Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Обобщение"»
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Имя прилагательное. Обобщение»
УМК «Школа России»
Цель: создать условия для применения знаний признаков имён прилагательных при решении учебных задач.
Задачи урока:
· систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания имён прилагательных;
· содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности, осуществлению самоконтроля; рефлексии.
· воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, любовь к природе; воспитание этических чувств.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные:
общеучебные: осуществление поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний об имени прилагательном, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
логические– анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез с восполнением недостающих компонентов при составлении предложений;
постановка и решение проблемы– создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, оценки и регуляции учебной деятельности сверстников в группе.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение функций участников в группе, разрешение возникших конфликтов в процессе выполнения заданий, управление поведением партнёров по команде, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж имён прилагательных, писать родовые окончания, согласовывать имена прилагательные с существительными, умение осуществлять разбор имени прилагательного по составу, умение составлять синквейн.
Тип урока: повторение и обобщение.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Формы организации деятельности детей: коллективная.
Оборудование: карточки для групповой работы, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока:
I. Мотивационно-целевой этап |
Орг. момент. | А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Запишите число. Классная работа. | |
Минутка чистописания. | Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала… О каком времени года идет речь в стихотворении А. Плещеева? Я предлагаю вам сегодня отправиться на виртуальную познавательную весеннюю прогулку. Мы с вами будем не только делать весенние открытия, но и обобщать знания. Угадайте, какая часть речи нам будет сегодня помощницей, выполнив минутку чистописания. 2 СЛАЙД. при ая ой яя ый у ий а ее ист еньк на ое | Выбрать окончания имен прилагательных Найти орфограммы и дать объяснение написания орфограмм. |
Определение темы урока | 3 СЛАЙД. Какую скрытую информацию вы разгадали в минутке чистописания? Кто догадался? Докажите. Сформулируйте тему урока. | Тема урока – имя прилагательное |
Постановка цели урока | 4 СЛАЙД. Какова цель урока? Выберите подходящее предложение (На слайде). Знакомство с новой темой Закрепление и повторение изученного материала Обобщение знаний. Почему? | Обобщение знаний |
Составление плана работы | 5 СЛАЙД. Пожалуйста, определите порядок, ход работы на уроке (На слайде). 1. Дать определение части речи. 2. Проверить умение определить имена прилагательные. 3. Повторить грамматические признаки имен прилагательных. 4. Повторить роль имен прилагательных в речи. 5. Вывод по теме урока и оценивание своей работы. | Составляют порядок работы |
II. Операционно - познавательный этап |
Актуализация знаний | 6 СЛАЙД. Заполнить пропуски Имя прилагательное – это часть ____, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы________________________. Имя прилагательное изменяется по ___________________. В предложении имя прилагательное связано с именем ____________. Начальная форма имени прилагательного – это форма ______________________. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает _____________. | Вставить слова |
Работа в группах. | 7 СЛАЙД. Чтобы обобщить знания о различных формах имен прилагательных предлагаю разбиться по группам и проработать каждую форму имен прилагательных отдельно. | Разбиваются на группы |
| Задание 1 группы (На слайде) Весенняя, дождливое, теплый, солнечная, звонкий, яркий. На какие группы можно разделить данные имена прилагательные? Что указывает на эти признаки? От чего зависит данная форма прилагательного? Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. | Имена прилагательные изменяются по родам. Род имен прилагательных можно узнать по окончанию. Ж. р.: ая, яя М. р.: ий ,ый, ой С. Р.: ое, ее Род имен прилагательных зависит от имен существительных. |
| Задание 2 группы (На слайде) Прекрасные - прекрасный Очаровательные - очаровательный Высокие -высокий Низкие – низкий Какие группы имен прилагательных можно выделить? Что указывает на эти признаки? От чего зависит данная форма прилагательного Дополнительно, что еще можете сказать об этих именах прилагательных. Вывод : Имена прилагательные изменяются по числам | Имена прилагательные изменяются по числам. Во мн. ч.: -ые, -ие Число имен прилагательных зависит от имени существительного |
