СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по географии 5 класса по теме «Ориентирование по плану и на местности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен для общеобразовательного класса, где обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР).  . Учитывая психо – физические особенности и возможности данной категории школьников, необходимо создать специальные условия для развития их ключевых компетентностей, в том числе и информационных. В соответствии с ними, в общеобразовательных классах, где обучаются дети с ЗПР, на всех занятиях  необходимо использовать  КРО, обеспечивающее усвоение учебного материала в соответствии с государственными образовательными стандартами. Одной из задач урока будет коррекционно – развивающая: сформировать у обучающихся с ЗПР навыков анализа, синтеза с опорой на наглядные материалы, географические источники информации. Ведущим методом обучения, в данном случае, будет эвристический. Ученикам с ЗПР подбираются задания, таким образом, чтоб они работали наравне с остальными ребятами.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по географии 5 класса по теме «Ориентирование по плану и на местности»»

Технологическая карта учебного занятия по географии 5 класса по теме

«Ориентирование по плану и на местности»

Используемая линия УМК

О.А. Климанова, А.И. Алексеева. География 5 - 9 классы.

Учебник

География: Землеведение: 5 – 6 классы: учебник/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.В. Климановой.- 13-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 272 с.: ил., карт.

Раздел, тема и номер урока

Изображения земной поверхности, планы местности, 4 урок из 5.

Тип урока

Урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная, индивидуальная

Цель учителя

Создание условий для формирования представлений об ориентировании по плану и на местности

Учебные задачи, в т.ч. коррекционно – развивающая

  1. сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам, мобильным приложениям, по азимуту;

  2. сформировать умения в определении своего местоположения на плане местности, сторон горизонта, азимута, расстояний на плане;

  3. сформировать у обучающихся с ЗПР навыков анализа, синтеза с опорой на наглядные материалы, географические источники информации.

Ожидаемые результаты

1. Личностные:

    1. Духовно – нравственного воспитания: готовность оценивать своё поведение и поступки;

    2. Ценности научного познания: овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико – ориентированных задач;

    3. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет – среде.

2. Метапредметные:

  1. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

  1. Базовые исследовательские действия: оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

  2. Работа с информацией: применять инструменты (линейка или кронциркуль) при поиске и отборе информации из плана местности с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  3. Общение: устно формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов;

  4. Совместная деятельность (сотрудничество): планировать организацию совместной работы, участвовать в парной форме работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с напарником;

  5. Самоконтроль (рефлексия): объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту.

3. Предметные:

  1. выбирать источник географической информации (топографическая карта, интернет-ресурсы);

  2. определять направления, расстояния по плану местности;

  3. использовать условные обозначения планов местности для получения информации, необходимой для решения учебных и задач;

  4. применять понятия «план местности», «ориентирование на местности», «стороны горизонта» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  5. ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях.

Оборудование

Атласы, компасы, учебная презентация, индивидуальные карточки – инструкции для обучающихся с ЗПР, линейки, кронциркуль.

Понятия, формируемые на занятии

Ориентирование, компас, азимут.

Цифровые образовательные ресурсы

https://2gis.ru/yakutsk/geo/70030076128027053



Ход учебного занятия:

Организационный момент

Действия учителя

Действия учащихся

Действия учащихся с ЗПР

Формирование УУД

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку

Настрой на парную работу

Проверка учебных принадлежностей

Так же

ЛУУД: готовность оценивать своё поведение и поступки

МУУД: планировать организацию совместной работы

1 этап. Проверка домашнего задания

Географический диктант по предыдущей теме «Способы изображения земной поверхности» с использованием карты атласа с. 16 «План местности»

(Приложение 1)

Слушая учителя, письменно отвечают на вопросы диктанта.


Обмен тетрадями (работа по парам)

Разбор правильных ответов

Взаимопроверка

Работают с карточкой, а затем совместно с другими

(Приложение 2)


При выставлении оценки индивидуальный подход

МУУД: участвовать в парной форме работы, выполнять свою часть работы


2 этап. Актуализация знаний

Что объединяет данные рисунки на слайде?


Какие есть основные и промежуточные стороны горизонта?


Как называется умение определять на местности стороны горизонта?


С помощью чего можно ориентироваться?


Где могут понадобиться эти умения?


Запишем тему и дату урока «Ориентирование на плане и на местности»

(§ 36, стр. 153)


Значит, что необходимо сделать перед большим путешествием?


