Педагогическая характеристика занятия
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Обществознание
Класс -7
Тема урока: «Что такое семейный бюджет: или откуда приходят и куда уходят деньги».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Сформировать представления учащихся о семейном бюджете и о его роли в семье.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать значение семейного бюджета и более рационально его планировать, критически оценивать свои действия и поступки.
Предметные: знать понятия и пользоваться ими : «бюджет», «расход», «доход», «обязательные», «произвольные», «сбалансированный» , «дефицитный», «профицитный».
Метапредметные:
- коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
- регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.
- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.
Формы организации учащихся: групповая, фронтальная, работа в парах в парах, работа с учебникои и словарем
Методы и технологии: ИКТ, кейс-стади, технология развития критического мышления, проектная деятельность
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация, кейс-задания., нарезанные листы бумаги, учебники, словарь урока(Приложение №4)
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Прием индивидуализации | Приветствие, проверка готовности класса. Деление класса на группы | Приветствие учителя, подготовка к уроку. Рисуют в тетради лестницу успеха, где будут оценивать себя за каждый этап урока. | Регулятивные- саморегуляция как способность к мобилизации сил на работу. |
2.Тема урока | Кейс-стади | Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. ( см. Приложение №1) -Правильно, получилось «Семейный бюджет» | Учащиеся определяют тему урока на основе задания. Семейный бюджет Оценивают себя | Коммуникативные- излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации |
3. Актуализация | Фронтальный опрос | Что вы знаете по данной теме? | Учащиеся отвечают на предложенный вопрос. Оценивают себя | Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
4.Определяем цель нашего урока | | - Чтобы вы хотели узнать по данной теме? | Учащиеся отвечают на предложенные вопросы. Оценивают себя | Познавательные –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. |
Изучение нового материала | Работа в группах Проектная деятельность Работа в группах Работа в парах Самостоятельная работа с учебни ком | № 1. Работая в группах вам необходимо найти в словаре термин бюджет, семейный бюджет .Определить из каких частей состоит бюджет Подумайте, что такое расходы и доходы. Запишите определения №2 На основе предложенного текста. ( см. Приложение 2). Опредляют источники дохода и статьи расходов бюджета №3.Что составляет основную часть дохода бюджета семьи; Работаем с колонкой Расходы Чтобы вы еще дополнили в расходы семьи? Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ? Продолжи схему …………… Р АСХОДЫ ? ? - Почему их так называют? №4 Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Продолжив схему ( см. выше). №5 Какая ситуация может сложиться в семейном бюджете? Если Доходы равны расходам- сбалансированный бюджет. Если бюджет сбалансирован, у семьи не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства; Доходы больше расходов-профицит бюджета; Расходы больше доходов- дефицит бюджета Работа в парах На основе представленнных данных (Приложение №3) посчитайте бюджет семьи дайте его характеристику; От чего можно отказаться, чтобы избежать дефицита бюджета? №6 Как можно сократить расходы семьи? Организуется самостоятельная работа с текстом учебника Стр.116-118 | №1 Записывают в тетради определеня понятий Бюджет-роспись доходов и расходов на определенный период времени. Семейный бюджет – денежный план семьи. Состоит из расходов и доходов. Расходы – затраты семьи. Доходы – все поступления семьи. №2 -1 группа определяет источники доходов , 2 –я статьи расходов семейного бюджета; Каждая группа записывает положения на отдельных листочках и размещает на доске при помощи магнитов. Постепенно появляется следующая таблица Доходы семьи | Расходы семьи | Заработная плата папы и мамы | Продукты питания | Пенсия бабушки | Лекарства | Процент по вкладу | Покупка одежды, обуви | Прибыль с продажи картофеля | Коммунальные услуги;интернет | Прибыль с аренды квартиры | Расходы на школу (канцтовары, питание);плата за детский сад | | Карманные деньги | №3. Заработная плата; Делают дополнения в статьи расходов Р АСХОДЫ ОбязательныеПроизвольные Обязательные - расходы, которые нужны человеку для проживания. Произвольные – когда человек покупает для себя что-то дополнительное. №4 РАСХОДЫ Обязательные Произвольные Лекарства Игрушки Продукты Компьютер Бытовая химия Видеокассеты Платежи и налоги Посещение боулинга Музыкальная (спортивная ) школа Турист. поездка Оценивают себя (работа в группе) №5 Отвечают на поставленный вопрос Записывают в тетрдь Доходы равны Расходам-Сбалансированный бюджет; Доходы больше расходов-профицит бюджета; Расходы больше доходов- дефицит бюджета. Каждая пара считают расходы и доходы;определяют сумму доходов 48000, сумму расходов -48800;делают выводы -бюджет дефицитный Предлагают свои варианты ответа Оценивают себя (работа в парах) №6 Самостоятельная работа с учебником Укажите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы. Способы увеличения доходов | Способы сокращения расходов | | | Оценивают себя | Познавательные - находят и анализируют нужную информацию, излагают своё мнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, отражают информацию в схеме. Коммуникативные – организовывают и планируют учебное сотрудничество в группе. Регулятивные – планирование работы в микрогруппе. |
Итог урока | Фронталь ный опрос | Что такое бюджет? Семейный бюджет? Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет? | Отвечают на предложенные вопросы | Коммуникативные- излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения |
7.Домашнее задание | | | пар.14 Составить вместе с родителями бюджет своей семьи на месяц. Выполнить задание «Копим на мечту «Копим на мечту» Мечта | Необходимая сумма на осуществление мечты | Варианты экономии семейного бюджета | Возможные сроки осуществления мечты | | | | | | |
Рефлексия | «Лестница успеха» | | Ставят оценку за урок | Личностные - определяют значение и смысл данного урока. Регулятивные – оценка своей деятельности |
Приложение №1
Текст
- Ты пойдёшь на концерт?- спросила «модница» Маша «красавицу» Таню. - Приезжает наша любимая группа!
