II. Постановка учебной задачи. | На доске слова. Помидор, тетрадь, зеленый, учиться, помогать, красивый, аллея, аккуратный, ручка. Распределите слова по группам. Как нам это сделать? - Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы. /Затруднение!!! Проблема!!!/ (Как разбить слова на группы?) На какие группы вы разбили слова? (устная проверка) Что помогло вам распределить слова на группы? (задавали вопросы) На какие вопросы отвечают слова каждой из групп? Кто помнит, как называется каждая группа, к которым вы отнесли эти слова? (имя существительное, имя прилагательное, глагол) - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о частях речи) - Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: “Части речи”. Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться определять части речи) И прямо сейчас мы займёмся этим. | Учащиеся распределяют слова по группам на интерактивной доске. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность разбивки слов, формулируют тему урока, определяют цель урока. | 5–7 | интерактивная доска |
III. Открытие новых знаний Физкультминутка | Проблемный вопрос Как правильно определить часть речи? 2. Орфографическая минутка. - Запишите, пожалуйста, слова в тетрадях: ребята из 1 ряда – имена существительные; ребята из 2 ряда - имена прилагательные; ребята из 3 ряда – глаголы. Медведь, съела, вкусный, жить, березки, чистый. Ребята, какие орфографические правила вы видите в этих словах? Молодцы! 3. Создание проблемной ситуации. Составьте текст, используя слова только своей части речи. - Можно ли составить текст, используя только слова своей части речи? Почему? - Что обозначают имена существительные? (они называют предметы) - На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?) Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и пытается назвать все то, что его окружает. Выведите правило об имени существительном. - Что обозначают имена прилагательные? (они обозначают признак предмета) - На какие вопросы отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?) - Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой) Выведите правило об имени прилагательном. - Что обозначают глаголы? (действие предмета) - На какие вопросы отвечают? (Что делать? Что сделать?) Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам глагол! Выведите правило о глаголах. 4. Физкультминутка для глаз 5. Работа в парах. Составление текста. Теперь вы понимаете, как важны все эти части речи. – Что же нужно сделать для того, что бы у нас получился текст? (использовать все части речи). Попробуйте составить текст, работая в парах. Чтение и запись наиболее удачных предложений в тетрадях ( с комментированием) Примерный образец текста: Наступила долгожданная зима. Она нарядила землю белоснежным покрывалом. Мороз расписал окна красивыми узорами. Радостные ребятишки катаются с горки на санках и кидаются снежками. Они вылепили веселого снеговика. - Какие еще слова нам пришлось использовать при составлении предложений? (предлоги и союзы) - Назовите их (с, на, и) - Попробуйте задать к ним вопросы. Что они обозначают? Все правильно, эти слова ничего не обозначают и вопросы к ним задать нельзя. Они не могут существовать сами по себе, т. е. самостоятельно. В русском языке много частей речи. Все они делятся на 2 большие группы – самостоятельные части речи и служебные. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия - это самостоятельные части речи. А предлоги и союзы относятся к служебным частям речи и служат для связи слов в предложении.
А сейчас ребята отдохнём и поиграем. Встали, вышли из-за парт. Если я буду называть имя существительное, вы встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете. Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, белоснежный, пила, печь - Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов? - Какие слова вызвали у вас сомнения? 7. Проблемная ситуация Даны слова: печь, пила. - Какими частями речи являются данные слова? Докажите. - Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте. | Решают проблему, записывают слова в тетрадях, определяют орфограммы в словах. Выводят правила о частях речи, делают вывод. Работают в паре, устно составляют текст, записывают наиболее удачные предложения в тетрадях с комментированием. Динамическая пауза, выполняют движения по правилу. Решают проблему, доказывают свою точку зрения, придумывают предложения. | 15 | Интерактивная доска |
IV. Закрепление и повторение материала | 1.Работа по учебнику с.125 упр.222 Прочитайте диалог Профессора Самоварова, Ани и Вани. Прочитайте задание к упражнению, обсудите в паре, начинайте выполнять. Взаимопроверка. Проверка по эталону. 2. Работа по карточкам. Разноуровневые задания - Сейчас вы сами побываете в роли учителя и попробуете оценить свои силы. (Каждый ученик получает карточку с заданиями.) Перед вами карточка. На ней задания двух уровней. Второй уровень для тех ребят, кто хорошо понял эту тему, и уверен, что справится с этим заданием. Первый уровень для ребят, которым ещё нужна тренировка. 1 уровень Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый. - Как вы определяли часть речи? 2 уровень Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом веселье – ..., ... . шум – ..., ... . лес - ..., ... | Закрепляют знания по учебнику, выполняют упражнение по образцу, проводят взаимопроверку. Выбирают задания по уровню знаний, самостоятельно выполняют, проверка. | 13 | Учебник русского языка (Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина )3 класс раздаточные листы |
VI. Рефлексия Качественная рефлексия Эмоциональная рефлексия | - С каким настроением заканчиваем наш урок? Лист самооценки «Лесенка успеха» 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (писали, вспоминали орфограммы, составляли текст, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку) - Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как? | Оценивают свою работу на уроке | 3 | листок с Лесенкой успеха. |