СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён прилагательных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт (технологическая карта) урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён прилагательных". Цель урока: формирование мыслительных операций обучающихся – анализа, обобщения, построение рассуждений в процессе работы с учебником. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён прилагательных".»

Конструкт пробного урока по русскому языку

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

Медведевой Марии Фёдоровны

Дата: 29.04.2020

ОО: МБОУ СОШ № 38

Класс: 2 «Б»

ФИО учителя класса:

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Подпись _________________

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Единственное и множественное число имён прилагательных»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, умеют оценивать себя и собственную деятельность.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умеют планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются на разнообразии способов решения учебных задач, осуществляют логические действия анализа, обобщения, построения рассуждений, умеют делать выводы, умозаключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют слушать, умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

Предметные: обучающиеся знают, как изменяются имена прилагательные по числам, определяют число имен прилагательных, распределяют имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменяют прилагательные по числам.

Цель: формирование мыслительных операций обучающихся – анализа, обобщения, построение рассуждений в процессе работы с учебником.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способствовать оценке собственной деятельности обучающихся.

Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умеют планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются на разнообразии способов решения учебных задач, используя знаково-символические средства (таблица), осуществляют логические действия анализа, умеют делать выводы, умозаключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

Образовательная: способствовать получению знаний об изменении имен прилагательных по числам, способствовать умению определять число имен прилагательных, распределении имен прилагательных в группы в зависимости от их числа, в умении изменять прилагательные по числам.

Принципы обучения и воспитания

  • Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие

  • Связь с жизнью

  • Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип сознательности и активности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип минимакса

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы формирования сознания:

  • Беседа

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

  • Создание ситуации успеха

Методы обучения:

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа);

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований);

  • Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа).


Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуально.

Обеспечение урока:

Информационное обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

3. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
4. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.


Демонстрационное: презентация, аншлаги (тема урока, задачи урока, ребус-загадка буква «З», изображение моря)

Индивидуальные: учебник, тетрадь, алгоритм, капелька.

Структура (план) урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7 мин).

  3. Решение проблемы (10 мин)

Физкультминутка (1 мин)

  1. Первичное закрепление (10 мин)

  2. Самостоятельная работа (5 мин)

  3. Инструктаж о домашнем задании (2 мин)

  4. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)

Итого: 40 мин.
Оформление учебного кабинета, макет доски:

Презентация

28 апреля.

Классная работа.


Тема: «Единственное и множественное число имён прилагательных»

Задачи:

1. Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам

2. Учиться определять число имен прилагательных

3. Закрепить умения в определении числа имен прилагательных





Ход урока:

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя


Планируемый результат УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.
Развивать у обучающихся :регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать).

Методы воспитания:

- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

Педагогическое требование
Методы обучения:

- Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Фёдоровна, и урок русского языка сегодня проведу у вас я. Я очень рада сегодня всех видеть.

- Предлагаю проверить свою готовность к уроку: на парте должен лежать учебник русского языка, тетрадь, пенал. Кто готов к уроку – садитесь на свои места.

- Катя, прочитай, пожалуйста, пословицу на экране.

(Читает. На слайде: «Знания собираются по капельке»)

- Спасибо, Катя.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете эту пословицу? (Высказывают собственное мнение. Мы узнаем на каждом уроке что-то новое, что образует большое знание)

- Спасибо, что поделились вашими мыслями. Я полностью согласна с вами. Каждый день мы узнаем что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в это море.

- Сегодня на уроке вас ждет очень интересное открытие.

- Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы на весь урок!

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать).


2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача:
актуализировать знания по изученной теме – имя прилагательное. Выявить проблему урока через упражнение, сформулировать тему и задачи урока с помощью наводящих вопросов учителя.
Развивающая задача:
развивать у обучающихся регулятивные УУД (умеют планировать учебные действия); познавательные УУД (осуществляют логические действия анализа); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

  • Создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация,

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований.

- Ребята, как я уже сказала, сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в наше большое море, мы с вами продолжим работу по изучению тайн русского языка.

- Предлагаю для начала вспомнить, какой раздел русского языка мы изучаем? (Имя прилагательное)

- Сегодня мы с вами продолжим открывать особенности этой части речи.

- Сядьте, пожалуйста, ровно, спинка соприкасается со спинками ваших стульев, ноги стоят прямо на полу.