- А билеты дорогие?
- Ещё какие дорогие! Группа -то сейчас, сама знаешь, какая популярная!
- Тогда наверное не пойду,- вздохнула Таня.
- Почему? - удивилась Маша.- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!
Видишь ли, в чём дело...ответила Таня- Ты мне, Маш, скажи,как у тебя в семье родители деньги распределяют?
Ну как?- озадачилась Маша.- Всё , что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупныепокупки, мне дают на карманные расходы,а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое...
Вот и нас так было, - подхватила Таня. - Только мои родители устали спорить , кто больше денег зарабатывает и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить , по — прежнему решает мама.
И что в этом плохого?- задумалась Маша.
Попробовали мы так жить, - продолжала Таня, - и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная , мама - ,папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что нибудь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать...
Приложение №2
Текст
Семья Григрьевых проживает в городе Шуя. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старший сын – школьник, средний сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста).
Семья живет в собственной квартире. Старший сын учится в 11 классе, средний сын – ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад.У семьи имеется вклад в банке. Все активно принимают участие в работе на приусадебном участке. Семья имеет в собственности еще одну квартиру, которую у них арендуют друзья, приехавшие из другого города
Приложение №3
Текст
Семья Григрьевых проживает в городе Шуя. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старший сын – школьник, средний сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста).
Заработная плата папы 22 000 рублей
Заработная плата мамы 12 000 рублей
Пенсия бабушки 9 000 рублей
Плата за сданную в аренду квартиру 5 000 рублей
Семья за май месяц заплатила коммунальные услуги-3 тысячи, интернет 600 рублей, услуги сотовй связи-700 рублей, на лекарства потратили 3 тысячи рублей (антисептики, маски, перчатки и др.);на питание в мае израсходовали 20 тысяч рублей; карманные деньги -1500 рублей. Сломалась стиральная машинка, пришлось ирядно потратиться -20 тысяч рублей.
Задание: Определить бюджет семьи за май месяц.
Дать характеристику бюджета
Приложение №4
Словарь урока
Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.
Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.
В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.
А с конца XVIII века - так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.
Бюджет — это схема доходов и расходов определённого объекта(семьи,бизнеса,организации,государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени.
Доход — денежные средства или материальные ценности,полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности за определённый период времени.
Доходы населения- личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств к ним.
Расходы — это затраты определённого периода времени.
Расходы — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах.
Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование не может себя представить(еда, траты на одежду, услуги ЖКХ, транспорт. А произвольные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись( поход в театр, покупка машин , предметов роскоши, картин. украшений).
Дефицит бюджета- это превышение доходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный дефицит.
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам.
Семейный бюджет – денежный план семьи.
Источники
Клименко А.В. Обществознание:учеб.пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы./А.В.Клименко,В.В.Румынина.-7-е издание..,стереотип.-М.:Дрофа,2007.
Никитин А.Ф. Большлй школьный словарь:обществознание, экономика,право/А.Ф.Никитин.-М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2006.
Обществознание.7 класс:учеб.для общеобразоват.организаций с приложением на электронном носителе/ [Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая,Л.Ф.Иванова и др.];под.ред.Л.Н.Боголюбова,Л.Ф.Ивановой;Рос.акад.наук.Рос.аккад.образования,изд-во «Просвещение».-2-е изд.-М.:Просвещение,2015
Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. ФГОС/Под.ред.О.А.Котова,Е.А.Лискова-М.:Просвещение 2015г.