СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Что такое семейный бюджет или откуда приходят и куда уходят деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознаия в 7 классе с применением кейс технологии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Что такое семейный бюджет или откуда приходят и куда уходят деньги"»

Педагогическая характеристика занятия

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Обществознание

Класс -7

Тема урока: «Что такое семейный бюджет: или откуда приходят и куда уходят деньги».

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Сформировать представления учащихся о семейном бюджете и о его роли в семье.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: осознавать значение семейного бюджета и более рационально его планировать, критически оценивать свои действия и поступки.

  2. Предметные: знать понятия и пользоваться ими : «бюджет», «расход», «доход», «обязательные», «произвольные», «сбалансированный» , «дефицитный», «профицитный».

  3. Метапредметные:

- коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

- регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.

- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.

Формы организации учащихся: групповая, фронтальная, работа в парах в парах, работа с учебникои и словарем

Методы и технологии: ИКТ, кейс-стади, технология развития критического мышления, проектная деятельность

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация, кейс-задания., нарезанные листы бумаги, учебники, словарь урока(Приложение №4)

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Прием индивидуализации

Приветствие, проверка готовности класса.

Деление класса на группы

Приветствие учителя, подготовка к уроку. Рисуют в тетради лестницу успеха, где будут оценивать себя за каждый этап урока.

Регулятивные- саморегуляция как способность к мобилизации сил на работу.

2.Тема урока


Кейс-стади

Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. ( см. Приложение №1)

-Правильно, получилось «Семейный бюджет»

Учащиеся определяют тему урока на основе задания.

Семейный бюджет



Оценивают себя

Коммуникативные- излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

3. Актуализация

Фронтальный опрос

Что вы знаете по данной теме?


Учащиеся отвечают на предложенный вопрос.



Оценивают себя

Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

4.Определяем цель нашего урока


- Чтобы вы хотели узнать по данной теме?

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.




Оценивают себя

Познавательные –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

  1. Изучение нового материала

Работа в группах

Проектная деятельность








































Работа в группах
























Работа в парах











Самостоятельная работа с учебни

ком

№ 1. Работая в группах вам необходимо найти в словаре термин бюджет, семейный бюджет .Определить из каких частей состоит бюджет

Подумайте, что такое расходы и доходы.

Запишите определения


№2 На основе предложенного текста. ( см. Приложение 2).

Опредляют источники дохода и статьи расходов бюджета


























№3.Что составляет основную часть дохода бюджета семьи;


Работаем с колонкой Расходы Чтобы вы еще дополнили в расходы семьи?



Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ?




Продолжи схему ……………




Р АСХОДЫ


? ?

- Почему их так называют?






№4

Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Продолжив схему ( см. выше).














№5 Какая ситуация может сложиться в семейном бюджете?



Если Доходы равны расходам- сбалансированный бюджет. Если бюджет сбалансирован, у семьи не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства;

Доходы больше расходов-профицит бюджета;

Расходы больше доходов- дефицит бюджета






Работа в парах

На основе представленнных данных (Приложение №3) посчитайте бюджет семьи дайте его характеристику;


От чего можно отказаться, чтобы избежать дефицита бюджета?












№6 Как можно сократить расходы семьи?

Организуется самостоятельная работа с текстом учебника


Стр.116-118







№1 Записывают в тетради определеня понятий

Бюджет-роспись доходов и расходов на определенный период времени.

Семейный бюджет – денежный план семьи.

Состоит из расходов и доходов.

Расходы – затраты семьи.

Доходы – все поступления семьи.


№2 -1 группа определяет источники доходов , 2 –я статьи расходов семейного бюджета;


Каждая группа записывает положения на отдельных листочках и размещает на доске при помощи магнитов. Постепенно появляется следующая таблица


Доходы семьи

Расходы семьи

Заработная плата папы и мамы

Продукты питания

Пенсия бабушки

Лекарства

Процент по вкладу

Покупка одежды, обуви

Прибыль с продажи картофеля

Коммунальные услуги;интернет

Прибыль с аренды квартиры

Расходы на школу (канцтовары, питание);плата за детский сад


Карманные деньги







№3. Заработная плата;


Делают дополнения в статьи расходов




Р АСХОДЫ


ОбязательныеПроизвольные






Обязательные - расходы, которые нужны человеку для проживания.



Произвольные – когда человек покупает для себя что-то дополнительное.




№4 РАСХОДЫ


Обязательные Произвольные

Лекарства Игрушки

Продукты Компьютер

Бытовая химия Видеокассеты

Платежи и налоги Посещение

боулинга

Музыкальная

(спортивная ) школа

Турист. поездка




Оценивают себя (работа в группе)

№5 Отвечают на поставленный вопрос



Записывают в тетрдь

Доходы равны Расходам-Сбалансированный бюджет;

Доходы больше расходов-профицит бюджета;

Расходы больше доходов- дефицит бюджета.