| Задание 3 группы (На слайде) Как -то раз с большого клена Оторвался лист зеленый. Ветер вмиг с листом зеленым Над землей взметнулся снова. Закружилась голова У зеленого листа. Я пишу в саду под кленом Стих о листике зеленом. От чего зависит данные формы прилагательного зеленый? Определите падеж прилагательного зеленый. Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам. (Склонение) | Имена прилагательные изменяются по падежам. Это называется склонением. Падеж имен прилагательных зависит от имени существительного, связанного с ним по смыслу. |
| Задание 4 группы. (На слайде) По дорожкам побежали звонкие ручьи. На полянках зацвели первые цветы. Вдоль дорожки ходит важный грач. Выделите имена прилагательные. Каким членом предложением бывают обычно имена прилагательные? Вывод: в предложении имена прилагательные обычно бывают определение | В предложении имена прилагательные обычно бывают определением. |
Подведение итогов. | 8 СЛАЙД. Какие признаки мы научились определять у имен прилагательных? Являются ли эти признаки постоянными? В каком виде работы мы можем определить все эти признаки? | Род, число и падеж Нет В морфологическом разборе имен прилагательных. |
Физминутка | 9 СЛАЙД. Музыкальная физминутка о весне для глаз. | |
Закрепление | 10-12 СЛАЙДЫ. Выполнение упражнения № 151, с.86. (6 предложение). | Синтаксический разбор предложения. Морфологический разбор имени прилагательного. |
Словарная работа | 13-14 СЛАЙДЫ. Выполнение упражнения № 152, с.86. | Составить словосочетания. Определить род. |
Развитие речи | 15-19 СЛАЙДЫ. Представление репродукций картин о весне (На слайде). Учащиеся называют прилагательные, учитель в текст вставляет прилагательные. Наконец весна предстала во всём своём великолепии. Вся сотканная из струящихся ____________ лучей, __________ свежестью ____________ ароматов, она уверенно шла по планете. _________ голубое небо с улыбкой слушало ______________ песни жаворонков. ____________ ручейки звонко радовались ____________ изменениям природы и сверкали ___________ зайчиками. Это добавляло ещё больше света и веселья. Всё в этом мире становилось ____________. | Коллективное составление текста. |
«Проверь себя» | 20 СЛАЙД. Выполнение заданий с. 89. | |
III. Рефлексивно - оценочный этап. |
Рефлексия | 21 СЛАЙД. Что повторили сегодня на уроке? Как определить падеж и род имён прилагательных? Роль имен прилагательных в речи. Оцените свою работу на уроке. | Выводы по теме |
Оценка учащихся. | Подведение итогов работы на уроке. | |
Домашнее задание | 22 СЛАЙД. Выполнение упражнения № 155, с. 88. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Задание 1 группы
Весенняя, осеннее, длинный, большой, интересная, тепленькое.
На какие группы можно разделить имена прилагательных? _______________________________________________________________
Как это можно узнать? _______________________________________________________________
От чего это зависит? _______________________________________________________________
Вывод: имена прилагательные изменяются по____________________
|
Задание 2 группы
Прекрасные - прекрасный Очаровательные - очаровательный Высокие - высокий Низкие - низкий
На какие группы можно разделить имена прилагательных? ___________________________________________________________________
Что указывает на эти признаки? ___________________________________________________________________
От чего зависит данная форма прилагательного? ___________________________________________________________________
Дополнительно: ___________________________________________________________________
Вывод : Имена прилагательные изменяются по _______________________ |
Задание 3 группы
Как - то раз с большого клена Оторвался лист зеленый. Ветер вмиг с листом зеленым Над землей взметнулся снова. Закружилась голова У зеленого листа.
Какие группы имен прилагательных можно выделить?
Как это можно узнать? __________________________________________________________________ От чего зависит данные формы прилагательного? __________________________________________________________________
Вывод: Имена прилагательные изменяются _______________________
Это называется _________________________ ________________________ |
Задание 4 группы.
По дорожкам побежали звонкие ручьи. На полянках зацвели первые цветы. Вдоль дорожки ходит важный грач.
Выделите имена прилагательные. Как выделяем имена прилагательные в предложении. Почему?
Вывод: в предложении имена прилагательные являются __________________________________________________________________ |