СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме "Народные праздничные обряды на Руси"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с народными праздничными обрядами на Руси. Ребята знакомятся с творчеством художника Кустодиева.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Народные праздничные обряды на Руси"»

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе.

Тема: «Народные праздничные обряды на Руси».


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы

Формируемые УУД

Планируемый результат

Организационный (Самоопределение к деятельности)


Приветствует класс,

проверяет готовность к занятию.

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку? У нас сегодня много гостей…


Приветствуют педагога,

проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронта-льная


Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Волевая саморегуляция 

Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний


Демонстрирует отрывок из мультфильма.

Проводит параллель с ранее изученными знаниями.

Побуждает детей определить свою позицию.

-Как вы думаете, что показано в этом отрывке?

Смотрят отрывок из мультфильма.

Отвечают на вопросы учителя.

Обосновывают выбор правильного ответа.

-Праздник, колядки.

Фронта-льная


Личностные:

определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Смыслообразование.



Метапредметные:

(Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать образовательную цель с помощью учителя.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П логические) Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Предметные:

ознакомление обучающихся с важнейшими событиями истории.




Умение точно выражать свои мысли Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

Постановка учебной задачи

Организует подводящий к теме диалог.

- Почему вы решили, что показан праздник?








-Молодцы! А теперь подумаем, о чем будем говорить на уроке? -Задача урока какова? Как вы думаете??


Размышляют.

Формулируют тему и образовательные задачи урока.

- Люди очень веселые, в красивых одеждах, исполняют песни, танцуют, катаются на санках, колядуют…


-О народных праздничных обрядах.

Решение учебной задачи


Изучение новых знаний 

Организует изложение нового материала. Организует работу с учебником.

а)

- Какое место в жизни крестьян занимали праздники, нам расскажет Полина.

Ребята, а какие вы знаете русские народные праздники?

Какой праздник и обряд изображен на слайде?

б)

-Что изображено на этом слайде?

в)

-Что изображено на этом слайде? Рассказ учащегося

Чт изображено в центре картины? Что несут люди по улице? Откройте учебник, стр. 60. Прочитаем из чего сделали чучело и что оно олицетво-ряло?.

г)

- Рассмотрим следующий слайд.



д) Летом всегда много труди-лись, пока не уберут урожай. Но вот наступила осенняя пора. Пора свадеб, гуляний и ярмарок.

Посмотрите картину Бориса Михайловича Кустодиева

«Праздник в деревне».

Анализ картины.


Слушают доклады и сообщения товарищей и учителя.




Рождество, Святки, Пасха, Троица, Ивана Купалы, Новый год…

Это Светлый пра-здник Рождества.

Сообщение.



Это Святочные га-дания.

Сообщение.


Проводы масленицы.


Чтение материала в учебнике.







Зеленые святки.

Сообщение.

Индивидуальная и фронта-льная


Личностные:

Умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Смыслообразование.



Метапредметные:

(Р) Прогнозирование последовательности действий на уроке;

формирование познавательной инициативы.

(П общеучебные) Умение нахо-дить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(П логические) Анализ, синтез. Установление причинно-следст-венных связей.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Предметные:

формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи;

складывание представления о важных событиях прошлого;

формирование умения применять на практике изобразительной деятельности информацию полученную из разных источников;

ознакомление обучающихся со способами применения в жизненном пространстве умения изображать.

Подведение под понятие, целеполагание

Первичное закрепление

Организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий воспри-ятия информации разными группами учащихся .

Организует обмен мнениями. 


а)-Что значит ходить колядовать, что это за обряд?



-Так почему ж гадали только в святки?


в) - Итак ,ребята! Почему же сжигали чучело масленицы?

-А что является неотъемлемым атрибутом масленицы?

-Символом чего считался на Руси в старину блин?


г)- Какое растение было символом зеленых святок?

- И в наше время береза явля-ется , как вы знаете, символом России.


д) Вам нравится эта картина? Давайте подумаем. Какой праздник мог изобразить худож-ник? Ваши предположения?

Участвуют в обсуждении







Колядки — это обычай «кликать коляду».

