1.Мотивационный этап | Здравствуйте, меня зовут Анна Александровна. Сегодняшний урок математики проведу у вас я. На ваших столах, лежат карточки с изображением смайликов- это анкету настроения. Обведи тот смайлик, который подходит к твоему настроению сейчас. Отодвинь на край стола. К ней мы вернемся в конце урока. Настроились на рабочий лад, проверили готовность к уроку математике. А теперь пожалуйста покажите, как должен сидеть ученик. Спинки ровно, ножки вместе и руки правильно сложены на парте. Открываем тетради, отступаем 4 клетки вниз от выполненной домашней работы. Записываем число, сегодня 12 ноября. Классная работа. Урок я хочу начать с математической разминки. Внимание на экран. (Слайд 1) Посмотрите на фигуры. Какую долю фигуры составляет закрашенная часть? Запишите доли через клетку. Фронтальный устный опрос. Проверка- (карточки с ответами на доске). | Здравствуйте. Присаживаются. Эмоциональный настрой на урок. Заполняют анкеты настроения. Проверка готовности. Открывают тетради, записывают сегодняшнее число, классная работа. Выполняют математическую разминку. Ответ: 1/3 1/8 1/4 1/6 1/2 | Л.1. П.2. |
2.Актуализация знаний | Ребята, давайте вспомним, что называют долями? Внимание на слайд, прочтите доли: Обратите внимание на карточку №1, которая находиться у вас на партах. Прочитайте задания. Верно, необходимо сравнить доли. А кто мне скажет правило, с помощью которого мы выполним задание? Отлично, работаем в парах. Правила при работе в паре, помним? Какие существуют правила? Отлично, приступаем к работе. Фронтальный устный опрос. Внимание! Изображен цветок (слайд 2) -Что это за цветок? -Где мы встречались с этим цветком? (слайд 3) -Кто автор этого произведения? -Сколько лепестков у цветика-семицветика? -Изображен один лепесток, как с помощью доли его можно назвать? | Долей называют одну из равных частей целого. -одна вторая; одна семнадцатая; одна сто пятая. Задание : «Сравни» -Чем больше число, на которое делим целое, тем меньше полученная при делении доля. 1) 1/7 2) 1/151/20 3) 1/480 4) 1/6011/610 1. Говорить тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относится с уважением, внимательно слушая 3. Стараться не перебивать товарища, выслушай его до конца. - Цветик-семицветик -Сказка «Цветик-семицветик» -Валентин Петрович Катаев - У цветика- семицветика 7 лепестков. 1/7(одна седьмая) | П.1. К.1. |
3.Выявление места и причины затруднения | Кто вспомнит, какое первое желание загадала девочка Женя из сказки? Замечательно, давайте решим задачу аналогично ситуации из сказки. (слайд 4) Задача: В пакете у Жени было 15 баранок, когда она принесла их домой, разделила поровну между тремя членами семьи, по сколько досталось каждому? Прочтите задачу про себя. Один ученик читает в слух. – О чем говориться в задаче? – Сколько было баранок? (слайд 5) – что число 15 покажет на отрезке? -Отлично, схематично покажем целое с помощью дуги над отрезком. (слайд 6)
-Что еще известно о задаче? – На сколько частей разделим целое? -Покажем это на отрезке, разделив его на 3 равных части (слайд6) – что мы ищем? Для этого еще раз прочитаем задачу. Верно! | Первое желание девочки Жени, из сказки цветик-семицветик – это чтобы у неё появился пакет баранок Читают задачу про себя, затем в слух. -В задаче говориться о баранках -Баранок было 15 штук -Число 15 на отрезке покажет целое. -Еще известно, что Женя разделила баранки поровну между тремя членами семьи. -Целое разделим на 3 части -Главный вопрос задачи- по сколько баранок досталось каждому члену семьи. | П.1. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Мы разделим все баранки на 3 части, ищем чему равна одна часть, а как её можно назвать? Мы знаем, что Женя принесла 15 баранок, а нам нужно узнать 1/3 – значит мы с вами ищем 1/3 от числа 15., -Как мы это найдем? -Что для этого нужно сделать? -Как будет звучать выражение? Как будет звучать ответ? – вы догадались, какая тема урока? (слайд 7) -Цель нашего урока? Чему мы будем учиться? (слайд 8) | -1/3 (одна третья) -Целое разделить на количество частей, т. е. на число под чертой. 15:3 Ответ: 5 баранок досталось каждому. Тема сегодняшнего урока : «Решение задач на нахождение доли числа» Учиться находить доли числа в задачах | Р.2. К.2. |