-Я тетрадь свою открою и наклонно положу. (Комментирую: Откройте свои тетради, положите под наклоном)

Я, друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу (покажите, как нужно держать ручку)

Сяду прямо, не согнусь, (спинка прямая, ноги стоят прямо на полу)

За работу я возьмусь!

- Отступите две строки от прошлой записи, и по центру запишите число: двадцать девятое апреля. Не забывайте поставить точку в конце записи числа. В следующей строке запишите: Классная работа. В конце слова работа поставьте точку.

- Кто справился, руку на локоток. (Сигнализируют о готовности)

- Предлагаю провести минутку чистописания для того чтобы в течение урока писать правильным, разборчивым и красивым почерком.

- Перед этим проведем пальчиковую гимнастику.

«Замок!»

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читаем стишок и раскачиваем наш замок.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (постукиваем друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили (одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их, не расцепляя пальцев)

Потянули (тянем в разные стороны, выпрямляя пальцы)

И открыли! (резко отпуская руки в разные стороны)

- Молодцы! Приготовили наши руки к письму.

- Ребята, представляете, нашу букву превратили в рисунок, и для того чтобы узнать, какую букву мы с вами пропишем, я предлагаю вам узнать, какая буква спряталась в рисунке.

- Ребята, какая буква спряталась?

(Буква «З»)

- Молодцы! Верно! Прописываем в следующей строке после слов Классная работа – заглавную букву «З».

- Я буду писать на доске, а вы у себя в тетради. Заглавная буква «З» состоит из 2 правых полуовалов. Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вправо, пишем верхний полуовал. Не доводя до верхней линии рабочей строки, заводим далеко влево и начинаем писать нижний полуовал, больше верхнего.

- Записываем строчную букву «з» в следующей строке, до конца. Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем с большим наклоном на закругление у верхней линии рабочей строки, закругляя ведем влево и, не доводя до нижней линии рабочей строки, пишем округленную петлю, выходящую за нижнюю линию рабочей строки.

- Поставьте точку над заглавной и строчной буквой, которая схожа с эталоном.

- Кто закончил – руку на локоток. (Сигнализируют о готовности)

- Прежде чем узнать, чему посвящен наш урок, я вам предлагаю вспомнить, что вы изучали на прошлом уроке русского языка.

- Для начала вспомним, что же такое имя прилагательное.

- Миша, скажи, пожалуйста, определение имени прилагательному. А остальные ребята внимательно слушают Мишу, если он допустит ошибку, мы ему поможем. Начни со слов: «Имя прилагательное – это…» (Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

- Спасибо, Миша. Ребята кто согласен с Мишей – покажите знак «класс». Хорошо, верно.
- Ребята, перед вами 2 текста. (На слайде:)
1. Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко  над облаками кружат ласточки.

2. Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Кристина, прочитай, пожалуйста, оба текста. (Читает)

- Предлагаю сравнить тексты.

- Чем они отличаются? (В первом тексте отсутствуют имена прилагательные, второй текст распространен прилагательными)

- Все верно.

- Какой из текстов, на ваш взгляд, является более красивым, красочным? (2)

- Почему вы так считаете? (Потому что благодаря прилагательным можно передать все краски настроения)

- Спасибо за ответы. Я с вами согласна. С помощью прилагательных мы можем разукрасить нашу речь, сделать ее выразительной и яркой.

- Какие прилагательные встречаются во втором тексте. Назовите их. Отвечаем по поднятой руке. (Жаркий, голубое, белые, белогрудые)

- Все верно. Вы назвали все прилагательные, которые встречаются во втором тексте.

- Предлагаю записать второй текст у себя в тетради. (Записывают)

2. Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Перечислите имена существительные, которые встречаются в тексте. Отвечаем по поднятой руке. (День, небо, облака, ласточки)

- Определите число у существительных. (Определяют)

- Как определяли? (Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число).

- Какой вывод можно сделать? (Существительные могут быть единственного и множественного числа).

- Определите число у прилагательных. (Проблема)

- У кого возникли затруднения? Почему? (Не знаем, как определять число у имени прилагательного) (*Но я вижу, что некоторые ребята справились с этой задачей, чуть позже мы выясним, как они определили число имен прилагательных)

- Ребята, тогда, как вы думаете, на какой вопрос мы с вами должны ответить в течение урока? (Как определять число у имени прилагательного)

- Сформулируйте тему нашего урока, исходя из вопроса, на который мы должны ответить. (Единственное и множественное число имен прилагательных)

- Все верно. Откройте свои учебники на странице 92.

