СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Теплопроводность. Конвекция. Излучение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана для урока физики в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Теплопроводность. Конвекция. Излучение"»

Технологическая карта



Учитель физики МКОУ «Опоченский центр образования»

Захарова Алла Александровна



Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.



Тема урока: Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о способах теплопередачи и их роли в природе, быту, технике.

Образовательные результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о способах теплопередачи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся;

Метапредметные:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание, находить в нем ответы на поставленные вопросы ;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Регулятивные:

  • Способствовать развитию умения составление плана и последовательности действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик; взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

  • Создавать условия для развития способов рефлексии и условий действия, оценки своей деятельности на уроке.

Познавательные:

  • Развитие умений объяснять окружающие явления, навыков коллективной творческой работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, ассоциативного и пространственного мышления, содействие развитию речи, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза. Развивать умения для выделения и формулирования познавательной цели с помощью учителя, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение структурировать знания, ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию

Коммуникативные:

  • Способствовать учебному сотрудничеству учащихся с учителем и сверстниками - определение цели; учитывать позиции других людей, слушать и выступать в диалоге.

Личностные: Формировать

  • познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
    •убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
    •самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
    •готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
    •мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
    •формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор, интерактивные ресурсы портала http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

Здравствуйте. дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать.


Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы.

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения.

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

На прошлом уроке мы узнали, что внутренняя энергия тела может изменяться без совершения работы над телом, то есть передаваться от одного тела другому или от одной части тела к другой.

Вопросы:

1.Одинаковыми ли способами передается тепло от одного тела к другому?

2.Сколько видов теплопередачи можно выделить?

3.Чем они отличаются?

Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.

Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Ставит проблемные вопросы

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Виды теплопередачи».

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.


Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

3. Актуализация знаний

Задание «Давайте построим энергосберегающий дом».

На столе у каждого ученика три набора картинок по теме: теплопроводность, конвекция, излучение. Ученик выбирает понравившийся набор картинок.

Теплопроводность.

1. Выберете материал для строительства стен дома.

2.Выберете материал для отопительной системы

3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?

Конвекция.

1.Расположите окна с проветривающей системой в квартире и выберете их дизайн.

2.Расположите отопительную систему в квартире.

3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?

Излучение.

1.Выберете цвет оконного стекла для стеклопакетов..

2. Подберите цвет внешней и внутренней отделки дома и квартиры.

3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?

Даёт задания обучающимся.

Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

Показывает практическую значимость изучаемого материала.

Актуализирует субъектный опыт учащихся

Выбирают задание,

Работают с раздаточным материалом.

Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.

Рецензируют ответы товарищей.

Компетенция обучающихся в области физики.

Сотрудничают с учителем и сверстниками.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слушание учителя и свертников.

Умение выражать свои мысли.

Развитие монологическая речь

Регулирование своего поведение и поведения товарищей.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в группах.

Регуляция учебной деятельности.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

4. Первичное усвоение новых знаний

слайд презентации с разными видами теплопередачи).

Вопросы:

1.Приведите примеры наблюдения теплопроводности.

1.Одинаково ли все вещества проводят тепло? Как это проверить?

Демонстрация 1. Теплопроводность медного, алюминиевого и стального стержней. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7973-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf

Вывод: Разные металлы обладают разной теплопроводностью.

Демонстрация 2. Нальём в пробирку воду и будем нагревать верхнюю часть пробирки. Когда вода у поверхности закипит, нижняя часть пробирки только слегка нагреется. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7973-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf

Вывод: жидкости обладают плохой теплопроводностью.

Демонстрация 3. Наденем пробирку на палец и нагреем донышко пробирки (пробирку располагаем горлышком вниз). Тепло до пальца почти не доходит, хотя донышко пробирки сильно нагрелось. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7973-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf

Вывод: газы обладают плохой теплопроводностью.

Мы выяснили, что жидкости имеют плохую теплопроводность.

Вопрос : Почему же чайник на плите закипает достаточно быстро?

Демонстрация 4.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7974-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_5.swf

Наблюдение нагрева жидкости в стеклянном сосуде или в стеклянной трубке в виде квадрата. На дно сосуда помещает кристаллы марганцовки.

Вывод: Процесс нагрева жидкости сопровождается переносом вещества. Нижние нагретые слои поднимаются вверх, а холодные опускаются вниз.

(Слайд с определением конвенции)

Демонстрация 5.

Подержим руку над пламенем свечи (не ниже 20 см от пламени).

Вывод: Горячий воздух от свечи поднимается вверх.

Мы выяснили, что тепло (энергия) может передаваться в результате теплопроводности или конвекции. В обоих случаях необходимо вещество: при теплопроводности тепло передаётся в результате движения и взаимодействия молекул, а при конвекции переносится струями жидкости или газа.

Вопрос: Как же тепло от Солнца доходит до Земли через космическое пространство?



Излучение - процесс переноса энергии невидимыми лучами.

Демонстрация 6. Зависимость способности тела поглощать тепло от цвета поверхности.

Опыт с теплоприёмником и манометром. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7975-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_6.swf

Вывод: Тела с чёрной поверхностью поглощают излучение лучше, чем с белой или серебристой поверхностью.

Объясняет новый материал.

Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний.

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.


Слушают учителя.

Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!