Главное условие, чтоб приложение работало без сети Интернета

Показывают стороны горизонта



Север – Юг, Восток – запад

СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ





Ориентирование



Местным признакам, географической карты, плана местности, мобильных приложений, компасом.

В лесу, в путешествии, в крупном городе









Взять с собой топографическую туристическую карту или устанавливаем мобильное приложение

Работают совместно, отвечают на вопросы, пытаются сформулировать ответы

ЛУУД: соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет – среде

МУУД: устно формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов;

ПУУД: выбирать источник географической информации (топографическая карта, интернет-ресурсы);

3 этап. Создание проблемной ситуации

Представьте, что вы оказались одни в глухой тайге. Какие чувства будут при этом?

Как можно выйти из этой ситуации?

Что надо знать и уметь, чтоб ориентироваться на местности?

Вступают в диалог с учителем, ищут пути решения проблемной ситуации.

Работают совместно

ЛУУД: готовность оценивать своё поведение и поступки;

МУУД:

ПУУД:

4 этап. Целеполагание

Какую информацию мы можем получить из плана местности?


Что мы хотим узнать об ориентировании по плану и на местности?


Чему мы должны научиться на этом уроке?


Итак, наша цель урока: определять своё местоположение на плане, научиться ориентироваться по плану и на местности, определять азимут и расстояния на карте

(Желательно зафиксировать на обратной стороне доски)







Примерные вопросы ребят:

- что такое компас?

- определять своё местоположение на карте и на местности


- Как пользоваться компасом?

- пользоваться планом местности

- Кто занимается ориентированием?

- Кому нужен план местности и т.д.


Работают совместно

ЛУУД:

МУУД:

ПУУД:

5 этап. Изучение нового материала

Представьте, мы живём в Полтавке и находимся в школе. Задание 1. Возьмите компас в руки и внимательно ознакомьтесь с инструкцией на стр. 154

Задание 2. Выпишите из текста термин «азимут» в тетради.



Инструкция учителя по работе с компасом



Предоставление права выбора между линейкой и кронциркулем

1 ученик читает инструкцию







Записывают в тетради:

Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект местности



1) Ребята совмещают верхний край плана с севером на компасе;

2) находят условный знак нужного объекта;

3) проводят от школы до него линию

4) определяют азимут

5) измеряют расстояние в см и переводят с помощью масштаба в метры.

Работают совместно

МУУД: овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико – ориентированных задач

ПУУД:

Физкультминутка

Ноги по ширине плеч, руки на талию и наклоны «На север, север» «На юг, юг»,

«На восток, восток», «На запад, запад», «И кругосветное путешествие» – круговое вращение тазом

6 этап. Решение учебных задач. Применение нового знания.

Задание 3. Запишите в тетради сторону горизонта, азимут и расстояние от:

1) школы до родника;

2) от школы до клуба;

3) от моста «К 17-5» до моста «Д 15-5»


Правильный ответ на слайде


Ребята, а как определить по плану своё местоположение?


Задание 4. Определите своё местоположение на плане местности, если:

- вы находитесь у глубокой ямы на краю лиственного леса, а напротив видны фруктовые сады?

- идёте по автодороге без покрытия, к востоку от вас стоит мельница, к западу

стоят сады.


Какие мобильные картографические приложения вы знаете?


Работа с приложением

https://2gis.ru/yakutsk/geo/70030076128027053







Какой из вариантов Вам удобен? Почему?



Итог: Мы учимся читать планы местности, добывать нужную для нас информацию.



Давайте еще раз закрепим новые умения

Используя образец записи ответа на слайде, учатся чтению плана местности, оформляют свои ответы





Проговаривание правильных ответов.

Взаимопроверка, при наличии ошибок – проводят совместную коррекционную работу



Ученик зачитывает абзац на стр. 154, а также обсуждают рис. 99 с. 155



Фронтальная работа. Ребята показывают это место
















ГИС2, Индрайвер и т.д




Один ученик выходит к доске показывает работу приложения









Совместная учебная дискуссия



Дополнительно используют инструкцию


(приложение 3)














Пытаются ответить





















Участвуют в беседе

МУУД: оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; применять инструменты (линейка или кронциркуль) при поиске и отборе информации из плана местности с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с напарником;


ПУУД: определять направления, расстояния по плану местности;

использовать условные обозначения планов местности для получения информации, необходимой для решения учебных задач;

применять понятия «план местности», «ориентирование на местности», «стороны горизонта» для решения учебных задач;

ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях.


