СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Что такое причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Что такое причастие"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Что такое причастие"»

Урок русского языка в 6 классе МБОУ РГ №59 г. Улан-Удэ (учитель Федорова Татьяна Владимировна)

Тема:

Причастие как часть речи

Тип урока:

Урок решения учебно-познавательной задачи

Цель:

Формирование системы знаний о лингвистическом понятии «причастие»

Задачи:

1.Формировать новый способ деятельности, заключающийся в умении опознавать причастия в речи, отличать их от имен прилагательных, для выработки понятия о важности овладения данным знанием с целью дальнейшего применения в устной и письменной речи.

2.Развивать аналитическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку рения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью

3.Воспитывать интерес к изучению родного языка, культуру труда, коммуникативную культуру

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

время

Организа ционный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

Собраться, настроиться на работу

1мин

Этап проверки домашнего задания

Задача: проверить уровень знаний учащихся о правописании имён прилагательных


Комментарий к дом. работе, заданной на предыдущем уроке:

Дома уч-ся выполняли упр.385 стр.149-150 учебника «Русский язык, 6 класс» М.М.Разумовской. Нужно было образовать имена прилагательные от заданных существительных: «вода, камень, туман, роскошь и т.д.» Цель данной работы – проверить сформированность у учащихся умения применять правило о правописании н и нн в суффиксах прилагательных.


Описание задания:

Форма проверки – работа экспертов: назначаются пять- шесть экспертов (сильные ученики, хорошо знающие правило и умеющие применять его на практике), каждый должен оценить качество выполнения домашней работы 4-мя – 5-ю учениками, выставив отметку в своём табеле, аргументируя однокласснику свой выбор, объясняя допущенные ошибки и недочёты. (Чтобы ускорить работу, экспертам заранее можно предложить шаблон с выполненным заданием, по которому они сначала проверят себя, а затем воспользуются им для работы с ребятами).

Задача: закрепить знания о правописании суффиксов имён прилагательных

Способ действия: индивидуальная работа

УУД:

1.Умение работать с орфографическим правилом, применять теоретические знания на практике.

2.Умение корректировать свою работу.

3.Умение оценивать собственную деятельность и деятельность других.




Предполагаемый результат:

н

нн

водный

каменный (камень)

роскошный

туманный (туман)

летний

истинный (истина)

вечерний

осенний (осень)

субботний

конный (конь)

зимний

долинный (долина)

верхний

равнинный (равнина)

Вывод: в прилагательных, образованных от существительных с основой на н, пишется нн


5 мин.

Результаты:

Осознано правило о правописании н и нн в именах прилагательных (предметные)

Умеют использовать орфографические правила на практике и способны к выполнению само- и взаимооценки (метапредметные)

Владеют понятием, способны применить сформированный способ деятельности при выполнении задания (личностные)

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Создание учебной ситуации

Задача: вызвать у учащихся ситуацию интеллектуального затруднения для появления у учащихся мотивации к познавательной деятельности (для этого проводится пропедевтика понятия «причастие»)






Описание задания:

Учащиеся получают карточки, где к двум столбикам, с которыми работали дома, добавлен третий.


н

нн

нн

водный

каменный (камень)

развешанный

роскошный

туманный (туман)

укутанный

летний

истинный (истина)

вырезанный

вечерний

осенний (осень)

спрятанный

субботний

конный (конь)

пронизанный

зимний

долинный (долина)

неопознанный

верхний

равнинный (равнина)

намотанный

Учитель: посмотрите внимательно на слова, которые даны в ваших карточках, и подумайте, всё ли здесь записано верно.









Учитель: Всё же, я утверждаю, что никакой ошибки нет, но мне хотелось бы, чтобы не я, а вы доказали мою правоту.


Учитель: Доказать правоту моих слов поможет материал учебника стр.151-152 , параграф 34

Задача: понять значимость изучаемой на уроке темы

Способ действия: анализ примеров, наблюдение

УУД:

1.Интерес к новому

2.Выделение и формулирование познавательной цели

3.Выдвижение гипотез и проверка их методом проб и ошибок.


Предполагаемый результат:












1.Ученики задумаются, являются ли слова третьего столбика ми прилагательными, вспомнят правило о том, что в суффиксах прилагательных -ан- и -ян- пишется одна н ( кроме слов – исключений), поэтому ответят, что ошибка допущена именно в написании этих слов.

