Урок русского языка в 6 классе МБОУ РГ №59 г. Улан-Удэ (учитель Федорова Татьяна Владимировна)
Тема: | Причастие как часть речи |
Тип урока: | Урок решения учебно-познавательной задачи |
Цель: | Формирование системы знаний о лингвистическом понятии «причастие» |
Задачи: | 1.Формировать новый способ деятельности, заключающийся в умении опознавать причастия в речи, отличать их от имен прилагательных, для выработки понятия о важности овладения данным знанием с целью дальнейшего применения в устной и письменной речи. 2.Развивать аналитическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку рения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью 3.Воспитывать интерес к изучению родного языка, культуру труда, коммуникативную культуру |
Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность ученика: | время |
Организа ционный этап | Подготовить учащихся к работе на уроке | Собраться, настроиться на работу | 1мин |
Этап проверки домашнего задания | Задача: проверить уровень знаний учащихся о правописании имён прилагательных Комментарий к дом. работе, заданной на предыдущем уроке: Дома уч-ся выполняли упр.385 стр.149-150 учебника «Русский язык, 6 класс» М.М.Разумовской. Нужно было образовать имена прилагательные от заданных существительных: «вода, камень, туман, роскошь и т.д.» Цель данной работы – проверить сформированность у учащихся умения применять правило о правописании н и нн в суффиксах прилагательных. Описание задания: Форма проверки – работа экспертов: назначаются пять- шесть экспертов (сильные ученики, хорошо знающие правило и умеющие применять его на практике), каждый должен оценить качество выполнения домашней работы 4-мя – 5-ю учениками, выставив отметку в своём табеле, аргументируя однокласснику свой выбор, объясняя допущенные ошибки и недочёты. (Чтобы ускорить работу, экспертам заранее можно предложить шаблон с выполненным заданием, по которому они сначала проверят себя, а затем воспользуются им для работы с ребятами). | Задача: закрепить знания о правописании суффиксов имён прилагательных Способ действия: индивидуальная работа УУД: 1.Умение работать с орфографическим правилом, применять теоретические знания на практике. 2.Умение корректировать свою работу. 3.Умение оценивать собственную деятельность и деятельность других. Предполагаемый результат: н | нн | водный | каменный (камень) | роскошный | туманный (туман) | летний | истинный (истина) | вечерний | осенний (осень) | субботний | конный (конь) | зимний | долинный (долина) | верхний | равнинный (равнина) | Вывод: в прилагательных, образованных от существительных с основой на н, пишется нн | 5 мин. |
Результаты: Осознано правило о правописании н и нн в именах прилагательных (предметные) Умеют использовать орфографические правила на практике и способны к выполнению само- и взаимооценки (метапредметные) Владеют понятием, способны применить сформированный способ деятельности при выполнении задания (личностные) |
Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала | Создание учебной ситуации Задача: вызвать у учащихся ситуацию интеллектуального затруднения для появления у учащихся мотивации к познавательной деятельности (для этого проводится пропедевтика понятия «причастие») Описание задания: Учащиеся получают карточки, где к двум столбикам, с которыми работали дома, добавлен третий. н | нн | нн | водный | каменный (камень) | развешанный | роскошный | туманный (туман) | укутанный | летний | истинный (истина) | вырезанный | вечерний | осенний (осень) | спрятанный | субботний | конный (конь) | пронизанный | зимний | долинный (долина) | неопознанный | верхний | равнинный (равнина) | намотанный | Учитель: посмотрите внимательно на слова, которые даны в ваших карточках, и подумайте, всё ли здесь записано верно. Учитель: Всё же, я утверждаю, что никакой ошибки нет, но мне хотелось бы, чтобы не я, а вы доказали мою правоту. Учитель: Доказать правоту моих слов поможет материал учебника стр.151-152 , параграф 34 | Задача: понять значимость изучаемой на уроке темы Способ действия: анализ примеров, наблюдение УУД: 1.Интерес к новому 2.Выделение и формулирование познавательной цели 3.Выдвижение гипотез и проверка их методом проб и ошибок. Предполагаемый результат: 1.Ученики задумаются, являются ли слова третьего столбика ми прилагательными, вспомнят правило о том, что в суффиксах прилагательных -ан- и -ян- пишется одна н ( кроме слов – исключений), поэтому ответят, что ошибка допущена именно в написании этих слов. Могут сказать, что никакой ошибки нет, то они должны аргументировать свою точку зрения (едва ли смогут это сделать) 2.Ребята строят свои гипотезы (скорее всего, не соглашаются с учителем) | 3 мин. |
