- Катя, прочитай, пожалуйста, первую задачу урока. (Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам) - Для того чтобы решить первую задачу, я вам предлагаю для начала ответить на вопросы. - В начале урока мы с вами пытались определить число имен прилагательных. Некоторые ребята справились с этой задачей. - Скажите, пожалуйста, те, кто смог определить число имен прилагательных, как вы это сделали? (Высказывают собственное мнение) - Какая часть речи вам помогла определить число у имен прилагательных? Почему? (Имя существительное. От имени существительного можно задать вопрос к имени прилагательному, по числу имени существительному можно определить число имени прилагательного) - Для того чтобы выяснить, так ли это на самом деле, предлагаю выполнить упражнение под номером 158 на странице 92. - Запишите у себя в тетради с заглавной буквы слово «Упражнение 158.», не забываем поставить точку в конце предложения. - Кто справился – ручку на локоток, чтобы я вас видела. (Сигнализируют о готовности) - Соня, прочитай задание к упражнению. (Рассмотрите рисунки. Прочитайте) - Итак, Миша, прочитай словосочетания в первом столбике. (Читает) - Хорошо, спасибо. - Маша, прочитай словосочетания во втором столбике. (Читает) - Хорошо, спасибо. - Карина, прочитай вопрос под первой точкой в упражнении 158. (В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?) - Марина, выйди, пожалуйста, к доске для того чтобы записать первое словосочетание из упражнения 158. А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Синий колокольчик) - Поставь вопрос от имени существительного. (Колокольчик какой? – синий) - Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какой?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают) - Выдели окончание у имени прилагательного. (Синий) - Запишем второе словосочетание из второго столбика (Синие колокольчики). Записываем словосочетание в следующей строке. (Записывают) - Поставь вопрос от имени существительного. (Колокольчики какие? – синие) - Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают) - Выдели окончание у имени прилагательного. (Синие) - Хорошо, садись на место. - Кирилл выйди к доске, для того чтобы записать следующие два словосочетания из упражнения 158. - А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Белое облако) - Поставь вопрос от имени существительного. (Облако какое? – белое) - Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какое?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают) - Выдели окончание у имени прилагательного. (Белое) - Запишем второе словосочетание из второго столбика (Белые облака). Записываем словосочетание в следующей строке. (Записывают) - Поставь вопрос от имени существительного. (Облака какие? – белые) - Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают) - Выдели окончание у имени прилагательного. (Белые) - Хорошо, садись на место. - Петя, выйди к доске, для того чтобы записать последние два словосочетания из упражнения 158. - А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Красивая бабочка) - Поставь вопрос от имени существительного. (Бабочка какая? – красивая) - Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какая?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают) - Выдели окончание у имени прилагательного. (Красивая) - Запишем второе словосочетание из второго столбика (Красивые бабочки). Записываем словосочетание в следующей строке. (Записывают) - Поставь вопрос от имени существительного. (Бабочки какие? – красивые) - Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают) - Выдели окончание у имени прилагательного. (Красивые) - Хорошо, садись на место. - Итак, ребята, в каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике? (В единственном и множественном) - Кристина, прочитай, пожалуйста, второй вопрос к упражнению. (На какой вопрос отвечают имена прилагательные в каждом столбике?) - Спасибо, Кристина. - Итак, мы с вами выяснили, что имена прилагательные могут быть единственного и множественного числа. На какие вопросы отвечают имена сущ. и имена прил. в ед. числе? (Какой? Какая? Какое?) - Верно. На какие вопросы отвечают им.сущ и им.прил. во множественном числе? (Какие?) - Замечательно. Все верно. - Вася, прочитай, пожалуйста, третий вопрос к упражнению. (Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?) - Итак, какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось? (Окончание) - Совершенно верно. Молодцы. - Последний вопрос из упражнения 158 нам прочитает Вика. (Спишите словосочетания. Укажите над именами прил. и им.сущ. их число) - Ребята, как вы думаете, что нам поможет в успешном определении числа им.прил. И числа им.сущ.? (Алгоритм) - Верно. Нам поможет в этом алгоритм, некая последовательность действий. - У вас на партах лежит алгоритм. Благодаря алгоритму вы можете определить число им.прил. Алгоритм «Как определить число имен прилагательных?» Определи число существительного. Поставь вопрос к прилагательному. Определи число прилагательного. - Укажите над именами прил. и именами сущ. их число. В этом вам поможет алгоритм ваших действий. (Выполняют) - Предлагаю проверить, как вы определили число. - Итак, Саша, читай первое словосочетание из первого столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Синий колокольчик – синий – ед.число, колокольчик – ед.число) - Кто согласен с Сашей – покажите знак «класс». Хорошо, верно. - Марина, читай второе словосочетание из первого столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Белое облако – белое – ед.ч., облако – ед.ч.) - Кто согласен с Мариной – покажите знак «класс». Все верно, молодец. - Рома, прочитай третье словосочетание из первого столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Красивая бабочка – красивая – ед.ч., бабочка – ед.ч.) - Кто согласен с Ромой – покажите знак «класс». Все верно, молодец. - Итак, Костя читай первое словосочетание из второго столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Синие колокольчики– синие – мн.ч., колокольчики – мн.ч.) - Кто согласен с Костей – покажите знак «класс». Хорошо, все верно, молодец. - Варя, читай второе словосочетание из второго столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Белые облака – белые – мн.ч., облака – мн.ч.) - Кто согласен с Варей – покажите знак «класс». Умница, все верно. - Сёма, читай третье словосочетание из второго столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Красивые бабочки – красивые – мн.ч., бабочки – мн.ч.) - Кто согласен с Сёмой– покажите знак «класс». Замечательно, верно. - Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод, как изменяются имена прилагательные по числам? (Им.прил в ед. числе отвечают на вопрос «какой? Какая? Какое?» во мн.ч. отвечают на вопрос «какие?») - Где мы с вами можем проверить наши предположения? (В учебнике) - Все верно, давайте прочитаем правило на странице 92, выделенное в рамочке. Катя, прочитай, пожалуйста. (Читает правило) - Спасибо, Катя. - Миша, прочитай первую задачу нашего урока? (Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам) - Выполнили мы ее? (Да) - Удалось ли нам ее решить? (Да) - Что мы делали для ее решения? (Отвечали на вопросы, читали правило в учебнике, выполняли упражнение 158) - Прежде чем приступить к решению второй задачи урока, я предлагаю вам немного отдохнуть, чтобы настроиться перед трудоемкой работой. |