Нечисть навредить в эти дни не может.


не вредила ожива-ющей природе.






Береза.

Фронта-льная,

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Применение новых знаний, обобщение и систе-матизация

Проверяет осознанность учебной деятельности.

Организует обсуждение визуаль-ного материала.

а)- Кто из вас любит колядовать?

Молодцы. За это полагается хозяевам угостить колядующих. И я вас одарю. Но мешок, ребята, сразу не открывали, все что наколидо-вали несли в большую избу, а затем делили и устраивали танцы и песни.


б) -Давайте и мы сегодня погадаем.


в) -Что это за обряд перед вами на следующем слайде?


г) Ребята, давайте, как в старину, споем эту песню, а девочки поводят хоровод.


д) Почему свадьбы играли на Руси осенью.


Звучит «КОРОБЕЙНИКИ» дети играют на ложках.

- Кто был на нашей ярмарке и может рассказать о ней?


Выполняют задания индивидуально и коллективно.



Читают колядки.












Гадают.


Сжигание чучела масленицы.


Водят хоровод.




Заканчивались поле-вые работы.

Фронта-льная,


Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Работа над пройденным материалом.


Организует повтор ранее изученного материала.


-Наш народ очень трудолюбии-вый, все делал своими руками, урожай собирал, дома строил, одежды шил. Давайте и мы с вами вспомним детали дома, прежде чем строить дом.


На прошлых уроках мы нари-совали и создали свои красивые дома, давайте создадим свою деревню.

-кажется, в такой красивой деревне должны жить очень добрые, отзывчивые люди, которые умеют не только строить такие замечательные дома, но и шить прекрасные наряды для того, чтобы надевать их по праздникам.

Посмотрите , ребята, на наших девочек, которые одеты в настоящий костюм, который носили в Брянской губернии и назовем элементы этого костюма и кто носил этот костюм девичий или женский.

- А что вы можете сказать о мужском костюме

Повторяют и закрепляют раннее изученный материал.

Сруб, Крыша,

Конь - охлупень.

Полотенце;

Причелина; Окно светелки.

Окно: Наличник, Очелье; Ставни.





Рубаха, запан (фартук), головной убор кокошник, который не прикры-вает затылок…











Порты…

Фронта-льная,


Личностные:

Смыслообразование.


Метапредметные

(Р) Контроль, коррекция, оценка.

(П)

Строить речевое высказывание в устной форме. Моделирование. Преобразование модели с целью выявления общих законов. Подведение под понятие, выделение следствий. Классифи-кация объектов.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Предметные:

создание у обучающихся предста-влений об исторических исто-чниках, их особенностях, форми-рование основ их анализа.



Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Динамическая пауза.






Контроль и самоконтроль, коррекция

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. 

-Возьмите на партах рабочие листы и будьте внимательны, когда будете заполнять их.


Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. 

Индивидуальная

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих зна-ний.

Метапредметные

(Р) Коррекция.

(П)Контроль и оценка результатов деятельности.

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к выска-зыванию своего мне-ния, соотносит достиг-нутые цели с поста-вленным результа-том. Актуализирует внимание на пройден-ном материале, задает вопросы о зада-чах урока, побуждает к вы-сказыванию своего мнения, соотносит дос-тигнутые цели с по-ставленным результатом. 

В конце рабочего листа есть таблица, поставьте галочку или крестик. Понравился вам уроро, не понравился или все равно….

Вот и подошел наш урок к концу. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

А что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

-Какой можно сделать вывод из сегодняшнего урока?

Все в жизни меняется, а празд-ники остаются.

Вывод: В том как проводится праздник - в обрядах, в пове-дении людей, в их одеждах, песнях, плясках – ярко прояв-ляется душа народа, его характер


Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 


















Народ наш как ра-ботал, так и весело отдыхал.


Фронта-льная,


Личностные:

Нравственно-этическая ориентация. Умение оценивать себя на основе критериев успешности.

Метапредметные

(Р) Оценка.

(П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточно полной точностью; умение слушать и понимать речь других.

Умение конт-ролировать и оценивать уче-бный процесс, определять ре-зультативност образовательной деятельнос-ти. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!