Могут сказать, что никакой ошибки нет, то они должны аргументировать свою точку зрения (едва ли смогут это сделать)


2.Ребята строят свои гипотезы

(скорее всего, не соглашаются с учителем)



3 мин.


Результаты:

Формируются учебные и познавательные мотивы для знакомства с причастием как частью речи (предметные)

Умеют искать и выделять нужную информацию, опираясь на анализ примеров, умеют передавать собственные мысли через рассуждение (метапредметные)

Формируется мотивация к познавательной деятельности (личностные)

Этап усвоения новых знаний

Задача: дать учащимся первое представление о причастии как самостоятельной части речи


Описание задания:

Ученики должны самостоятельно прочитать теоретический материал упр.389 (учимся читать и пересказывать лингвистический текст)





Учитель: Что запомнилось после первого прочтения текста?






Учитель: Какова же цель нашего сегодняшнего урока?


Учитель: Итак, как вы сказали, причастие очень похоже на имя прилагательное. Почему же эти слова разделили, а не отнесли к одной части речи?


Учитель: Чтобы знакомство с причастием было полным, давайте вернёмся к нашему лингвистическому тексту и попробуем выполнить задание упр.391.

Описание задания:

Ученики должны собрать и систематизировать информацию о признаках глагола и прилагательного, характерных для причастия, используя материал упр. №389 и заполняя таблицу.



причастие

Признаки прилагательного

Признаки глагола
























Учитель: оценка полученных результатов.




Учитель: итак, какой вывод мы можем сделать, что же такое причастие (обратить внимание на разные подходы к причастию: как к самостоятельной части речи и как к особой форме глагола)

Задача: через анализ информации, содержащейся в тексте получить первое представление о причастии

Способ действия: индивидуальная работа с лингвистическим текстом

УУД:

1. Умение определять цель предстоящей учебной деятельности.

2.Умение работать с текстом

3.Умение выделять область знаемого и незнаемого


Предполагаемый результат:

Учащиеся отвечают, что в русском языке есть часть речи, которая очень похожа на имя прилагательное, - причастие. Раз это другая часть речи, то и орфографические правила для неё другие.


Познакомиться с причастием, новой частью речи.


Ребята строят свои гипотезы. Скорее всего, найдутся те, кто укажут на наличие у причастия признаков глагола.





Задача: систематизировать теоретический материал для понимания основных признаков причастия как части речи.

Способ действия: работа с лингвистическим текстом в парах


УУД:

1. Умение работать с текстом

2.Умение искать и выделять новую информацию

3.Умение договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности.


Предполагаемый результат:

1.

причастие

Признаки прилагательного

Признаки глагола

Одинаковые окончания

Изменяются по временам

Изменяются по родам, числам и падежам

Могут быть совершенного и несовершенного вида

Согласуются с существительным в роде, числе и падеже

Могут быть возвратными и невозвратными

Отвечают на вопросы какой? какая? какое? и т.д.

Могут отвечать на вопросы что делающий? что сделавший?


Образуются от глаголов с помощью суффиксов: - ущ- (-юш-), - ащ (-ящ-), -ем- (-ом-), -им-; -вш-, -ш-, - енн-, -нн-, -т-.


2.Сравнение полученных результатов (уч-ся зачитывают, то, что они записали в тетради, ответ оценивается одноклассниками)


Учащиеся сначала формулируют самостоятельноно, а затем зачитывают определение причастия из учебника.

13мин.


Результаты:

Осознают понятие «причастие», знают его основные признаки (предметные)

Анализируют текст с точки зрения выделения необходимой информации, умеют вести диалог (метапредметные)

Выделяют и формулируют познавательную цель (личностные)

Физкульт-минутка

для глаз


«Бабочка» (использование ИКТ)


2 мин.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоено или нет учащимися, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы



Описание задания:

Для выполнения задания учащиеся делятся на 5 групп для выполнения нескольких заданий:





  1. На партах карточки с текстом, из которого нужно выписать причастия вместе с существительными, к которым они относятся.