МУУД:

-сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев;

-выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов;

устно формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов;

7 этап.  Закрепление

Что необходимо иметь, чтоб не заблудиться в лесу, городе?


Что такое азимут?


Людям каких профессий нужно уметь определять азимут?

Достаточно ли знать только азимут?

На зрительную память


(на слайде рисунок компаса и 2 варианта заданий)





Отвечают устно











Нет, нужно также расстояние

2 вариант


Указаны азимуты в градусах, а вы рядом пишите сторону горизонта
000, 1800, 900, 450, 1000, 2700, 3000, 3600

Показывают на слайде












1 вариант


Подчеркните слова, относящиеся к теме урока

НЕБОАЗИМУТРАБОТАКОМПАСОБЛАСТЬКНИГАОРИЕНТИРОВАНИЕДОСКАСЕВЕРМОРЕЮГЗАЛИВРАССТОЯНИЕ

ПУУД: применять понятия «план местности», «ориентирование на местности», «стороны горизонта» для решения учебных задач;

8 этап. Рефлексия

- Что вас заинтересовало?

(Открыть доску с вопросами)

Ответили ли мы на свои вопросы?

Какие вопросы у вас ещё возникли?

- За что себя можешь похвалить?

- Что вызвало затруднение?

- Над чем еще надо поработать?

Отвечают устно

Выбери/дорисуй

смайл

ЛУУД: готовность оценивать своё поведение и поступки; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту.


9 этап. Домашнее задание

Повторить § 36, выполнить задание 1,2 стр. 156 в тетради


Повторить § 36, нарисовать рис. 98 стр. 154






Приложение 1

Географический диктант по предыдущей теме

«Способы изображения земной поверхности»

  1. Совокупность неровностей земной поверхности это…

  2. Линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой – это …

  3. Прибор для определения относительной высоты холма – это…

  4. Наука о земле, занимающаяся измерениями на местности – это …

  5. Указатели склона на горизонталях топографических карты, указывающие направление вниз по склону – это…

  6. Определите абсолютную высоту родника (стр.16 атласа)

  7. Какова разница в высоте между максимальной высотой местности и местом, где расположена школа в городе Беленецк? (стр.16 атласа)

  8. Какая деревня расположена выше: Сенниково или Лещины? (стр.16 атласа)

  9. На каком участке можно заниматься школьникам из горно – лыжной секции? (по презентации)

  10. Укажите правильное строение холма (по презентации)

Приложение 2

Географический диктант

по теме «Способы изображения земной поверхности»


1

Совокупность неровностей земной поверхности

А

Горизонтали

2

Линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой

Б

Рельеф


3

Прибор для определения относительной высоты холма

В

Бергштрихи


4

Наука о земле, занимающаяся измерениями на местности

Г

Нивелир


5

Указатели склона на горизонталях топографических карты, указывающие направление вниз по склону

Д

Геодезия



Приложение 3


Инструкция по определению

направлений, азимута и расстояний по плану местности


  1. О ткрой страницу 16 в атласе «План местности»;

  2. Определи условные знаки нужных объектов;

  3. С помощью линейки и карандаша соедини 2 нужных объекта;

  4. Верхний край плана местности всегда указывает на север;

  5. Поворачивай компас до тех пор, пока стрелка укажет на «Север» или на «0»;

  6. Положи компас на план местности так, чтобы стрелка на север указывала ровно на верхний край плана местности (см. фото);

  7. По окружности компаса установи цифру, где проходит твоя линия. Это АЗИМУТ.

  8. По рисунку 98 ст. 154 определи сторону горизонта. Например, «С», «СВ» и т.д.

  9. Измерь линейкой расстояние между объектами.

  10. С помощью масштаба переведи см в метры. Например: 3 см = 300 м.

  11. Оформи ответ следующим образом:


Колодец расположен к северо – западу от родника (азимут 320⁰), расстояние 250 м.



Использованная литература:


  1. План местности. Стороны горизонта. Ориентирование. [Электронный ресурс]: Кроссворд по географии. 6 класс. https://krossvord.ucoz.ru/index/plan_mestnosti_storony_gorizonta/0-28 (дата обращения 25.02.23).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!