История Нового времени 9 класс
Урок 5. Наука: создание научной картины мира.
Цели: познакомить с причинами роста числа открытий в естественных науках в XIX в.; определить тенденции развития
науки в Новое время.
Планируемые результаты: метапредметные: (9МР1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать своё отношение к ней; (МР2) формирование способности ставить новые учебные цели и задачи,
планировать их реализацию; (9МР8) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в в наглядно-символической форме (в виде таблицы);
- заполнять и дополнять таблицу;
Предметные:(9ПБ2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития
человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; сформировать
представление о мировоззрении европейцев в XIX в.; оценить значение быстрого развития физики и др. естественных наук;
давать определение понятия научная революция;
Коммуникативные: обосновывать свои рассуждения; объяснять изученные положения на конкретных примерах.
Оборудование: учебник, § 5.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации и взаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля |
предметные | ууд |
I. Организационный момент | | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
II. Постановка учебных задач | Работают с учебником | Знакомит с темой урока. - Внимательно посмотрите на тему и пункты параграфа, сформулируйте задачи сегодняшнего урока. Запишите тему и задачи урока | Формулируют и записывают в тетрадь задачи урока: 1. Выявить причины быстрого развития естественных наук 2. Определить тенденции развития наук в Новое время | фронтальная | | Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике. Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Работа с текстом. Проверка записей в тетрадях |
III. Актуализация знаний | 1. Самостоятельная работа по терминам (приложение 1) | Вспомним основные понятия, изученные на прошлых уроках | Выполняют с/р | Индивидуальная | Применять полученные знания на практике | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | Проверка выполнения с/р |
IV. Изучение нового материала | Работа с текстом: поиск ответа на вопрос, заполнение таблицы | 1. Работая с п. 1 § 5, выполните следующие задания: 1) выявите причины быстрого развития естественных наук; 2) определите особенности научных открытий XIX в. 2. Задание. В ходе работы по теме урока заполнить таблицу (вопрос № 2, с 53) | 1.Читают п. 1 определяют причины быстрого развития естественных наук: 1) потребности индустриального общества в совершенствовании технологий, 2) технический прогресс позволил создавать необходимые для научных исследований приборы. Заполняют таблицу (приложение 2) | Фронтальная, индивидуальная | | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать Метапредметные: осуществляют перевод информации из одной формы в другую | 1. Ответы на вопросы. 2. Проверка заполнения таблицы |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Обобщающая беседа. | - Какие задачи мы поставили в начале этого урока? -Можно ли сказать, что они успешно решены? Докажите. - Сделайте вывод, как развитие науки влияло на экономическую и духовную сферы жизни общества. | Отвечают на вопросы. Отстаивают свою точку зрения. Отвечают, что формировалась современная научная картина мира, внедрение научных открытий в производство способствовало развитию индустриальной революции | фронтальная | (9ПРБ4) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений | Коммуникативные: учатся чётко формулировать свои мысли, высказывать и отстаивать своё мнение Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Обобщающая беседа |
VI. Рефлексия | Обобщающая беседа | Чем вы занимались на сегодняшнем уроке? Довольны ли своей работой? | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность | фронтальная | | Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя | |
VII. Домашнее задание | Домашнее задание | Объясняет домашнее задание: § 5, сравнить развитие образования в разных странах | Записывают задание в дневники | фронтальная | | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | |
Приложение 1.
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1. Установите соответствие:
А) модернизация 1) борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров
Б) конкуренция 2) выезд из страны
В) эмансипация 3) объединения предприятий, определявшие цены и делившие рынки сбыта
Г) эмиграция 4) борьба женщин за равноправие
Д) картели 5) усовершенствование в соответствии с требованиями современности
2. Объясните понятие «демократизация».
Вариант 2.
Установите соответствие:
А) индустриализация 1) въезд в страну
Б) экономический кризис 2) объединение предприятий, занимающихся совместным сбытом продукции
В) иммиграция 3) крупное объединение, возникающее на основе концентрации капитала с целью установления
господства в какой-либо отрасли хозяйства и получения максимальной прибыли
Г) монополия 4) процесс спада экономического роста насильственного восстановления нарушенных в ходе
развития экономики пропорций
Д) синдикат 5) постепенное вытеснение ручного труда машинным.
2. Объясните, в чём выразилось завершение промышленного переворота.
Ответы:
В 1
1. А-5 Б-1 В-4 Г-2 Д-3;
2. Демократизация – процесс вовлечения широких масс населения в управление государством; укрепление принципов правового государства и гражданского общества, расширение прав личности.
В 2
1. А- 5 Б-4 В-1 Г-3 Д-2
2. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи станков (машин).
Приложение 2