Около костра было тепло, светло и уютно. Но там, дальше, куда не достигал освещенный колеблющийся круг, там ночь стала непроницаемо черной, и временами до нас доносилось её холодное, сырое дыхание. Обступившие нас вокруг деревья слились в одну сплошную, темную – темнее ночи – живую толпу, точно со всего света сбежались ночные тени и с любопытством глядели сверху, покачиваясь и перешептываясь. Иногда на мгновенье выделялся из этого заколдованного круга голый прямой ствол сосны, внезапно облитый красноватым светом, но тотчас же пугливо прятался в густую толпу ночных призраков.
(А. Куприн. )

2.Каждая из групп должна проанализировать одно причастие по образцу, приведённому в таблице второй части упражнения № 392.

Прич+ сущ

Глагол , от которого образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

вид

время

возвр

число

род

падеж















Задача: проверить, насколько усвоен теоретический материал о причастить , оценить себя и своих одноклассников.

Способ действия: работа в группе

УУД:

1.Поиск нужной информации

2.Осознанное построение речевого высказывания

3.Ведение диалога

4.Распределение ролей


Предполагаемый результат:

Освещённый и колеблющийся круг

Обступившие деревья

Заколдованный круг

Облитый ствол

(Могут возникнуть трудности не только с нахождением причастий, но и определяемыми ими словами, поэтому здесь, возможно, придётся акцентировать внимание на таком признаке причастий, как согласование с сущ. в роде, числе и падеже )





Предполагаемый результат:

1.Ребята для продуктивной работы должны распределить обязанности: кто-то работает над заполнением таблицы; кто-то должен проработать все причастия, чтобы суметь проанализировать выступление другой группы; кто-то должен выступить перед классом и аргументировано доказать её точку зрения)

2.Каждая из групп выступает со своим причастием, другие группы оценивают результат

Прич+ сущ

Глагол , от которого образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

вид

врем

возвр

число

род

падеж

Освещённый круг

освещать

Несов.

Прош.

Невозвр.

Ед.ч.

М.р.

Им.


15мин


Результаты:

Осознают понятие причастие, умеют отличать его от имени прилагательного, знают признаки причастия, применяют знания на практике (предметные)

Умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения (метапредметные)

Владеют понятием, владеют коллективными формами работы (личностные)

Этап закрепления нового материала

Задача: Закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы


Описание задания:

Учащиеся продолжают не законченные учителем предложения, проверяя, насколько усвоили то, о чём говорили на уроке.


Учитель: Сейчас мы напишем небольшой терминологический диктант, я начинаю, а вы записываете лишь продолжение предложений, которые я не закончу:


1.Особая форма глагола, объединяющая в себе признаки прилагательного и глагола, называется…


2.Причастия отвечают на вопросы какой? какая? какое? и…


3.Причастия образуются от…

Задача: проверить свой уровень знаний по теме, изученной на уроке.

Способ действия: индивидуальная работа

УУД:

1.Сформированность действий



Предполагаемый результат:




-причастие



-что делающий? что сделавший?


-глаголов

3мин.


Результаты:

Осознают понятие «причастие» (предметные)

Умеют работать с терминами (метапредметные)

Сформирована мотивация достижения результата (личностные)

Рефлексия

Задача: дать уч-ся возможность для оценки полученных результатов на уроке.





Описание задания: вопросы учителя

-Насколько сложно было работать на уроке?

-Что нового узнали во время занятия?

-Как вы оцените своё участие в работе на уроке?

Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний

Способ действий: коллективное обсуждение

УУД:

1.Построение выводов

2.Осознание своих возможностей

3.Умение оценивать собственную деятельность.

Предполагаемый результат:

Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения

2 мин.


Результат:

Выявление уровня сформированности знаний о понятиях, изученных на уроке (предметные)

Аргументируют свою точку зрения (метапредметные)

Самооценка собственной деятельности (личностные)

Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению

Задача: Сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока




Описание задания:

Упр.392, предложить ознакомиться с заданием, проговорить его и задать вопросы, если что-то непонятно в его формулировке. По окончании работы дать оценку деятельности уч-ся.

Задача: научиться осознанно читать задания

Способ действий: индивидуальная работа

УУД:

умение работать с информацией


Предполагаемый результат:

Дети читают задание, затем своими словами проговаривают его и в случае затруднения задают вопросы, обращают внимание на то, что оно идентично тому заданию , что выполнялось на уроке

1 мин.

.


Результат:

Осознают понятие «причастие» (предметные)

Умеют работать с информацией, содержащейся в заданиях к учебникам (метапредметные)

Осознают необходимость закрепления полученных знаний (личностные)








Скачать

© 2019 298 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!