- Соня, прочитай тему нашего урока.(Единственное и множественное число имен прилагательных)

- Спасибо, Соня. Наши предположения оказались верными по теме урока? (Да)

- Ребята, вот опять беда: кто-то взял и перепутал наши задачи урока. Давайте попробуем поставить задачи в правильном порядке, для того чтобы мы с вами были успешны на уроке, правильно и четко изучили тему.

Перепутанные задачи на доске:

Учиться определять число имен прилагательных

Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам

Закрепить умения в определении числа имен прилагательных

- Никита, выйди, пожалуйста, к доске и помоги восстановить порядок задач. А остальные ребята в этом нам помогут. (Восстанавливает порядок задач урока)

На доске:

1. Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам

2. Учиться определять число имен прилагательных

3. Закрепить умения в определении числа имен прилагательных

- Вот мы с вами и восстановили порядок задач нашего урока. Это наш проводник по большому морю знаний.

- Никита, спасибо, можешь садиться на место.

- Саша, прочитай, пожалуйста, какие стоят перед нами задачи урока. (Читает)

- На эти задачи мы с вами попытаемся ответить в течение всего урока.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умеют планировать учебные действия); познавательные УУД (осуществляют логические действия анализа); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)


3. Решение проблемы
Задача:
выявить пути решения проблемы.
Разивающая задача:

Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать и контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются в разнообразии способов решения учебных задач, умеют делать выводы, умозаключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

  • Создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой)

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: (упражнение);

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований)

- Катя, прочитай, пожалуйста, первую задачу урока. (Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам)

- Для того чтобы решить первую задачу, я вам предлагаю для начала ответить на вопросы.

- В начале урока мы с вами пытались определить число имен прилагательных. Некоторые ребята справились с этой задачей.
- Скажите, пожалуйста, те, кто смог определить число имен прилагательных, как вы это сделали? (Высказывают собственное мнение)
- Какая часть речи вам помогла определить число у имен прилагательных? Почему? (Имя существительное. От имени существительного можно задать вопрос к имени прилагательному, по числу имени существительному можно определить число имени прилагательного)

- Для того чтобы выяснить, так ли это на самом деле, предлагаю выполнить упражнение под номером 158 на странице 92.

- Запишите у себя в тетради с заглавной буквы слово «Упражнение 158.», не забываем поставить точку в конце предложения.

- Кто справился – ручку на локоток, чтобы я вас видела. (Сигнализируют о готовности)

- Соня, прочитай задание к упражнению. (Рассмотрите рисунки. Прочитайте)

- Итак, Миша, прочитай словосочетания в первом столбике. (Читает)

- Хорошо, спасибо.

- Маша, прочитай словосочетания во втором столбике. (Читает)

- Хорошо, спасибо.

- Карина, прочитай вопрос под первой точкой в упражнении 158. (В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?)

- Марина, выйди, пожалуйста, к доске для того чтобы записать первое словосочетание из упражнения 158. А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Синий колокольчик)

- Поставь вопрос от имени существительного. (Колокольчик какой? – синий)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какой?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают)

- Выдели окончание у имени прилагательного. (Синий)

- Запишем второе словосочетание из второго столбика (Синие колокольчики). Записываем словосочетание в следующей строке. (Записывают)

- Поставь вопрос от имени существительного. (Колокольчики какие? – синие)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают)

- Выдели окончание у имени прилагательного. (Синие)

- Хорошо, садись на место.

- Кирилл выйди к доске, для того чтобы записать следующие два словосочетания из упражнения 158.

- А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Белое облако)

- Поставь вопрос от имени существительного. (Облако какое? – белое)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какое?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают)

- Выдели окончание у имени прилагательного. (Белое)

- Запишем второе словосочетание из второго столбика (Белые облака). Записываем словосочетание в следующей строке. (Записывают)

- Поставь вопрос от имени существительного. (Облака какие? – белые)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают)

- Выдели окончание у имени прилагательного. (Белые)

- Хорошо, садись на место.

- Петя, выйди к доске, для того чтобы записать последние два словосочетания из упражнения 158.

- А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Красивая бабочка)

- Поставь вопрос от имени существительного. (Бабочка какая? – красивая)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какая?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают)

- Выдели окончание у имени прилагательного. (Красивая)

- Запишем второе словосочетание из второго столбика (Красивые бабочки). Записываем словосочетание в следующей строке. (Записывают)

- Поставь вопрос от имени существительного. (Бабочки какие? – красивые)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради. (Записывают)

- Выдели окончание у имени прилагательного. (Красивые)

- Хорошо, садись на место.

