Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов 1. на какой вопрос отвечают 2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать? Всему название дано – И зверю и предмету Вещей вокруг полным-полно. А безымянных нету. - Слова. Которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными. -На какой вопрос отвечают имена существительные? -Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают признак предмета называют именами прилагательными. На какой вопрос отвечают имена прилагательные? -Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами. -На какие вопросы отвечает глагол? -Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах. СЛАЙД №1 Слова - названия предметов | признаков предметов | действий предметов | кто? | какой? | что делает? | что? | какая? | что сделают? | | какое? | что делают? | | какие? | что делали? | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ | -В русском языке принято сокращать части речи на письме Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. -Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова. -Прочитайте текст правила. -Что же называют частями речи? (зачитать) -Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать) -Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать) Первичная проверка понимания нового материала. - Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. -Из какого произведения эти строки? - Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки. -Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам. Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму. 1. Задать к слову вопрос. 2. Определить, что обозначает слово. 3. Назвать часть речи, к которой относится это слово. - Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились? (Учились распознавать части речи) Игра «Немой диктант» -Посмотрим как вы это усвоили. -Что я держу в руке? (карандаш) -На какой вопрос отвечает это слово? -Что обозначает? -Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? -Подберите к этому существительному прилагательное. -На какой вопрос отвечает прилагательное? -Теперь подберите к нему глагол? -Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1. Сейчас будет «немой диктант» -Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу. (Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь) По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся. |