| - Сегодня у нас на уроке не обычный урок, а урок путешествие. С каким настроением мы отправляемся в путешествие? Обратите внимание на экран( Слайд 1.),где изображены пять типов настроений. Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению в начале урока, и поставьте, выбранный номер в тетради. | Ребята смотрят на экран и выбирают «настроение», с которым они пришли на урок. Выбирают тип настроения под номером и заносят в тетрадь на полях рядом с датой проведения урока. | Слайд 1. Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению в начале урока, и поставьте, выбранный номер в тетради. | | |
Мотивация учебной деятельности | - Наверное, все вы любите сказки? Итак, слушаем, возможно, известную вам сказку. (под тихую мелодичную музыку учитель читает сказку) Жила богиня Вселенная. У нее был сын, которого звали Солнцем. Чтобы сын не был одиноким, решила Вселенная подарить ему сестренку. Взяла газовые пылинки, добавила частицы льда и закрутила со страшной скоростью. Так образовалось тело планеты, которую она назвала Землей. Полюбовалась своей работой и сказала: «Доченька, я дала тебе все, чтобы ты жила. А дальше позаботься о себе сама. Если будешь трудолюбивой и мудрой, то будешь жить долго» Запомнила слова матери Земля и быстро принялась за работу. Сначала решила внешность свою изменить. Там, где поднимала руку, образовались…(горы), там, где опускала, - …(равнины). Осмотрела свое творение и сказала: «Пусть это будет царством….(суши)!». Затем растопила частицы льда – начала образовываться…( вода).вытолкнула она ее на поверхность и заполнила все пониженные места. Посмотрела удовлетворенно на свой наряд и воскликнула : «Пусть это будет царство…(воды). Захотелось планете укрыться прозрачной дымкой, и из смеси газов образовалось прозрачное царство воздуха. А чтобы жизнь была радостной, заполнила все мелодичными звуками царства живых организмов. И вдруг загрустила Земля. «Как это так, царства есть, но без названий? Не годится им без имени быть». И планета дала им названия. Вопрос: Кто догадался, как назвала Земля свои царства? | Ребята внимательно слушают, отвечают в тот момент, когда учитель делает паузу. Ученики выполняют задание на экране. «Продолжи предложение» |
Слайд 2. Царство суши- …. Царство воды-….. Царство воздуха-…. Царство живых организмов - …. | | Регулятивные: умение применять имеющиеся знания для поиска решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач Личностные: мотивация учения Коммуникативные: выражение своих мыслей |
Актуализация опорных знаний | - Для того чтобы попасть нам в царство гидросферы, нужно пройти испытание. Вы готовы его пройти? Учитель выслушивает и корректирует ответы учащихся | Учащиеся смотрят на экран. Необходимо отгадать загадку и ответить на вопросы.(ученик читает загадку вслух, а затем поочередно зачитывают вопросы) Учащиеся обобщают свои ответы и делают вывод. | Слайд 3. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Слайд 4. 1.В каких состояниях может находиться вода? 2.Приведите примеры перехода воды в разные состояния. 3.Какие свойства имеет вода? Слайд 5. «Три состояния воды» «Свойства воды» | | Регулятивные: целеполагание, умение применять имеющиеся знания для поиска решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач Личностные : смыслообразование Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Изучение нового материала | 1)Читает стихотворение: Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться «Вода». 2. Контролирует работу учащихся. 3)Демонстрирует на экране, правильно выполненную схему + дополнительный материал. 4) Беседа с учащимися по вопросам: - В каких оболочках Земли встречается вода? - Представьте себе океан… - Каким его можно назвать. 5)Демонстрирует образование «Круговорота воды в природе» с помощью модели с использованием магнитной доски, сопровождая показ чтением стихотворения: Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает (река), Река полноводно бежит на просторе, Пока, наконец, не вливается в (море). Моря пополняют запас (океана): Сгущается влага над ним, как сметана, Она поднимается выше… пока Не превращается в (облака). А облака, пролетая над нами, Дождем проливают, сыплют снегами. Снега превратятся весной в ручейки, Ручьи побегут до ближайшей реки… Все это и зовут в народе: (КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ) | 1)Слушают стихотворение. 2)Отвечают на вопрос и выполняют письменное задание в тетради. 3) Работа с текстом учебника и в рабочей тетради. 3)Отвечают после выполнения работы 4) Проверяют свои схемы, исправляют ошибки.. 5) Дети отвечают на вопросы, подбирают эпитеты.
6) Слушают стихотворение учителя и отвечают в тот момент, когда учитель делает паузу.
7) Ученики самостоятельно работают с текстом в учебнике, рассматривают рисунок; отвечают на вопросы с экрана. | Слайд 6. Задания: 1.Какой вывод можно сделать из текста стихотворения? 2.Записать в тетрадь определение понятия «гидросфера».
Слайд 7. Прием «Творческая лаборатория» Задание: по тексту учебника на стр. 146-147 создайте схему «Гидросфера», разделив все виды природных вод по месту их нахождения.
Слайд 8. Схема «Состав гидросферы»
Слайд 9. Работа с рисунком 106 на странице 148. и текстом учебника(пункт «Единство гидросферы). Вопросы: - С какого процесса начинается круговорот воды? - Как называется процесс превращения воды из газообразного в жидкое состояние? - какими путями , выпавшие на земную поверхность осадки поступают в океан? - расставьте части круговорота воды в их правильной последовательности: суша, океан, атмосфера, океан. - Какую закономерность природы можно проследить при изучении круговорота воды? (цикличность, единство, взаимосвязь оболочек) | | Регулятивные: развитие умений слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Оформлять свои мысли в устной форме; Личностные: побуждение ученика к деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Физкультминутка | Читает речитатив. Показывает упражнения учащимся. | Ребята встают из - за парт, выполняют вместе с учителем упражнения. | Слайд 10. Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка, На четыре- три кивка, Пять – руками помахать, Шесть – тихонько сесть. | | |