- Итак, ребята, в каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике? (В единственном и множественном)

- Кристина, прочитай, пожалуйста, второй вопрос к упражнению. (На какой вопрос отвечают имена прилагательные в каждом столбике?)

- Спасибо, Кристина.

- Итак, мы с вами выяснили, что имена прилагательные могут быть единственного и множественного числа. На какие вопросы отвечают имена сущ. и имена прил. в ед. числе? (Какой? Какая? Какое?)

- Верно. На какие вопросы отвечают им.сущ и им.прил. во множественном числе? (Какие?)

- Замечательно. Все верно.

- Вася, прочитай, пожалуйста, третий вопрос к упражнению. (Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?)

- Итак, какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось? (Окончание)

- Совершенно верно. Молодцы.

- Последний вопрос из упражнения 158 нам прочитает Вика. (Спишите словосочетания. Укажите над именами прил. и им.сущ. их число)

- Ребята, как вы думаете, что нам поможет в успешном определении числа им.прил. И числа им.сущ.? (Алгоритм)

- Верно. Нам поможет в этом алгоритм, некая последовательность действий.

- У вас на партах лежит алгоритм. Благодаря алгоритму вы можете определить число им.прил.

Алгоритм «Как определить число имен прилагательных?»

  1. Определи число существительного.

  2. Поставь вопрос к прилагательному.

  3. Определи число прилагательного.

- Укажите над именами прил. и именами сущ. их число. В этом вам поможет алгоритм ваших действий. (Выполняют)

- Предлагаю проверить, как вы определили число.

- Итак, Саша, читай первое словосочетание из первого столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Синий колокольчик – синий – ед.число, колокольчик – ед.число)

- Кто согласен с Сашей – покажите знак «класс». Хорошо, верно.

- Марина, читай второе словосочетание из первого столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Белое облако – белое – ед.ч., облако – ед.ч.)

- Кто согласен с Мариной – покажите знак «класс». Все верно, молодец.

- Рома, прочитай третье словосочетание из первого столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Красивая бабочка – красивая – ед.ч., бабочка – ед.ч.)

- Кто согласен с Ромой – покажите знак «класс». Все верно, молодец.

- Итак, Костя читай первое словосочетание из второго столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Синие колокольчики– синие – мн.ч., колокольчики – мн.ч.)

- Кто согласен с Костей – покажите знак «класс». Хорошо, все верно, молодец.

- Варя, читай второе словосочетание из второго столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Белые облака – белые – мн.ч., облака – мн.ч.)

- Кто согласен с Варей – покажите знак «класс». Умница, все верно.

- Сёма, читай третье словосочетание из второго столбика и называй число им.прил и число им.сущ. (Красивые бабочки – красивые – мн.ч., бабочки – мн.ч.)

- Кто согласен с Сёмой– покажите знак «класс». Замечательно, верно.

- Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод, как изменяются имена прилагательные по числам? (Им.прил в ед. числе отвечают на вопрос «какой? Какая? Какое?» во мн.ч. отвечают на вопрос «какие?»)

- Где мы с вами можем проверить наши предположения? (В учебнике)

- Все верно, давайте прочитаем правило на странице 92, выделенное в рамочке. Катя, прочитай, пожалуйста. (Читает правило)

- Спасибо, Катя.

- Миша, прочитай первую задачу нашего урока? (Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам)

- Выполнили мы ее? (Да)

- Удалось ли нам ее решить? (Да)
- Что мы делали для ее решения? (Отвечали на вопросы, читали правило в учебнике, выполняли упражнение 158)
- Прежде чем приступить к решению второй задачи урока, я предлагаю вам немного отдохнуть, чтобы настроиться перед трудоемкой работой.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать и контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются в разнообразии способов решения учебных задач, умеют делать выводы, умозаключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение детей.

Развивающая задача:
Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умеют слушать).



Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (педагогическое требование). Методы обучения:
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований.

- Встаньте рядом со своими местами.
- Сейчас я буду рассказывать стихотворение и показывать движения, а вы повторяете за мной, если вы знаете стихотворение – можете проговаривать его шепотом.
Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Два наклоны, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Молодцы, тихо садимся на свои места.





Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умеют слушать).

4. Первичное закрепление.
Задача:
закрепить полученные знания.
Развивающая задача:

Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются на разнообразии способов решения учебных задач, осуществляют логические действия анализа, умеют делать выводы, заключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)


Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

  • Создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа,

работа с учебником; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа);

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований);

Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа).


