Б). Нил
В). Лена
3.Самые длинные реки Земли:
1).Обь, Волга, Хуанхэ
2).Амазонка, Нил, Миссисипи.
3).Лена, Конго,Янцзы.
Ответы нахимовцев.
2.Актуализация знаний (5мин.)
Вспомните:
1.Что такое гидросфера?
2.Из каких частей состоит гидросфера?
3.Как вода попадает на поверхность Земли?
Сегодня на уроке Вы узнаете:
- Как образуются подземные воды?
- Какие воды называют артезианскими?
-Как образуются ледники?
- Какими бывают ледники? Ответы нахимовцев.
3.Организация познавательной деятельности ( 20мин.)
Решаемые учебные проблемы:
1.Является ли наличие ледников достоинством какой – либо территории?
2.В каких районах планеты можно ожидать возникновения больших скоплений природного льда?
1 этап.
Образование подземных вод.
В повседневной жизни подземные воды мы можем наблюдать в родниках и колодцах.
Подземные воды – один из главных источников пресной питьевой воды для человека.
Главный источник подземных вод – дожди или тающий снег.
Часть воды поступает в виде пара из глубинных слоёв Земли.
В земной коре вода находится как в жидком так и в виде льда и пара.
Составьте определение понятию подземные воды.
Слайды №1,2,3.
Рассмотреть образование подземных вод.
-Грунтовые воды
- Межпластовые воды
- артезианская вода
- Минеральная вода
Горные породы
Водопроницаемые Водонепроницаемые
Песок, гравий, галька, щебень. Глина, гранит, мрамор, кварцит, базальт.
Чем крупнее поры, трещины, тем быстрее скорость просачивания.
Почва
Водопроницаемый слой
Водоупорный слой
Водопроницаемый слой
Водоупорный слой
Вопросы для закрепления:
- Что служит источником грунтовых вод и как изменяется их количество по сезонам года?
- Объясните, от каких причин зависит чистота грунтовых вод.
- Объясните, что такое родник и как он образуется.
- Изменяется ли количество родников по сезонам года?
2этап.
Природные льды.
Образование ледников.
Слайды №4,5,6.
- Вспомните, как изменяется температура воздуха с высотой.
При подъёме на каждый километр температура воздуха уменьшается на 6 градусов. Это значит, что на определённой высоте температура воздуха всегда будет отрицательной, где не может существовать жидкая вода.
И если до этой высоты поднимаются высокие горы, то на их вершинах круглый год будет выпадать снег, который никогда не тает (рис.117, стр.159 учебника).
Ледники
Покровные ( материковые) Горные
Сформулируйте определение понятий:
- Ледник
- Горный ледник
- Покровный ледник
- Что у этих определений общего?
- Чем отличаются друг от друга?
Самые крупные на Земле покровные ледники – в Антарктиде – 14 млн.кв.км. и Гренландии -1,8 млн. кв.км.
Самые длинные горные ледники мира:
- ледник Беринга на Аляске (80км)
- ледник Федченко на Памире (77км.)
- в России – ледник Безенги на Кавказе ( около 18км.)
В Антарктиде и Гренландии – крупные ледниковые языки спускаются с материка и откалываются от ледникового щита в океан. Так образуются айсберги.
Историческая справка « Титаник» стр.199 Методические рекомендации 6 . Понятие Ключевое слово Существенные признаки
Подземные воды = Воды + -находятся в земной коре
Ответы нахимовцев
Понятие Что такое Существенные признаки
Ледник = Скопление льда + - атмосферного происхождения
-медленно движется по земной поверхности
Горный ледник = Скопление льда + - на вершинах высоких гор
Покровный ледник = Скопление льда + - на больших пространствах полярных территорий.
- Вывод:
Ответы нахимовцев.
4.Применение новых знаний ( 10мин.)
Практическая работа №9
« Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»
5.Рефлексия (5мин.)
- Что нового Вы узнали на уроке?
- Какими навыками и умениями Вы стали обладать?
Ответы нахимовцев.
6.Задание на самоподготовку.
Параграф №24.
География 6 класса
Технологическая карта урока №25
Тема урока: Биосфера. Царства живой природы. Тип урока: ИНМ.
Цель урока: - формирование представлений о биосфере.
Задачи урока:
- Сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле.
-Раскрыть практическое значение биосферы.
- Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Давать определение понятию « биосфера»;
Объяснять особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы;
Определять причины разнообразия растений и животных.
Метапредметные
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.
Регулятивные:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи. Личностные
Осознание целостности мира и мгообразия взгядов на него; сформировать учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики царств живой природы, понимание значения охраны природы.
Ресурсы урока: учебник География 6 класс, авторы Е.М. Домогацких и др., Москва « Русское слово»2016г., рабочая тетрадь, атлас 6класс.