| Результаты: Формируются учебные и познавательные мотивы для знакомства с причастием как частью речи (предметные) Умеют искать и выделять нужную информацию, опираясь на анализ примеров, умеют передавать собственные мысли через рассуждение (метапредметные) Формируется мотивация к познавательной деятельности (личностные) |
Этап усвоения новых знаний | Задача: дать учащимся первое представление о причастии как самостоятельной части речи Описание задания: Ученики должны самостоятельно прочитать теоретический материал упр.389 (учимся читать и пересказывать лингвистический текст) Учитель: Что запомнилось после первого прочтения текста? Учитель: Какова же цель нашего сегодняшнего урока? Учитель: Итак, как вы сказали, причастие очень похоже на имя прилагательное. Почему же эти слова разделили, а не отнесли к одной части речи? Учитель: Чтобы знакомство с причастием было полным, давайте вернёмся к нашему лингвистическому тексту и попробуем выполнить задание упр.391. Описание задания: Ученики должны собрать и систематизировать информацию о признаках глагола и прилагательного, характерных для причастия, используя материал упр. №389 и заполняя таблицу. причастие | Признаки прилагательного | Признаки глагола | | | Учитель: оценка полученных результатов. Учитель: итак, какой вывод мы можем сделать, что же такое причастие (обратить внимание на разные подходы к причастию: как к самостоятельной части речи и как к особой форме глагола) | Задача: через анализ информации, содержащейся в тексте получить первое представление о причастии Способ действия: индивидуальная работа с лингвистическим текстом УУД: 1. Умение определять цель предстоящей учебной деятельности. 2.Умение работать с текстом 3.Умение выделять область знаемого и незнаемого Предполагаемый результат: Учащиеся отвечают, что в русском языке есть часть речи, которая очень похожа на имя прилагательное, - причастие. Раз это другая часть речи, то и орфографические правила для неё другие. Познакомиться с причастием, новой частью речи. Ребята строят свои гипотезы. Скорее всего, найдутся те, кто укажут на наличие у причастия признаков глагола. Задача: систематизировать теоретический материал для понимания основных признаков причастия как части речи. Способ действия: работа с лингвистическим текстом в парах УУД: 1. Умение работать с текстом 2.Умение искать и выделять новую информацию 3.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предполагаемый результат: 1. причастие | Признаки прилагательного | Признаки глагола | Одинаковые окончания | Изменяются по временам | Изменяются по родам, числам и падежам | Могут быть совершенного и несовершенного вида | Согласуются с существительным в роде, числе и падеже | Могут быть возвратными и невозвратными | Отвечают на вопросы какой? какая? какое? и т.д. | Могут отвечать на вопросы что делающий? что сделавший? | | Образуются от глаголов с помощью суффиксов: - ущ- (-юш-), - ащ (-ящ-), -ем- (-ом-), -им-; -вш-, -ш-, - енн-, -нн-, -т-. | 2.Сравнение полученных результатов (уч-ся зачитывают, то, что они записали в тетради, ответ оценивается одноклассниками) Учащиеся сначала формулируют самостоятельноно, а затем зачитывают определение причастия из учебника. | 13мин. |
| Результаты: Осознают понятие «причастие», знают его основные признаки (предметные) Анализируют текст с точки зрения выделения необходимой информации, умеют вести диалог (метапредметные) Выделяют и формулируют познавательную цель (личностные) |
Физкульт-минутка для глаз | «Бабочка» (использование ИКТ) | | 2 мин. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала | Задача: установить, усвоено или нет учащимися, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы Описание задания: Для выполнения задания учащиеся делятся на 5 групп для выполнения нескольких заданий: На партах карточки с текстом, из которого нужно выписать причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Около костра было тепло, светло и уютно. Но там, дальше, куда не достигал освещенный колеблющийся круг, там ночь стала непроницаемо черной, и временами до нас доносилось её холодное, сырое дыхание. Обступившие нас вокруг деревья слились в одну сплошную, темную – темнее ночи – живую толпу, точно со всего света сбежались ночные тени и с любопытством глядели сверху, покачиваясь и перешептываясь. Иногда на мгновенье выделялся из этого заколдованного круга голый прямой ствол сосны, внезапно облитый красноватым светом, но тотчас же пугливо прятался в густую толпу ночных призраков. (А. Куприн. ) 2.