Каждая пара считают расходы и доходы;определяют сумму доходов 48000, сумму расходов -48800;делают выводы -бюджет дефицитный


Предлагают свои варианты ответа



Оценивают себя (работа в парах)







№6 Самостоятельная работа с учебником

Укажите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.

Способы увеличения

доходов

Способы

сокращения

расходов





Оценивают себя

Познавательные - находят и анализируют нужную информацию, излагают своё мнение;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, отражают информацию в схеме.

Коммуникативные – организовывают и планируют учебное сотрудничество в группе.

Регулятивные – планирование работы в микрогруппе.


  1. Итог урока

Фронталь ный опрос

Что такое бюджет?

Семейный бюджет?


Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?


Отвечают на предложенные вопросы

Коммуникативные- излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

7.Домашнее задание



пар.14

Составить вместе с родителями бюджет своей семьи на месяц.

Выполнить задание «Копим на мечту

«Копим на мечту»


Мечта

Необходимая сумма

на осуществление мечты

Варианты

экономии

семейного

бюджета

Возможные сроки осуществления мечты


















  1. Рефлексия

«Лестница успеха»


Ставят оценку за урок

Личностные - определяют значение и смысл данного урока.

Регулятивные – оценка своей деятельности









Приложение №1

Текст

- Ты пойдёшь на концерт?- спросила «модница» Маша «красавицу» Таню. - Приезжает наша любимая группа!

- А билеты дорогие?

- Ещё какие дорогие! Группа -то сейчас, сама знаешь, какая популярная!

- Тогда наверное не пойду,- вздохнула Таня.

- Почему? - удивилась Маша.- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!

  • Видишь ли, в чём дело...ответила Таня- Ты мне, Маш, скажи,как у тебя в семье родители деньги распределяют?

  • Ну как?- озадачилась Маша.- Всё , что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупныепокупки, мне дают на карманные расходы,а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое...

  • Вот и нас так было, - подхватила Таня. - Только мои родители устали спорить , кто больше денег зарабатывает и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить , по — прежнему решает мама.

  • И что в этом плохого?- задумалась Маша.

  • Попробовали мы так жить, - продолжала Таня, - и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная , мама - ,папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что нибудь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать...







Приложение №2

Текст

Семья Григрьевых проживает в городе Шуя. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старший сын – школьник, средний сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста).

Семья живет в собственной квартире. Старший сын учится в 11 классе, средний сын – ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад.У семьи имеется вклад в банке. Все активно принимают участие в работе на приусадебном участке. Семья имеет в собственности еще одну квартиру, которую у них арендуют друзья, приехавшие из другого города



Приложение №3

Текст

Семья Григрьевых проживает в городе Шуя. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старший сын – школьник, средний сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста).

Заработная плата папы 22 000 рублей

Заработная плата мамы 12 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Плата за сданную в аренду квартиру 5 000 рублей

Семья за май месяц заплатила коммунальные услуги-3 тысячи, интернет 600 рублей, услуги сотовй связи-700 рублей, на лекарства потратили 3 тысячи рублей (антисептики, маски, перчатки и др.);на питание в мае израсходовали 20 тысяч рублей; карманные деньги -1500 рублей. Сломалась стиральная машинка, пришлось ирядно потратиться -20 тысяч рублей.

Задание: Определить бюджет семьи за май месяц.

Дать характеристику бюджета




Приложение №4

Словарь урока

Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.

Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.

В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.

А с конца XVIII века - так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

Бюджет — это схема доходов и расходов определённого объекта(семьи,бизнеса,организации,государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени.

Доход — денежные средства или материальные ценности,полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности за определённый период времени.

Доходы населения- личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств к ним.

Расходы — это затраты определённого периода времени.

Расходы — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах.

Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование не может себя представить(еда, траты на одежду, услуги ЖКХ, транспорт. А произвольные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись( поход в театр, покупка машин , предметов роскоши, картин. украшений).

Дефицит бюджета- это превышение доходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный дефицит.

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам.

Семейный бюджет – денежный план семьи.













Источники

  1. Клименко А.В. Обществознание:учеб.пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы./А.В.Клименко,В.В.Румынина.-7-е издание..,стереотип.-М.:Дрофа,2007.

  2. Никитин А.Ф. Большлй школьный словарь:обществознание, экономика,право/А.Ф.Никитин.-М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2006.

  3. Обществознание.7 класс:учеб.для общеобразоват.организаций с приложением на электронном носителе/ [Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая,Л.Ф.Иванова и др.];под.ред.Л.Н.Боголюбова,Л.Ф.Ивановой;Рос.акад.наук.Рос.аккад.образования,изд-во «Просвещение».-2-е изд.-М.:Просвещение,2015

  4. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. ФГОС/Под.ред.О.А.Котова,Е.А.Лискова-М.:Просвещение 2015г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!