Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | Формируемые УУД | Планируемый результат |
Организационный (Самоопределение к деятельности) | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? У нас сегодня много гостей… | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронта-льная | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность | Волевая саморегуляция |
Мотивация учебной деятельности | Актуализация знаний | Демонстрирует отрывок из мультфильма. Проводит параллель с ранее изученными знаниями. Побуждает детей определить свою позицию. -Как вы думаете, что показано в этом отрывке? | Смотрят отрывок из мультфильма. Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают выбор правильного ответа. -Праздник, колядки. | Фронта-льная | Личностные: определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Смыслообразование.
Метапредметные: (Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать образовательную цель с помощью учителя. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П логические) Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Предметные: ознакомление обучающихся с важнейшими событиями истории.
| Умение точно выражать свои мысли Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
Постановка учебной задачи | Организует подводящий к теме диалог. - Почему вы решили, что показан праздник?
-Молодцы! А теперь подумаем, о чем будем говорить на уроке? -Задача урока какова? Как вы думаете?? | Размышляют. Формулируют тему и образовательные задачи урока. - Люди очень веселые, в красивых одеждах, исполняют песни, танцуют, катаются на санках, колядуют… -О народных праздничных обрядах. |
Решение учебной задачи | Изучение новых знаний | Организует изложение нового материала. Организует работу с учебником. а) - Какое место в жизни крестьян занимали праздники, нам расскажет Полина. Ребята, а какие вы знаете русские народные праздники? Какой праздник и обряд изображен на слайде? б) -Что изображено на этом слайде? в) -Что изображено на этом слайде? Рассказ учащегося Чт изображено в центре картины? Что несут люди по улице? Откройте учебник, стр. 60. Прочитаем из чего сделали чучело и что оно олицетво-ряло?. г) - Рассмотрим следующий слайд.
д) Летом всегда много труди-лись, пока не уберут урожай. Но вот наступила осенняя пора. Пора свадеб, гуляний и ярмарок. Посмотрите картину Бориса Михайловича Кустодиева «Праздник в деревне». Анализ картины. | Слушают доклады и сообщения товарищей и учителя. Рождество, Святки, Пасха, Троица, Ивана Купалы, Новый год… Это Светлый пра-здник Рождества. Сообщение. Это Святочные га-дания. Сообщение. Проводы масленицы. Чтение материала в учебнике. Зеленые святки. Сообщение. | Индивидуальная и фронта-льная | Личностные: Умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Смыслообразование.
Метапредметные: (Р) Прогнозирование последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П общеучебные) Умение нахо-дить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (П логические) Анализ, синтез. Установление причинно-следст-венных связей. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия. Предметные: формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи; складывание представления о важных событиях прошлого; формирование умения применять на практике изобразительной деятельности информацию полученную из разных источников; ознакомление обучающихся со способами применения в жизненном пространстве умения изображать. | Подведение под понятие, целеполагание |
Первичное закрепление | Организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий воспри-ятия информации разными группами учащихся . Организует обмен мнениями. а)-Что значит ходить колядовать, что это за обряд? -Так почему ж гадали только в святки? в) - Итак ,ребята! Почему же сжигали чучело масленицы? -А что является неотъемлемым атрибутом масленицы? -Символом чего считался на Руси в старину блин? г)- Какое растение было символом зеленых святок? - И в наше время береза явля-ется , как вы знаете, символом России. д) Вам нравится эта картина? Давайте подумаем. Какой праздник мог изобразить худож-ник? Ваши предположения? | Участвуют в обсуждении Колядки — это обычай «кликать коляду». Нечисть навредить в эти дни не может. не вредила ожива-ющей природе. Береза. | Фронта-льная, | Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. |
Применение новых знаний, обобщение и систе-матизация | Проверяет осознанность учебной деятельности. Организует обсуждение визуаль-ного материала. а)- Кто из вас любит колядовать? Молодцы. За это полагается хозяевам угостить колядующих. И я вас одарю. Но мешок, ребята, сразу не открывали, все что наколидо-вали несли в большую избу, а затем делили и устраивали танцы и песни. б) -Давайте и мы сегодня погадаем. в) -Что это за обряд перед вами на следующем слайде? г) Ребята, давайте, как в старину, споем эту песню, а девочки поводят хоровод. д) Почему свадьбы играли на Руси осенью. Звучит «КОРОБЕЙНИКИ» дети играют на ложках. - Кто был на нашей ярмарке и может рассказать о ней? | Выполняют задания индивидуально и коллективно. Читают колядки. Гадают. Сжигание чучела масленицы. Водят хоровод. Заканчивались поле-вые работы. | Фронта-льная, | Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Работа над пройденным материалом. | Организует повтор ранее изученного материала. -Наш народ очень трудолюбии-вый, все делал своими руками, урожай собирал, дома строил, одежды шил. Давайте и мы с вами вспомним детали дома, прежде чем строить дом. На прошлых уроках мы нари-совали и создали свои красивые дома, давайте создадим свою деревню. -кажется, в такой красивой деревне должны жить очень добрые, отзывчивые люди, которые умеют не только строить такие замечательные дома, но и шить прекрасные наряды для того, чтобы надевать их по праздникам. Посмотрите , ребята, на наших девочек, которые одеты в настоящий костюм, который носили в Брянской губернии и назовем элементы этого костюма и кто носил этот костюм девичий или женский. - А что вы можете сказать о мужском костюме | Повторяют и закрепляют раннее изученный материал. Сруб, Крыша, Конь - охлупень. Полотенце; Причелина; Окно светелки. Окно: Наличник, Очелье; Ставни. Рубаха, запан (фартук), головной убор кокошник, который не прикры-вает затылок… Порты… | Фронта-льная, | Личностные: Смыслообразование. Метапредметные (Р) Контроль, коррекция, оценка. (П) Строить речевое высказывание в устной форме. Моделирование. Преобразование модели с целью выявления общих законов. Подведение под понятие, выделение следствий. Классифи-кация объектов. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Предметные: создание у обучающихся предста-влений об исторических исто-чниках, их особенностях, форми-рование основ их анализа. | Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. |
Динамическая пауза. | | | | | |
Контроль и самоконтроль, коррекция | Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. -Возьмите на партах рабочие листы и будьте внимательны, когда будете заполнять их. | Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. | Индивидуальная | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих зна-ний. Метапредметные (Р) Коррекция. (П)Контроль и оценка результатов деятельности. | Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к выска-зыванию своего мне-ния, соотносит достиг-нутые цели с поста-вленным результа-том. Актуализирует внимание на пройден-ном материале, задает вопросы о зада-чах урока, побуждает к вы-сказыванию своего мнения, соотносит дос-тигнутые цели с по-ставленным результатом. В конце рабочего листа есть таблица, поставьте галочку или крестик. Понравился вам уроро, не понравился или все равно…. Вот и подошел наш урок к концу. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? А что вам запомнилось на сегодняшнем уроке? -Какой можно сделать вывод из сегодняшнего урока? Все в жизни меняется, а празд-ники остаются. Вывод: В том как проводится праздник - в обрядах, в пове-дении людей, в их одеждах, песнях, плясках – ярко прояв-ляется душа народа, его характер | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Народ наш как ра-ботал, так и весело отдыхал. | Фронта-льная, | Личностные: Нравственно-этическая ориентация. Умение оценивать себя на основе критериев успешности. Метапредметные (Р) Оценка. (П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других. | Умение конт-ролировать и оценивать уче-бный процесс, определять ре-зультативност образовательной деятельнос-ти. |