Каждая из групп должна проанализировать одно причастие по образцу, приведённому в таблице второй части упражнения № 392. Прич+ сущ | Глагол , от которого образовано | Признаки глагола | Признаки прилагательного | вид | время | возвр | число | род | падеж | | | | | | | | | | Задача: проверить, насколько усвоен теоретический материал о причастить , оценить себя и своих одноклассников. Способ действия: работа в группе УУД: 1.Поиск нужной информации 2.Осознанное построение речевого высказывания 3.Ведение диалога 4.Распределение ролей Предполагаемый результат: Освещённый и колеблющийся круг Обступившие деревья Заколдованный круг Облитый ствол (Могут возникнуть трудности не только с нахождением причастий, но и определяемыми ими словами, поэтому здесь, возможно, придётся акцентировать внимание на таком признаке причастий, как согласование с сущ. в роде, числе и падеже ) Предполагаемый результат: 1.Ребята для продуктивной работы должны распределить обязанности: кто-то работает над заполнением таблицы; кто-то должен проработать все причастия, чтобы суметь проанализировать выступление другой группы; кто-то должен выступить перед классом и аргументировано доказать её точку зрения) 2.Каждая из групп выступает со своим причастием, другие группы оценивают результат Прич+ сущ | Глагол , от которого образовано | Признаки глагола | Признаки прилагательного | вид | врем | возвр | число | род | падеж | Освещённый круг | освещать | Несов. | Прош. | Невозвр. | Ед.ч. | М.р. | Им. | | 15мин |
| Результаты: Осознают понятие причастие, умеют отличать его от имени прилагательного, знают признаки причастия, применяют знания на практике (предметные) Умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения (метапредметные) Владеют понятием, владеют коллективными формами работы (личностные) |
Этап закрепления нового материала | Задача: Закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы Описание задания: Учащиеся продолжают не законченные учителем предложения, проверяя, насколько усвоили то, о чём говорили на уроке. Учитель: Сейчас мы напишем небольшой терминологический диктант, я начинаю, а вы записываете лишь продолжение предложений, которые я не закончу: 1.Особая форма глагола, объединяющая в себе признаки прилагательного и глагола, называется… 2.Причастия отвечают на вопросы какой? какая? какое? и… 3.Причастия образуются от… | Задача: проверить свой уровень знаний по теме, изученной на уроке. Способ действия: индивидуальная работа УУД: 1.Сформированность действий Предполагаемый результат: -причастие -что делающий? что сделавший? -глаголов | 3мин. |
| Результаты: Осознают понятие «причастие» (предметные) Умеют работать с терминами (метапредметные) Сформирована мотивация достижения результата (личностные) |
Рефлексия | Задача: дать уч-ся возможность для оценки полученных результатов на уроке. Описание задания: вопросы учителя -Насколько сложно было работать на уроке? -Что нового узнали во время занятия? -Как вы оцените своё участие в работе на уроке? | Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний Способ действий: коллективное обсуждение УУД: 1.Построение выводов 2.Осознание своих возможностей 3.Умение оценивать собственную деятельность. Предполагаемый результат: Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения | 2 мин. |
| Результат: Выявление уровня сформированности знаний о понятиях, изученных на уроке (предметные) Аргументируют свою точку зрения (метапредметные) Самооценка собственной деятельности (личностные) |
Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению | Задача: Сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Описание задания: Упр.392, предложить ознакомиться с заданием, проговорить его и задать вопросы, если что-то непонятно в его формулировке. По окончании работы дать оценку деятельности уч-ся. | Задача: научиться осознанно читать задания Способ действий: индивидуальная работа УУД: умение работать с информацией Предполагаемый результат: Дети читают задание, затем своими словами проговаривают его и в случае затруднения задают вопросы, обращают внимание на то, что оно идентично тому заданию , что выполнялось на уроке | 1 мин. . |
| Результат: Осознают понятие «причастие» (предметные) Умеют работать с информацией, содержащейся в заданиях к учебникам (метапредметные) Осознают необходимость закрепления полученных знаний (личностные) | |