6.Реализация построенного проекта | Откройте учебник на стр.69 . Посмотрите на правило вверху страницы, прочитайте его про себя. Проговаривание учитель в слух правила: «Чтобы найти 1/n долю числа, можно разделить это число на n» Мы данное правило применили на задаче про девочку Женю. Мы чтобы найти 1/3 долю числа разделили это число на цифру под чертой в доли. -15:3 и получили 5-это 1/3 доля от целого 15. Отлично, чтобы закрепить наше правило, Решим устно задачу №1. Для начала прочитаем условие задачи про себя. 1 ученик читает вслух. О чем говориться в задаче? – сколько было конфет? – Рассмотрите внимательно рисунок к данной задачи, что число 12 показывает на отрезке? -– на сколько частей разделено целое? -что мы ищем? Верно! Зная, что конфет было 12 и что их разложили поровну в 3 пакета, мы можем ответить на первый вопрос- Какая доля конфет в одном пакете? Верно, посмотрите внимательно на рисунок, одна часть отмечено 1/3. Отлично, зная, что конфет было 12 и что 1/3 –это доля всех конфет в одном пакета, мы можем узнать чему равна масса одного пакета? – как мы найдем 1/3 от целого 12 ? -Как будет звучать ответ? Совершенно верно. Теперь немного разомнёмся. | Читают правило про себя. Чтобы найти 1/n долю числа, можно разделить это число на n Читают про себя условие задачу №1. -В задаче говориться о конфетах, которые поровну разложили в 3 пакета -Конфет было 12 кг -Показывает целое -Целое разделено на 3 равных части -Какая доля всех конфет в одном пакете и Мы ищем массу одного пакета -Да, доля конфет в одном пакете-это 1/3 -Да, Нужно целое разделить на количество частей. 12:3 Ответ: Масса одного пакет 4 кг. | П.1. |
7.Закрепление с проговариванием во внешней речи | Переворачиваем страницу на 70. Решим задачу 5. Отступаем клетку вниз, записываем задача Читаем условие задачи про себя. Один ученик в слух. -О чем говориться в условии задачи? -Сколько длина ткани? -Что еще известно? - Что нужно узнать? Отлично, нам дан рисунок к задаче(слайд 8) -Что мы можем сказать о рисунке? На сколько частей разделили целое?(слайд 9) -часть, которая показывает платье-1/5.(слайд 10) -Давайте вспомним, первый вопрос в задаче, что нам нужно узнать? Прежде чем мы приступим к решению задачи, нужно перевести 2 м 50 см в сантиметры. Сколько будет? Отступив клетку от слова задача , записываем: 2 м 50 см=250 см -Мы с вами выяснили, что на куклу ушла 1/5 ткани. Зная, что было в куске 250 см и что 1/5 потратили на платье мы можем узнать сколько, ушло на платье? Отступаем клетку вниз записываем 1 действие. -Отлично и теперь, второе действие, что нужно узнать? Второй вопрос задачи? -Мы знаем, что было 250 см ткани, на платье для куклы затратили 50 см; сколько осталось ткани? Что нужно сделать? Записываем второе выражение- -Прежде чем записать ответ обратите внимание, мы можем 200 см представить и записать в более крупной мерке? Верно, записываем ответ: Отлично. Поднимите руку кому не понятно? (работа над ошибками при наличии поднятых рук) Самостоятельно выполните письменно в тетради. 1 вариант задачу 3 А, а 2 вариант Задача 3 Б. с 69. Прочтите про себя , каждый вариант свою задачу. Перед выполнением самостоятельной работы вспомним правило. Устный фронтальный опрос. Рисунок не перечерчиваем записываем только решение и ответ. Приступаем. Спинки ровно, тетрадь наклонена, голову не опускаем. Проверка производиться с помощью документ-камеры. Проверяем 1 вариант, ученик комментирует сое решение, а второй вариант контролирует. Проговаривание алгоритма выполнения с одним учеником из варианта. Меняемся вариантами и ролями. Выставляем отметки. Отступаем клетку вниз, проведем математический диктант. Откройте учебник на стр.69, задание 4. Читаем задание про себя. Затем один ученик в слух. Чтобы выполнить это задание опираемся на правило. Например: 1/9 от 45 мин.-это 5 мин. И так далее. Записываем в столбик только ответ. Один у доски, остальные в тетради. | Открывают учебник на стр.70 читают условие 5 задачи. Условие задачи: Купили кусок ткани длиной 2 м 50 см. Из 1/5 этого куска сшили платье для куклы. Сколько см ткани ушло на это платье? Сколько ткани еще осталось? - В условии задачи говориться про ткань - Длина ткани 2 м 50 см. -Еще известно, что из 1/5 куска сшили платья для куклы. -Нужно узнать сколько см ткани ушло на это платье и сколько ткани еще осталось. -На 5 частей -Сколько см ткани ушло на платье для куклы -250 см - Да. Нужно целое 250 см разделить на 5 частей. - 1) 250:5=50(см)- ушло ткани на платье для куклы. - Нужно из общего размера ткани- 250 см вычесть ткань затратившую на платье для куклы-50 см. 2) 250-50=200(см)- осталось ткани. -Да. 200 см-это 2 м Ответ: 200 см ткани осталось. Правило: Чтобы найти 1/n долю числа, можно разделить это число на n. 1 вариант: 32:4=8(уч.) Ответ: 8 учеников в классе играют в хоккей. 2 вариант: 120:6=20(д.) Ответ: 120 вишневых деревьев в саду. Самостоятельная работа Проговаривание алгоритма выполнения задачи Задание: Как найти долю числа? Найди Чтобы найти 1/n долю от числа, можно разделить это число на n. Б) 12 В) 14 Г)12 | Р.2. |
8.Рефлексия (подведение итого) | Давайте вспомним, какая была цель нашего урока (слайд 7)? Подведём итог. Мы достигли цель урока? - Назовите ключевые слова нашего урока. Вспомним про нашу анкету настроения. Посмотрите на нее, какое настроение было у вас в начале урока. Если оно совпадает с настроение сейчас, то обведи его еще раз, если нет , то обведи другой , подходящий смайлик. Спасибо за урок. | Цель нашего урока- учиться находить доли числа. Да. Научились находить долю числа. Доли, сравнение долей, доли числа… | Р.1. Л.1. |