ИКТ на уроке: презентация: « Биосфера»
Ход урока
Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся
1.Актуализация знаний ( 5 мин.)
Вспомните:
-Что такое живая природа?
-Чем отличается живая природа от неживой природы?
- Что такое биосфера?
Ответы нахимовцев.
2. Мотивация познавательной деятельности ( 2мин.)
Вы узнаете:
1.О разнообразии жизни на Земле.
2.Из каких царств состоит живая природа.
3.В чём особенности каждого царства природы. 3.Организация познавательной деятельности ( 20 мин.)
Решаемая учебная проблема
Какое царство самое главное?
Живые организмы на Земле очень многочисленны и разнообразны, их насчитывается несколько миллионов видов, но при этом все они относятся всего к четырём царствам живой природы.
- Попробуем вспомнить и назвать эти царства.
Задание 1.
Используя текст учебника, стр.166, дайте характеристику царств природы по предложенному плану.
Работа выполняется по вариантам ( каждому варианту предлагается заполнить по две графы таблицы).
Пункты сравнения Бактерии Грибы Растения Животные
1.Число видов 2.Особенности строения 3.Значение в природе - По окончании работы проводится самопроверка, в ходе которой заполняются все графы таблицы.
Задание 2.
Используя слайды с изображением живых организмов, соотнесите представителей живой природы с тем царством, к которому они относятся Названия живых организмов выпишите в соответствующую графу таблицы ( работа в тетради).
По окончании работы производится самопроверка.
Задание 3.
Соотнесите перечисленные характерные особенности живых организмов с царствами живой природы.
Знак «+» впишите в соответствующую графу таблицы.
Утверждения:
1.Они являются опылителями растений.
2.Питаются готовым органическим веществом, бывают одноклеточными и многоклеточными .
3.Очищают воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
4.В их клетках нет ядра.
5.Только они , используя энергию солнца, образуют органические вещества.
6.Имеют микроскопические размеры и высокую жизнеспособность.
7.Ведут неподвижный образ жизни, разлагают остатки животных и растений.
8.Представителей данного царства обобщённо называют « фауна».
Пример выполнения задания
-39370317500Утверждения
Царства 1 2 3 4 5 6 7 8
Бактерии + + Грибы + + Растения + + Животные + +
Задание 4.
Опережающее задание по теме: « Круговорот веществ в природе»
Работа с текстом учебника .
Заполнить таблицу.
Работа с таблицей.
Составить схему круговорота в тетради.
4.Применение новых знаний ( 10 мин.)
Давайте попробуем применить новые знания для решения главной проблемы, которая была поставлена в начале урока:
Какое царство самое главное?
Для решения проблемы используются наводящие вопросы:
- Представителей какого царства мы чаще всего встречаем в природе
- Какие организмы образуют органические вещества, которыми питаются представители всех царств?
-Кто поставляет кислород для дыхания всех живых организмов?
Оцениваются устные ответы учащихся. Ответы нахимовцев.
Вывод:
Каждое царство выполняет свою определённую роль, но царство растений особенно важно для природы.
4.Рефлексия (5 мин.)
- Что нового Вы узнали на уроке.
- Каким навыками и умениями Вы стали обладать.
Ответы нахимовцев.
5.Задание на самоподготовку (3мин.)
Параграф №25, составить кроссворд на тему: « Представители царств живой природы», работа с терминологическим словарём стр. 169 учебника. География 6 класса
Технологическая карта урока №26
Тема урока: « Биосфера и охрана природы» Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Цель урока: сформировать представление о необходимости охраны органического мира.
Задачи урока:
-Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира Ленинградской области.
-Рассмотреть специфику природы родного края.
-Раскрыть причины уникальности природы.
-Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации.
- Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Планируемые образовательные результаты урока
Предметные
Объяснять необходимость охраны органического мира;
Определять характер взаимного влияния живого и неживого мира; причины возникновения проблемы исчезновения отдельных представителей органического мира; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли.
Метапредметные
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи.
Личностные
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций.
Ресурсы урока: учебник 6 класс «География 6», автор Е.М. Домогацких и др., Москва « Русское слово», 2016г., рабочая тетрадь 6 класс, атлас 6 класс.
ИКТ на уроке: презентация « Растения и животные Ленинградской области»
Ход урока
Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся
1.Мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Вы узнаете:
1.О зарождении жизни на Земле.
2.О границах распространения организмов.
3.О роли биосферы в жизни планеты.
4.О влиянии человека на биосферу.
2.Актуализация познавательной деятельности (5 мин.)
Вспомните:
1.Что такое биосфера?
2.Что такое природа?
3.Какие царства составляют живую природу?
Ответы нахимовцев.
