Описание ресурса: | Разработка урока математики |
Название программы, УМК: | Школа России |
Тема урока: | Единицы времени. Час. Минута. |
Класс: | 2 |
Учитель: | Чибугаева Елена Петровна |
Район | Менделеевский |
Город (село): | С. Тихоново |
Образовательное учреждение: | МБОУ «Тихоновская СОШ» |
Дидактическая цель урока: | Развивать умение решать логические задачи формировать представление о единицах времени-часе, минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. |
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые результаты: Предметные (знания, умения, представления): | Учащиеся научатся переводить одни единицы времени в другие-часе и минуте; определять время по часам, использовать графические модели при решении задач, рассуждать и делать выводы, контролировать ии оценивать свою работу. |
Метапредметные(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) | Регулятивные: - умение принимать и удерживать учебную задачу; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - умение контролировать свои действия и действия другого; - умение владеть способом самооценки; Коммуникативные: - стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; - умение высказывать собственное мнение; - умение понимать основания действий другого; Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; - умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами; -умение анализировать, выделять существенное,обобщать, классифицировать по заданным признакам; |
Личностные (личностные УУД) | имеют мотивацию к учебной деятельности; сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Образовательная цель: | Ознакомить учащихся с новой единицей времени:час, минута, систематизировать знания учащихся об основных единицах измерения, формировать умение определять время, решать тестовые задачи, содержащие единицы времени |
Развивающая цель: | Развивать мышление, внимание, память. |
Воспитательная цель: | Воспитывать аккуратность, ответственность, коллективизм. Воспитывать бережное отношение ко времени. |
Методы обучения: | Наглядный, словесный, практический |
Формы организации познавательной деятельности: | Фронтальная, в парах |
Средства обучения: | Компьютер, экран, учебник, электронный диск, проектор |
по теме «Единицы времени. Час. Минута.»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные |
1.Орг. момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | -Здравствуйте, ребята! -Долгожданный дан звонок, начинается урок. Посчитаем, порешаем, вспомним то, что уже знаем. -Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение. - Математик снова у нас в гостях. Что это значит? (изучение нового материала) - Какие этапы урока будут на уроке изучения нового материала? (Устный счет Работа в группе Новое понятие Работа в рабочей тетради Решение задачи Самостоятельная работа.) -В течение урока на каждом этапе вы будете оценивать себя с помощью смайликов Минутка чистописания. -Пишем цифры 6 (можно дату) Уитель пишет на доске | Приветствие Настраиваются на урок. Оценивают свою готовность, настрой на работу Составление плана урока с помощью учителя Пишут в тетради | Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места | Самооценка готовности к уроку Понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету | Умение слушать и понимать речь других. | Уметь оформлять мысли в устной форме |
2.Целеполагание, мотивация | Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке. Устный счет: Логические задачи: Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша-позже, чем щуку? Какая рыба была поймана раньше всех? - Можно ли сказать какая рыба была поймана позже всех? (Раньше была поймана щука.Ерш и окунь могли быть пойманы одновременно) - Как нужно изменить условие задачи, чтобы можно было сказать, что рыбак поймал ерша последним? (Вместо слов «а ерша - позже, чем щуку» записать»а ерша- позже чем окуня») Математический диктант Работа с индивидуальными карточками. ( Приложение 2) (Слайд 4) - В тетрадях пишем только ответы. Работаем с алфавитом. Согласно ответу находим нужную букву. 1) Сумму чисел 5 и 6 уменьшите на 8 (3) 2)К разности чисел 13 и 3 прибавьте 3 (6) 3)Из 20вычтите разность чисел 14 и 7 (13) 4)К 5 прибавьте разность чисел 11 и 6 (10) 5)Найдите сумму чисел 13, 6, 4 и 2 (25) 6)Из 35 вычтите сумму чисел 15 и 10 (10) 7)Сколько нужно вычесть из суммы чисел 13 и 7, чтобы осталось 5? (15) 8)Из какого числа вычли разность чисел 17 и 7 и получили 19 (29) -А тетерь поменялись тетрадями и делаем проверку.( Карандашом исправляют ошибки) | Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат. Самостоятельная работа для детей Дети поменялись тетрадями. Взаимопроверка | Извлекают необходимую информацию из текстов; используют знако- во-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы и знаки. | | Проявлять интерес к различным видам учебной деятельности | Оценка правильности выполнения, вносят коррективы, исправляют сделанные ошибки принимают и сохраняют учебные цели и задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; выполняют учебные действия в письменной форме. |
3.Актуализация | - Составь слово из данных букв по алфавиту.(величины) Оцениваем работу смайликом - Объясните значение слова величина. (в словаре Ожегова-« То, что можно измерить») Работа в паре на индивидуальных карточках. -Какие знания помогли вам выполнить работу? -Какие величины вспомнили? Соедините каждую величину с единицами в которых её измеряют. Величины | Единицы измерения | Длина Объем | Сантиметр Час Метр Минута Дециметр миллиметр | | | -Какие единицы измерения остались?(Час. Минута) -Что измеряют они? (Время) Математик нам принес загадку о той величине, с которой мы познакомимся сегодня. Что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца? (время) - Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? -Определите тему урока. - Объясните, нужно ли нам измерять величину, которая не имеет ни начала, ни конца? -Какую цель мы сегодня можем поставить на уроке? Познакомиться с….. Узнать о ……… Научиться решать……. | Работа с алфавитом 3 | 6 | 13 | 10 | 25 | 10 | 15 | 19 | в | е | л | и | ч | и | н | ы | Выделяют незнакомые понятия Актуализируют свои знания о величинах и приемах вычисления. Оценивают свою работу Диалог с учителем. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Отгадывают загадку Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ставят цель урока. | Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог. | Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | Обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. | Планируют действия в соответствии с поставленной задачей |
