II. Актуализация знаний (5 мин.). Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Что же такое причастие? (слайд 2) Давайте теперь с вами вспомним суффиксы причастий. Молодцы, теперь давайте вспомним с вами, что такое действительные и страдательный причастия и как они образуются? (слайд 4) При помощи каких суффиксов образовываются действительные настоящего и прошедшего времени причастия? При помощи каких суффиксов образовываются страдательные настоящего и прошедшего времени причастия? Ребята, давайте определим с вами, все ли причастия имеют как полную, так и краткую форму? Молодцы, давайте теперь с вами вспомним правописание Н и НН в причастиях. Когда мы пишем Н, а когда НН? (слайд 5) Что такое причастный оборот? (слайд 7) | Причастие – это часть речи, которая указывает на признак предмета или лица в действии и отвечает на вопросы какой? какая? Какое? какие? (а так же глагольный вопрос что делающий, что сделающий и т.д.) Суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -енн-, -нн-, -т-, -ш-, -вш-, -ем-, -им-, -ом-. Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам выполняет действие. Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым действие происходит. Действительные причастия настоящего времени образовываются при помощи суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (колющий, пишущий). -АЩ-, -ЯЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (клеящий, дрожащий). Действительные причастия прошедшего времени образовываются при помощи суффиксов -ВШ- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (видевший, слышавший). -Ш- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (прошедший, выросший). -ЕМ-, -ОМ- пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (увлекаемый, ведомый). -ИМ- пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (видимый, слышимый). -Т- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени (понятый, завёрнутый). -НН- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных путём добавления -НН- к суффиксам -А-, -Я- глаголов неопределённой формы (услышанный, развеянный). -ЕНН-, -ЁНН- пишутся в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов неопределённой формы путём замены суффиксов -ЕТЬ, -ИТЬ (обиженный, безветренный, подстреленный). Нет. Полную форму имеют все причастия (украшенный). Краткая форма есть только у страдательных причастий совершенного вида (украшен). -НН- пишется: в причастиях совершенного вида (решённая проблема); если есть приставка (кроме НЕ) (прочитанная книга); если есть зависимое слово (раненный саблей боец); в причастиях на -ОВАННЫЙ /-ЕВАННЫЙ (маринованные огурцы). Исключения: жёваный, кованый. -Н- пишется: в кратких причастиях (пицца съедена); если нет приставки (крещёный младенец); если нет зависимого слова (крашеный пол); если есть приставка НЕ- (некрашеный пол). Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. (Программа, давшая сбой, вывела компьютер из строя.) Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся. (Давшая сбой программа вывела компьютер из строя.) Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, которое выражено местоимением, запятая ставится. (Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. (И.С. Тургенев). | Личностные: -смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и мотивом; - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: -контроль и самоконтроль; -принятие и сохранение учебной задачи; -выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: -взаимодействие с учителем и сверстниками; -умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. |
III. Объяснение нового материала (5 мин.). Цель этапа: объяснить правописание НЕ с причастиями. | Записываем число, классная работа, тема урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Сегодня поговорим с вами о том, в каких случаях отрицательная частица НЕ пишется с причастиями слитно, а в каких раздельно. Открываем учебник на странице 86. Изучаем правило самостоятельно. Когда мы пишем НЕ раздельно с причастием? Когда слитно? | Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся самостоятельно просматривают правило. С краткими причастиями, с причастиями, которые имеют зависимые слова и противопоставление с союзом а, если имеются слова далеко не, вовсе не, отнюдь не. С полными причастиями если нет зависимого слова, если без НЕ не употребляется, если есть слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др. | УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений) ЦЕЛЬ: развивать логические умения, умения обобщать и систематизировать информацию. |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации (выполнение упражнений) (25 мин.). Цель этапа: на основе выполнения упражнений закрепить полученные знания о правописании НЕ с причастиями. | Выполняем упражнение 154, с. 69: 1. (Не)прекр..щающийся весь день шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сде-ла(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью. Выполняем следующее упражнение 155, с. 69: Ничего не стоят не подкреплённые делом слова. Ученик, не уважающий учителя, сам не заслуживает уважения. Не приученному к труду ребёнку будет очень трудно в жизни. Пустой тратой времени надо считать выступление, не содержащее ни капли старания. Ученик, не выполнивший задание, не сможет как следует понять объяснение нового материала. А на каком основании ты, не помогавший ничем, претендуешь на помощь товарищей? | Учащиеся выполняют задание в тетради и у доски. Не прекращающийся – причастие с не пишется раздельно, т.к. есть причастный оборот; проверочное слово краткий; • Непрекращающийся – причастие с не пишется слитно; • Непрояснившийся – причастие с не пишется слитно; проверочное слово ясен; • Не прояснившийся – причастие с не пишется раздельно, т.к. есть причастный оборот; • Нескошенная – причастие с не пишется слитно; причастие, а не отглагольное прилагательное (есть приставка, причастный оборот, сов. вид); • Не скошенная – причастие с не пишется раздельно, т.к. есть причастный оборот; • Не вспаханное – причастие с не пишется раздельно, т.к. есть причастный оборот; причастие, а не отглагольное прилагательное (есть приставка, причастный оборот, сов. вид); • Невспаханное – причастие с не пишется слитно; • Не сделанная – причастие с не пишется раздельно, т.к. есть причастный оборот; причастие, а не отглагольное прилагательное (есть приставка, причастный оборот, сов. вид); • Вовремя – наречие, образованное благодаря соединению предлога и существительного, пишется слитно; • Приучает – значение приставки – приближение; • Безделью – после приставки стоит звонкая д. Учащиеся выполняют упражнение. | УУД: -коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) -регулятивные: (ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности) -познавательные: (умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления) ЦЕЛЬ: развивать умения применять правило на практике, выполняя упражнения. |
VI. Рефлексия (2 мин.). Цель этапа: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме, дать эмоциональную оценку уроку. | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли? Чему учились на уроке? От чего же зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями? Какое задание показалось сложным? Поднимите руку, кто считает, что он знает правило. Научился применять его? Что нужно сделать еще тем, кто сомневается? | Ответы учащихся Правильно писать НЕ с причастиями От формы причастия, наличия противопоставления и зависимых слов. Нужно еще потренироваться в правописании НЕ с причастиями. | Формируемые УУД: Личностные: -оценка собственных достижений на уроке. Регулятивные: -самоконтроль, -выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем и сверстниками Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; -развитие умения извлечь главное, подвести итог. |