3.Организация познавательной деятельности (20минг.)
Проблемный вопрос:
Как вы думаете:
Возможно ли, используя компоненты природы, не наносить ей вреда?
Как вы можете участвовать в защите природы?
1 этап.
Работа с текстом учебника, параграф №26, стр.171 -172.
Появление жизни на нашей планете.
2этап.
Владимир Иванович Вернадский создал учение о биосфере.
Он доказал, что биосфера – это единая и сплошная оболочка, которая связана всеобщим круговоротом вещества и энергии.
3 этап.
Охрана природы.
- Создание особоохраняемых территорий и « Красной книги».
Ответы нахимовцев.
4.Применение новых знаний (10мин.)
Практическая работа №10
« Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
Демонстрация презентации.
Выполнение работы в тетрадях.
Вид растения Распространение Значение
Вид животного Распространение « Красная книга»
5.Рефлексия (5 мин.)
- Что нового вы узнали на уроке?
Ответы нахимовцев.
6Задание на самоподготовку
Параграф №26. География 6 класса
Технологическая карта урока №28
Тема урока: « Природный комплекс» Тип урока: ИНМ.
Цель урока: формирование представлений о природных комплексах.
Задачи урока:
- Сформировать представление о природном комплексе.
-Рассмотреть виды природных комплексов.
-Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Планируемые образовательные результаты урока
Предметные
Давать определение понятиям « природный комплекс», « природно – хозяйственный комплекс». « геосфера»; Объяснять законы географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку( ГО).
Метапредметные
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи. Личностные
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии; понимание специфики и своеобразия природных комплексов.
Ресурсы урока: учебник 6 класс, автор Е.М. Домогацких, М., 2016г.» Русское слово», рабочая тетрадь, атлас 6 класс.
ИКТ на уроке: презентация: « Природные комплексы»
Ход урока
Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся
1.Мотивация познавательной деятельности (5мин.)
Вы узнаете:
1.Что такое природный комплекс.
2.Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса.
3.Чем отличаются природные комплексы друг от друга.
4.Что такое географическая оболочка.
2.Актуализация познавательной деятельности (5мин.)
Вспомним:
1.Что такое природа?
2.Что такое компоненты природы? Ответы нахимовцев.
3.Организация познавательной деятельности (20мин.)
Взаимосвязанными компонентами природы являются:
- рельеф
- климат
- почвы
- водные объекты
- растения
- животные.
Именно их сочетание и создаёт определённый облик природы в каждой местности.
- Приведите примеры обмена веществами между оболочками Земли.
- Составьте схему: « взаимодействие оболочек Земли».
Атмосфера Литосфера
Гидросфера Биосфера
- Расскажите, как земные оболочки влияют друг на друга .
- Приведите примеры взаимного влияния оболочек Земли.
Таким образом, между оболочками существует множество разнообразных видимых и невидимых связей.
Сформулируйте определение понятия географическая оболочка.
Понятие Что такое Существенные признаки
Географическая оболочка = Оболочка Земли + В которой:
- соприкасаются
- проникают друг в друга
- взаимодействуют верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и биосфера.
- Рассмотрите рис.137, стр.186 учебника.
Сколько и какие природные комплексы можно найти на этой фотографии?
- Так что же такое природный комплекс?
Понятие Что такое Существенные признаки
Природный комплекс = Территория + Со взаимосвязанными природными компонентами
- На стр. 187 учебника помещены фотографии разных природных комплексов Земли. Расскажите о них.
Ответы нахимовцев.
Примеры ( варианты ответов):
- ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, которые переносят влагу из одних районов в другие;
- тёплые и холодные течения влияют на температуру воздуха;
- под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф;
- из останков живых организмов образуются осадочные горные породы в земной коре ( известняк, торф, каменный уголь).
Запись в тетрадь.
Ответы нахимовцев.
4.Применение новых знаний (10мин.)
Практическая работа №11.
« Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности»
5.Рефлексия(5мин.)
- Что нового Вы узнали на уроке.
Ответы нахимовцев.
6.Задание на самоподготовку (3мин.)
Параграф №28. География 6 класса
Технологическая карта урока №27
Тема урока: « Почва»
Тип урока: ИНМ.
Цель урока: формирование представлений о почве и её структуре.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с понятием « Почва».
- Рассмотреть специфику почв.
- Раскрыть причины уникальности данного компонента природы.
- Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
- Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Давать определение понятиям « почва», « плодородие»;
Объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
Определять условия образования почв.
Метапредметные
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи. Личностные
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики почвы как особого природного тела.
Ресурсы урока: учебник География 6, авторы Е.М. Домогацких и др., М., ООО « Русское слово – учебник» 2016., рабочая тетрадь и атлас 6 класс.