- Рита, прочитай, пожалуйста, вторую задачу урока. (Учиться определять число имен прилагательных)

- Для того чтобы научиться определять число имени прилагательного, я вам предлагаю выполнить упражнение 159 на странице 93.
- Соня, прочитай, пожалуйста, текст. Остальные ребята внимательно слушают, чтобы потом успешно ответить на вопросы. (Читает)


- Миша, прочитай, пожалуйста, задание под первой точкой. (Почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль?)

- Итак, как вы думаете, почему автор дал название «голубой» месяцу весны - марту? (Потому что все вокруг имеет оттенки голубого и синего цвета)

- В каком предложении выражена главная мысль? Прочтите его. (Главная мысль выражена в предложении: «Весь мир голубой!»)

- Все верно, молодцы.

- Саша, прочитай, пожалуйста, задание под второй точкой. (Как определить в каком числе употреблено каждое имя прилагательное?)

- Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос. Как же нам с вами определить, в каком числе употреблено каждое имя прилагательное? (Воспользоваться алгоритмом)

- Совершенно верно.

- Соня прочитай, пожалуйста, задание под третьей точкой. (Запишите заголовок и текст. Проверьте себя. Над именами прилагательными укажите число)

- Запишем в тетради в следующей строке упражнение 159.

- Итак, давайте все вместе назовем, какие прилагательные употреблены в тексте. Отвечаем по поднятой руке (Голубой, голубое, голубые, синие, голубая, синяя)

- Озаглавьте текст. Над именами прилагательными укажите число. После этого мы проверим. (Выполняют)

- Ребята, завершаем работу. Предлагаю проверить, как вы справились с заданием.

- Кто желает поделиться, какое название вы придумали к этому тексту? (Высказывают собственное мнение)

- Какие замечательные названия вы придумали! Март заиграл новыми красками! Молодцы.

- Саша, скажи, пожалуйста, какое число ты указал у имени прил. В первом предложении? (Ед.ч.) Почему? (Задаем вопрос от имени существительного март «какой?» – голубой, сущ. Март – ед.ч., соответственно и прил. голубой – тоже ед.ч.) *Далее осуществляется аналогичная проверка всех прилагательных в тексте, определение их числа и обоснование.

- Вася, прочитай, пожалуйста, задание под последней точкой. (Догадайтесь, почему автор не употребил в этом тексте глаголы)

- Давайте все вместе подумаем, почему автор не употребил в этом тексте глаголы. Как вы думаете, с чем это связано? Может быть, это связано с типом текста? (Автор не употребил в тексте глаголы, потому что в тексте нет действия, только описание)

- Я с вами согласна, ребята, в предложенном тексте не происходит действия, дается описание природе.

- Какой мы с вами можем сделать вывод, каким образом связаны между собой число им.прил. и число им.сущ.? (Им.прил употребляются в том же числе, что и им.сущ.)

- Где мы можем проверить наши предположения? (В учебнике)

- На странице 93 представлена рубрика «Обрати внимание!».

- Саша, прочитай данное правило.

- Наши предположения оказались верными? (Да). Молодцы. Ребята, эту закономерность или правило нужно обязательно запомнить.

- Молодцы, ребята, успешно справились с этим заданием.

- Саша, прочитай, пожалуйста, вторую задачу. (Учиться определять число имени прилагательного)

- Выполнили мы ее? (Да)

- Что мы для этого делали? (Выполняли упражнение 159, отвечали на вопросы, читали правило в учебнике)

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются на разнообразии способов решения учебных задач, осуществляют логические действия анализа, умеют делать выводы, заключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

5. Самостоятельная работа
Задача:
организовать самостоятельную работу обучающихся по применению полученных знаний в практической деятельности. Развивающая задача: регулятивные УУД (умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются на разнообразии способов решения учебных задач, осуществляют логические действия анализа, умеют делать выводы, заключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

  • Создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: объяснение)

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований);

Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа, работа с презентацией).

- Костя, прочитай, пожалуйста, последнюю задачу урока. (Закрепить умения в определении числа имен прилагательных)
- Для того чтобы решить третью задачу урока, я предлагаю поработать самостоятельно у себя в тетради.
- В учебнике на странице 94 представлено упражнение под номером 161.

- Петя, прочитай, пожалуйста, задание под первой точкой. (Поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. В каком числе стоит каждое имя прилагательное?)

- Работая самостоятельно в тетради, выполните задание под первой точкой. Определите число имен прилагательных, в этом вам поможет алгоритм. (Выполняют)
- Денис, скажи, что нужно сделать? (Поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Определить число имен прилагательных)
- На работу отводится 4 минуты. Затем мы с вами проверим, что у вас получилось.
- Время вышло, заканчиваем, руку на локоток, кто закончил. (Сигнализируют о готовности)
- Давайте проверим, что у вас получилось, для этого, пожалуйста, обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте, у кого соседа нет – осуществляет проверку самостоятельно.


- Возьмите простой карандаш в руки. Над каждым правильно выполненным словосочетанием – поставьте знак «+», если оно выполнено не правильно поставьте знак «-».

Проверка со слайда:

Черный (ед.ч.) (какой?) кофе; серая (ед.ч.) (какая?) мышь; известная (ед.ч.) (какая?) фамилия; яблочный (ед.ч.) (какой?) шампунь; вкусный (ед.ч.) (какой?) йогурт; белый (ед.ч.) (какой?) лебедь; дождевое (ед.ч.) (какое?) облако; зимнее (ед.ч.) (какое?) пальто.

- Кто справился – руку на локоток.

- Ребята, у кого все плюсики – поднимите руку. Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. Ребята, давайте похлопаем друг другу.

- Те ребята, у кого 5 – 6 плюсиков – поднимите руку. Молодцы, допущенные ошибки необходимо исправить, чтобы в дальнейшем у вас не возникало трудностей. Ребята, давайте похлопаем друг другу.

- Молодцы. А те ребята, у кого менее 5 – необходимо подучить алгоритм, разобраться, попросить помощи у тех, ребят, кто успешно выполнил это задание. Давайте похлопаем друг другу.

- Ребята, давайте сделаем общий вывод: что нужно знать, чтобы определить число имени прилагательного? (Число имени существительного)
- Миша, прочитай третью задачу урока. (Закрепить умения в определении числа имен прилагательных)
- Удалось ли нам решить ее? (Да)

- Что мы делали для решения этой задачи? (Работали самостоятельно, выполняли упражнение 161, проверяли выполнение задания)


Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД (умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполняют действия по намеченному плану); познавательные УУД (ориентируются на разнообразии способов решения учебных задач, осуществляют логические действия анализа, умеют делать выводы, заключения, исходя из полученных знаний); коммуникативные УУД (умеют излагать собственную точку зрения, умеют вести диалог с учителем и сверстниками)

6. Инструктаж о домашнем задании

Задача: провести инструктаж о домашнем задании.

Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умеют принимать и сохранять учебную задачу), коммуникативные УУД

(умеют слушать).


Методы обучения:

Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха).

Методы развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию);

Методы формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований)

- Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание по русскому языку. На странице 93 выполнить упражнение под номером 160. Кто записал - руку на локоток. (Сигнализируют о готовности)
- Закройте дневники, отложите их на край парты.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умеют принимать и сохранять учебную задачу), коммуникативные УУД (умеют слушать).


7. Подведение итогов. Рефлексия

Задача: подвести итог урока; способствовать оценке собственной деятельности обучающихся.
Развивающая задача:
Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умеют слушать)


Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа).

- Ребята, начало урока у нас было начато с пословицы «Знания собираются по капельке».

- На слайде представлены предложения, которые я вам предлагаю продолжить, чтобы подвести итог нашей работе.

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • У меня получилось …

- Выскажите, пожалуйста, свое мнение о сегодняшнем уроке. Поделитесь вашими мыслями, чувствами, впечатлениями. (Высказывают собственное мнение)

- Спасибо, за то, что поделились вашим мнением.

- А теперь, я вам предлагаю разукрасить капельки знаний, которые лежат у вас на парте. Если вам понравился урок, у вас не было трудностей – закрасьте капельку голубым цветом, если урок не произвел на вас впечатления или у вас остались вопросы – закрасьте капельку в синий цвет, а если урок показался скучным и не интересным и вы ничего не поняли – закрасьте капельку в серый цвет.

- Ваши капельки мы поместим на море знаний нашего класса, как память о том, что мы с вами пополняем наше море знаний!


- На сегодняшнем уроке мне бы хотелось отметить *имя* за активную работу на уроке, *имя* за мобильность, умение найти выход из затруднительной ситуации, *имя* за умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

- Ребята, спасибо вам большое за вашу любознательность и целеустремленность, наш урок окончен, всем спасибо за урок!

Обучающиеся оценивают результаты собственной деятельности на уроке.
Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умеют слушать)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!