4.Первичное усвоение знаний | - С помощью какого измерительного прибора мы сможем измерить время?(часы) -Всегда ли часы выглядели так, как мы привыкли их видеть? А какие бывают ещё часы? -Почему все эти часы не используются сейчас? Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом. Коротышка только раз, Та что выше, каждый час. (стрелки) -О чем идет речь? -Что за коротышка бегает по кругу? -Что за сестрица? -Объясни сколько времени проходит, когда часовая стрелка проходит от одной цифры к другой? -Сколько маленьких черточек на циферблате? -Сколько времени пройдет. Пока минутная стрелка пройдет от одной маленькой черточки до другой? -А когда минутная стрелка пройдет полный круг? -Так сколько в 1 часе минут? | Отгадывают загадку. Работа с макетом часов. 1 час=60 мин. Ученики делают запись в тетрадях. | Стремятся полнее использовать свои творческие возможности; делают выводы | Умение удерживать учебную задачу | Понятие «час», «минута», умение применять знания в жизненной ситуации | Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения : |
Физкультминутка | Тик-так, тик-так, Все часы идут вот так. Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам) Смотри скорей, который час. Тик-так, тик-так. (раскачивание туловища) Налево — раз, направо — раз, Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево — вправо) Мы тоже можем так. | Организация и проведение «физкультминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). | | Ценностное отношение к здоровому образу жизни | Уметь слушать, слышать | Принимают и сохраняют учебную задачу. |
5.Осознание и осмысление | -Часы не всегда были таким, какими вы привыкли видеть сейчас. -Кто знает, какие часы существовали раньше? (водяные, песочные, солнечные) Дети смотрят песочные часы. -Измерять время с помощью песочных часов было неудобно, ведь им приходилось часто переворачивать. Но эти асы используют и сейчас. -Где встречаются песочные часы? Какие часы еще знаете? (Электронные, механические, часы с кукушкой и т.д.) -Кто знает где находятся самые главные механические часы? (На одной из башен Кремля- на Спасской башне.) Работа с электронным диском: 1.Прослушать информацию с диска. 2. Соедини вопросы с правильными ответами -Что можно сделать за одну минуту. Сколько примеров вы можете решить? Выполняем №5 по учебнику (Подводим итоги) | Дети рассматривают песочные часы. Дети приводят примеры. Работа с диском. Дети прослушали и сделали вывод. Вопросы соединили с правильными ответами стрелками. По учебнику дети решают примеры №5 на время по песочным часам. | Умение применять знания на практике | Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | Уметь слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли. | Контролировать свои действия и действия другого. Осуществлять контроль в применении способа действия. |
6.Первичное закрепление | Дифференцированная работа 1)Решение задачи №3 Мальчики играли в шахматы. Первая партия заняла 30 мин, а на вторую они затратили на 10 мин. меньше. Сколько времени заняла вторая партия? -Можете сразу ответить на вопрос задачи? -Измените вопрос так, чтобы задачу нельзя было решить одним действием. 1 уровень: Решить задачу с данным вопросом. 2 уровень: Изменить вопрос и решить задачу. 2.Самостоятельная работа 1)Какое время покажут часы через 10 мин, если сейчас 1час 25 мин 2 часа 55 мин 6 часов 40 мин 2)Машина едет из Менделеевска в город Мамадыш 1 час, а обратно 60 мин. На сколько больше времени он затрачивает на обратный путь? | Знакомятся с заданием. Ученик выполняет краткую запись на доске( разными способами. Выполняют, опираясь на алгоритм действий, данный в задании Решают задачу Самопроверка и оценивание Работают с циферблатом Задание на внимание | Умение применять знания на практике | Умение выбирать действия по достижению цели | | Осуществляют контроль; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. |
7.Домашнее задание | Домашним заданием будет №17 на стр. 33 в рабочей тетради. Дополнительное задание №16 стр.33. | Выбирают задания по своим возможностям в рабочих тетрадях | | Понимание причин успехов и неуспехов | Проявляют готовность слушать. | |
8.Рефлексия | Пока шел урок, останавливалась ли стрелки на часах? -Почему? -Русский народ о времени говорил такие слова: Минута час бережет. -Согласны ли вы с этими словами. Почему? -Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения. Познакомились… Узнали……. Научились решать… -Пригодятся ли вам эти знания? Значит время на уроке мы провели с пользой и не потеряли его. Берегите свое и чужое время. -Как вы думаете, мы достигли той цели, которую ставили в начале урока? «Вот пришел к концу урок Уложились точно в срок. И теперь известно нам, Как выполнять все по часам» Оценка деятельности учащихся. Выберите смайлик своего настроения . | Высказываются. Оценивают свою работу. Подводят итоги | Ориентируются в своей системе знаний. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. | Применение новых знаний в жизненных ситуациях; | Оценка успешности достижения цели |
Дополнительный материал к уроку.
2. Математический диктант