СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока - "Африка - образ материка"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока. на уроке реализуется как проблемное обучение, так формирование функциональной граммотности. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока - "Африка - образ материка"»

Технологическая карта урока – «Африка: образ материка»

Тема

Африка: образ материка

Цель

Образовательная

Познакомить с планом характеристики материка, сформировать общее представление об особенностях компонентов его природы, расширить и углубить знания о взаимосвязях между компонентами природы, о проявлении географических закономерностей в природе Африки; обучить составлению краткой характеристики особенностей природы материка; продолжить формирование умений анализировать климатограммы, оценивать природу материка с позиций жизни и хозяйственной деятельности людей.

Воспитательная

Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

Развивать интерес к предмету.

Учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Развивающая

Развивать внимание, усидчивость, умения обобщать, делать выводы.

Формировать познавательный интерес к предмету.


УУД

Личностные

Учиться участию в общественном самоуправлении

Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях

Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития

Регулятивные

Самостоятельное планирование пути достижения целей

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Познавательные

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные

Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Умение работать индивидуально и в группе

Планируемые предметные результаты

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.

Метапредметные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи; строить логическое рассуждение и делать выводы; работать с картами и текстом.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.


Тип урока

Усвоение новых знаний

Основные термины и понятия

Долгота, широта, заливы, проливы, острова, формы рельефа, тектоника

Наглядность

Физическая карта мира, интерактивная презентация, раздаточные рабочие листы

Межпредметные связи

Математика, биология, литература

Оборудование

физическая карта мира, физическая карта Африки, атласы издательства «Просвещение», контурные карты, презентация.

Актуализация знаний.

Время: 5 минут


На экране фотографии материка.

«Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами».

О каком материке идет речь, как определили?

Открываем тетрадь и записываем число.

Поставим перед собой цели для урока.

Слова мотивации: если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас.




Для начала мы вспомним, что знаем об этом континенте и сложим наши знания в «Корзину знаний» на доске.

Принимаются все ответы даже ошибочные.

Проблемная задача: Представьте теперь, что вы путешественники. Вы отправляетесь в экспедицию, по возвращении вы должны рассказать об особенностях природы материка. Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы.


Догадываются о теме урока


Записывают число и тему в тетрадь.

Ставят перед собой цели:

  • выявить особенности строение земной коры и рельефа материка;

  • сформировать представление о климате Африки;

  • познакомится с растительным и животным миром.

Обдумывают что записать в «корзину знаний», записывают ответы в тетрадь.


Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк.

Изучение нового материала.

Время: 25 минут


1. Начнем мы с вами нашу работу с повторения великих путешественников.

Ваша задача установить соответствие между фото путешественника, его именем и достижением.

2. С чего мы начинаем изучать любой географический объект?

3. Изучение материка мы будем выполнять по плану учебника на стр. 254.

4. Найдите на карте Африку и сравните по размеру с другими материками.



5. Определим положение материка по отношению к экватору и нулевому меридиану


6. Нам нужно с вами найти крайние точки материка, они называются «мысы»

Северный мыс – Бен-Секка

Южный мыс – Игольный

Западный мыс – Альмади

Восточный мыс Рас-Хафун

Ваша задача определить координаты этих точек.

7. Определим географические объекты береговой линии. Для выполнения данного задания нам понадобятся рабочие листы, работу мы будем выполнять слаженно, дружно, сообща. Вам необходимо заполнить кластер, указав в нем географические объекты береговой линии изучаемого материка.

А теперь давайте найдем объекты, указанные вами в кластере на карте у доски

8. Давайте вспомним, а какую информацию мы можем извлечь при изучении тектонической карты (Стр. 33)

Какая тектоническая структура лежит в основании материка?

Какая форма рельефа соответствует платформам и складчатостям?

Молодцы, вспомнили.

Найдите на карте на стр. 246 самую высокую и низкую точку в Африке.



9. Найдите в учебнике выделенные жирным шрифтом географические объекты на стр. 98



Что вы можете сказать о полезных ископаемых Африки.

Вспомните какие существуют закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре.




10. В каких климатических поясах расположена Африка. (см карту стр. 52).

11. А что влияет на формирование климата Африки. См. рис. 72 на стр. 101.










12. Что мы знаем о внутренних водах Африки.

На слайде выделены реки и озера. Ваша задачи определить и названия и подписать.


13. Установите соответствие между контуром природной зоны и её названием. Какие почвы им соответствуют (стр. 72-73)

И какая зона самая большая (см. рис. 55).






14. Растительный и животный мир Африки разнообразен.


1. Один ученик выполняет работу на интерактивной доске.

Остальные записывают в тетрадь.



2. С географического положения.


3. Работают с планом в учебнике на стр. 254. и картой на стр. 246

4. Определяют Африка второй материк по площади. Площадь составляет 30,3 млн км2. Записывают в тетрадь.

5. Показывают материк и определяют, что расположен в северном, южном, западном и восточном полушарии.

6. Находят объекты на карте, показывают у доски.

Отмечают в контурных картах на стр. 9.





7. Заполняют кластер на рабочем листе группы при помощи карты стр. 246

Показывают объекты на карте у доски.






8. Смотрят карту на стр. 33.

Отвечает узнать строение земной коры.


Древняя африкано-австралийская платформа.

Платформы – равнины.

Складчатости – горы.


Самая высокая – вулкан Килиманджаро 5895 м.

Самая низкая – озеро Ассаль -157 м.

9. Ищут географических объектов и подписывают их в контурной карте.

Показывают объекты на карте у доски.

Африка богата полезными ископаемыми.

Рудные полезные ископаемые приурочены к щитам древних платформ и древним складчатостям.

Месторождения нефти и газа к плитам древних и молодых платформ, шельфам морей.

10. Всего 7 климатических поясов. Один ученик подписывает их на интерактивной доске.

11. Климатообразующие факторы:

- географическая широта: Африка расположена между двумя тропиками. Солнце стоит всегда высоко и бывает два раза в зените

- течения (холодные и теплые).

- ветра: пассаты. Северо-Восточные пассаты несут сухой тропический воздух.

Юго-восточные пассаты влажных воздух с Индийского океана.

12. Ищут на карте реки и озера, подписывают их на карте.

Один ученик подписывает их на интерактивной доске.

13. Рис. 1. Влажные экваториальные леса (красно-желтые ферралитные).

Рис. 2. Саванны и редколесья (красно-бурые почвы).

Рис. 3. Полупустыни и пустыни (пустынные почвы).

Рис. 4. Зона субтропических жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников.

14. записывают представителей в тетрадь: Лев, Слон, Леопард, Буйвол, Носорог

Баобаб, Вельвичия, Древовидный папоротник, Акация, Саксаул

Рефлексия

Время: 7 минут


В начале урока мы с вами поставили перед собой цели. А давайте проанализируем нашу работу и выясним, достигли мы намеченного или нет.


Подводят итог (справились ли с поставленными целями)


Домашнее задание

Время:3 минуты

Комментирую домашнее задание.

Параграф 26. №2,3, 4, 5, 9

Выполнить задание в контурных картах.

Подведение итогов учебного занятия

Время: 3 минуты


Подводит итог урока.

Проверяем, что можно добавить в «Корзина знаний», что составляли в начале урока.

Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

– Я чувствовал себя в процессе учения …

– Свою работу на уроке я оцениваю …

– Мне этот материал нужен для …

– Я ухожу с … настроением!

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Оценивают личную работу на уроке

Анализируем «Корзину знаний» добавляем новые знания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!