ИКТ на уроке: презентация « Почва».
Ход урока
Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся
1.Мотивация познавательной деятельности (5мин.)
Вы узнаете:
1.Что такое почва и как она формируется.
2.Что такое плодородие.
3.Какой слой почвы самый плодородный.
4.Из чего и как образуется гумус.
5.Зачем нужна вода в почве.
2.Актуализация познавательной деятельности (5мин.)
Вспомните:
1.Что такое литосфера?
2.Что такое земная кора?
3.Из чего состоит земная кора? Ответы нахимовцев.
3.Организация познавательной деятельности (20мин.)
Вы уже много знаете о почве.
Сегодня мы с вами построим урок в форме рассуждений, сравнений, анализа и узнаем ещё много нового о почве.
Сформулируйте самостоятельно определение понятия почва.
Понятие Что такое Существенные признаки
Почва = Верхний слой земной коры + - рыхлый
-обладает плодородием
Почва образуется в результате взаимодействия живой и неживой природы.
--- Какие компоненты природы принимают участие в образовании почвы?
----Чем почвы отличаются от горных пород?
---Из чего образуется перегной?
---Зачем удобряют почву?
Русский учёный В.В. Докучаев создал науку о почве, законах её образования и сохранения плодородия – почвоведение.
Он назвал почву « зеркалом природы», подчёркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы и является результатом этого взаимодействия.
Докучаев выявил почвообразующие факторы.
--- Что такое фактор?
Климат Растительность Рельеф Горные породы
35623517462500248983559055002737485116205001670685190500
Почва
299085-2540002489835-2540002947035-2540001861185-254000
Животные Деятельность человека Грунтовые воды Время
Образование почв зависит от многих условий:
- состав горных пород
- климата
-подземных вод
- растительности
- животных.

Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими ( материнскими).
На песках формируются песчаные почвы На глинах – глинистые На россыпях камней - каменистые
Формирование почвы происходит очень медленно.
За 100 лет толщина почвы увеличивается на 1 -2 см.
Воздействие человека на почву целенаправлено.
Каково воздействие человека на почву?
- Распашка полей под сельскохозяйственные культуры.
- выпас скота.
Всё это способствует уничтожению верхнего плодородного слоя земли.
Главное свойство почвы – это её плодородие.
Оно зависит от содержание гумуса или перегноя в почве.
Рассмотреть почвенные слои.
А. Гумусовый горизонт.
В1 – горизонт вымывая.
В2 – горизонт вмывания.
С. Материнская горная порода.
- Рассмотреть условия развития разных типов почв.
Учебник стр. 182 – 183.
- Рассмотрите рисунок 134, стр.182 учебника.
По строению почвенного разреза определяют тип почвы.
- Какие почвы плодородные?
- Какие природные условия наиболее благоприятны для формирования плодородных почв?
- Вы все хоть однажды раскапывали почву.
Допустим, вы обнаружили в почве вашего участка присутствие дождевых червей, кротов и землероек.
Вред или пользу приносят эти животные почве и растениям?
Ответы нахимовцев.
Горные породы, животные, растения, вода, климатические условия.
- Проанализируйте схему и расскажите, как указанные в схеме факторы влияют на образование почвы.
Работа с текстом учебника.
Ответы нахимовцев.
Запись в тетрадь.
Ответы нахимовцев.
4.Применение новых знаний (10мин.)
Практическое задание.
- Можно ли создать искусственную почву?
- Какой материал нужно для этого взять, какие условия создать?
Предложите свой проект.
Обсуждение в парах.
5.Рефлексия (5мин.)
- Что нового Вы узнали на уроке.
6.Задание на самоподготовку (3мин.)
Параграф №27. Тема урока: « Природные зоны» .
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Планируемые предметные результаты.
1.Предметные – Объяснять законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку; определять существенные признаки понятий, характер размещения природных зон.
2.Метапредметные – Коммуникативные: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связ
3.Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и причин разнообразия природных зон.
Ход урока.
Работа с текстом учебника и картами атласа.
Практическая работа №12.
« Описание природных зон Земли по географическим картам».
Природные зоны Тип климата Почвы Растительность Животный мир
Арктические пустыни Тундра Лесотундра Тайга Смешанные леса Широколиственные леса Лесостепь Степь Полупустыни и пустыни умеренного пояса Тропические пустыни Саванны Влажные экваториальные леса Итак. Природные зоны описали, а теперь сформулируем понятие природная зона.
Понятие Что такое Существенные признаки
Природная зона = Территория + - ( какая?0 – со сходными природными комплексами
- ( как образовалась?) – под воздействием тепла и влаги
- внешний облик определяет преобладающая растительность.
Вывод:
Параграф №29.


Приложенные файлы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!