III. Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. - организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл понятий. Работа с текстом I. Первичное чтение рассказа II. Проверка первичного восприятия. III.Анализ литературного произведения. IV.Самостоятельная работа Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организовать самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места ипричины затруднений. V.Закрепление изученного материала. Цель: -Закрепить полученные знания на уроке VII. Итог урока VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. VIII. Домашнее задание. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Дети называют Знакомятся с творчеством писателя В.Драгунского Восприятие информации. Отвечают на вопросы. Рассказ, над которым мы будем работать называется «Тайное становится явным». Вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю. Работа со словарем в группе. Учатся в группе работать с толковыми словарями. Учатся находить главные и существенные признаки в определении. Высказывают своё мнение. Восприятие информации. Отвечают на вопросы. Выполняют движения за учителем. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Демонстрируют свои знания Составляют план рассказа. Выполняют самопроверку по эталону. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое содержание урока. Записывают домашнее задание. | Рассказывает о деятельности В.Драгунского Организует выставку книг. Организует работу со словарем. Организует выбор главных и существенных признаков. Организует работу над текстом. Использует элементы здоровьесберегающих технологий – смена позы. Организует работу с учебником. Организует работу в парах. Организует работу по составлению последовательности действий в тексте. Подводит итог урока Организует фиксирование нового содержания Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Организует запись д/з. | - Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор? Посмотрите на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы (Слайд 5), назовите эти буквы (Слайд 6) , сложите из них фамилию писателя. - Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский) Появляется (Слайд 7) с его фотографией и биографией. Совершенно верно, сегодня мы поговорим о писателе Викторе Драгунском. Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. - Посмотрите внимательно на выставку его книг. (Слайд 8) Это только маленькая часть его произведений. -Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский? (о детях и для детей) Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку. - Так каким человеком был Виктор Драгунский? (он был весёлым человеком и очень любил детей) - Как называется его главная книга? (Денискины рассказы) Совершенно верно, поэтому множество своих произведений он посвятил детям. - Сегодня мы только познакомимся с одним из его рассказов. - Как называется рассказ? - О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию? - Что значит тайное становится явным? - Чем закончится рассказ? - Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе - Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь). - Как им пользоваться? (найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке). Словарная работа. - Прочитайте выражение «Грановитая палата». (Слайд 9) - Кто знает что это такое? (Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы). (10 слайд) - Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? - Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре (это человек, обладающий большой внутренней культурой). Клевета – что оно означает? (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию). - Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор). - Что значит слово язвительный? (Стремящийся досадить, злобно-насмешливый). 1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? - Как бы вы ответили на этот вопрос? 2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине». - Как вы думаете, что может произойти дальше? 3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». - Предположите, что может произойти дальше? 4. Дочитывание рассказа до конца. - Понравился вам рассказ? - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа? - В каких словах выражена главная мысль рассказа? - Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? - Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему? Физкультминутка 1. Работа с текстом. Повторное чтение рассказа вслух по частям, беседа после чтения каждой части. - Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным») - Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль). - Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады) - Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение? 2. Чтение – разведка - Ребята, вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена). 3. Выборочное чтение. - Прочитайте как выглядел дяденька? (На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине). - По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась? (Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась). 4. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (стр.161) - (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…). -(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!) (стр.164) 5. Практическая работа (Слайд 11) - Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста. - Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку. - Впишите в кружки соответствующие цифры. «Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине». (1,4,5,2,3) - Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска? ( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину). - Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь? - К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? Сначала думай, а потом делай. Ветра не удержишь, правды не скроешь. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. - К какому жанру относится произведение? (юмористический рассказ) - О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»? - Как вы думаете, чему учат его рассказы? ( Доброте, вежливости, дружбе). - Продолжите фразы: (Слайд 12 ) - На этом уроке я похвалил бы себя за…….. - Мне было сложно………… - После урока мне захотелось…….. - А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд 13) Читать рассказы В.Драгунского. - Спасибо за урок. Оценки. | Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов; Познавательные УУД: (логические) анализ с целью выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: учиться работать в группе Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Познавательные УУД: самостоятельное слежение, слушание текста. Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение. Личностные УУД: Умение применять правила охраны своего здоровья. Познавательные УУД: Уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Регулятивные УУД: Работать с учебником, находить нужную информацию. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД: Работать с иллюстрациями к произведениям. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: Уметь прогнозировать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (составлять план). Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные УУД: Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |