п/№ | Этап урока | t | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемый образовательный результат |
1 | Словарная работа | 5 | Самостоятельно выполняют словарную работу на повторение Самопроверка | Приветствие. Комментарий к словарной работе (приложение 1) При наличии какого признака любая часть речи пишется с частицей НЕ слитно? При наличии какого признака любая часть речи пишется с частицей НЕ раздельно? Назовите цифры, под которыми у вас оказались слитные написания? Кто не допустил ни одной ошибки? У кого были ошибки? Прокомментируйте их. | Закрепление навыка правописания частицы НЕ с различными частями речи Формирование навыка самоконтроля |
2 | Организационный момент | 5 | Учащиеся рассматривают репродукцию картины «Храм Покрова на Нерли» и читают предложенный текст о памятнике зодчества Обобщают, делают вывод Это сложноподчинённые предложения На вопрос какой? Определение Определительные | Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины Сергея Герасимова «Храм Покрова на Нерли». Прочитайте текст про себя, вслух. Обратите внимание на выделенные предложения. Какими они являются по количеству грамматических основ? Назовите в этих предложениях придаточные. На какие вопросы они отвечают? Какой второстепенный член предложения отвечает на такой же вопрос? Предположите, пожалуйста, как будут называться придаточные, отвечающие на этот же вопрос? | Выделение ведущей идеи урока |
3 | Формулировка темы урока | 1 | Самостоятельно формулируют тему урока | Да, тема нашего урока «СПП с придаточными определительными». | Определение темы урока |
4 | Целеполагание | 1 | Самостоятельно формулируют собственную цель урока Ответы учащихся | Я прошу вас: попробуйте каждый для себя сформулировать цель, которую вы планируете реализовать в рамках этого урока. | Определение цели урока |
5 | Актуализация знаний | 1 | Учащиеся говорят о значимости и важности темы Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы: Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!). | Тема «Сложноподчинённые предложения» достаточна сложна. Но знать её необходимо: во-первых, чтобы совершенствовать свою речь; во-вторых, чтобы успешно сдать экзамен за курс основной школы. В тестах ГИА есть два задания именно, выполняя которые, вы обязательно вспомните о СПП, в том числе, и придаточных определительных. Выполнить задание: Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве, называют родным. Запятыми обособлен причастный оборот Можно ли убрать его из предложения? Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным Можно ли убрать придаточное? Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным | Понимание актуальности темы |
6 | Формулировка учебной задачи | 3 | Учащиеся отвечают на вопросы | Чтобы чётко определить учебную задачу, давайте выясним, насколько ясно вы представляете, о чём мы будем рассуждать. Ответьте на мои вопросы одним словом: да или нет. При ответе «нет» аргументируйте свой ответ. Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения. (Да) Единицами синтаксиса являются слово и предложение. (Нет, словосочетание и предложение) Предложение характеризуется пунктуационной законченностью. (Да) Сложным называется предложение, осложнённое однородными или обособленными членами предложения. (Нет, имеющее в своём составе два и более простых предложений) ССП называется такое сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами и союзными словами. (Нет, только сочинительными союзами) СПП называется такое сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связываются подчинительными союзами и союзными словами. (Нет, одна часть подчинена другой по смыслу) | Знание терминов Синтаксис, предложение, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, грамматическая основа |
7 | Исходная мотивация | 1 | Учащиеся высказывают свои мысли о том, что нужно знать для успешного изучения темы. | Да, ребята, вы правы. Всё, что вы назвали, обязательно пригодится вам при изучении темы. А самое главное – это практика. Только выполняя практические задания, вы приобретёте навык в различении придаточных определительных и выделении их на письме. | Осознанная мотивация на изучение темы |
8 | Работа в парах | 15 | Учащиеся работают в парах, выполняя предложенные задания самостоятельно. | Ребята, посмотрите задания, которые я приготовила для вас, и выполните их строго по порядку. Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ: Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна». Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Такие задания могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку. 1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. 2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. 3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! 4)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. | Умение работать с информацией Умение работать творчески Умение анализировать, синтезировать, обобщать |
9 | Индивидуальная работа | 1 | Учащиеся вспоминают ранее изученное, обобщают знания, делают выводы | В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1)Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние. 2)У почти безголосого тенора, который считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения. 3)При воспоминании об Аделине я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая ее романс. 4)В небольшом зале два тенора пели дуэт, и все вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу. | Умение анализировать, синтезировать, обобщать |
10 | Устные презентации выполненных заданий | 1 | Учащиеся дают ответы на задания, дают взаимную оценку | Сделайте вывод. Что общего между причастным оборотом и придаточными определительными? В чём разница? | Умение строить монологические высказывания |
11 | Самостоятельная работа | 3 | Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение | Найди в последнем абзаце предложение с причастным оборотом. Запиши предложение, заменив причастные обороты придаточными определительными. Сверьте ваши работы. | Умение работать самостоятельно Формирование навыка взаимопроверки |
12 | Рефлексия | 1 | Учащиеся оценивают свою работу на уроке, анализируют достижение поставленной цели | Друзья мои, я благодарю вас за работу. Оцените свою деятельность на уроке. Кто хочет поделиться своими мыслями? Спасибо. Мы заканчиваем наш урок. Подводя итог, давайте вернёмся к теме нашего урока. Что необходимо знать о придаточных определительных? Спасибо. До свидания. Домашнее задание – упр. (по выбору уч-ся). | Умение оценивать собственную деятельность |