СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по биологии Класс рыбы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по биологии Класс рыбы»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ


Тема «КЛАСС РЫБЫ»


7 класс
























Тема урока: «Класс рыбы»

Деятельностная цель: формировать умение формулировать цели учебной деятельности, формировать умение овладевать новыми способами овладения знаний, развивать умение выявлять биологические закономерности и устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке.

Предметно – дидактическая цель: познакомить обучающихся с общей характеристикой представителей класса рыб, на основе создания проблемной ситуации подвести понимание учащихся о связи внешнего и внутреннего строения организма с приспособленностью к водной среде.

Предметные образовательные результаты:

Предметные:

Называть общие характерные признаки представителей класса рыб, определять эволюционное положение класса рыб, перечислять признаки внешнего строения рыб, указывающие на приспособленность к жизни в водной среде, устанавливать причинно - следственную связь внешнего и внутреннего строения рыб с условиями их обитания, характеризовать значение рыб в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные:

  1. Познавательные: уметь пользоваться инструментарием учебника (рисунками, схемами, текстом), для нахождения ответов, необходимых для разрешения проблемной ситуации – установления причинно - следственной связи между внешним и внутренним строением и средой обитания, анализировать полученную информацию, делать выводы на основе наблюдений за передвижением рыб в воде.

  2. Коммуникативные: формулировать собственное суждение по рассматриваемой проблемной ситуации, представлять вниманию одноклассников результаты выполнения лабораторной работы, внимательно выслушивать ответы, оценивать ответы одноклассников.

  3. Регулятивные: выстраивать цепочку необходимых действий в ходе выполнения лабораторной работы, пользоваться необходимыми рисунками, текстом учебника, живыми объектами для разрешения проблемной ситуации, осуществить подведение итогов выполнения лабораторной работы.

Личностные: осознавать место класса рыб в эволюции животных, их роль в биосистеме, осуществлять самостоятельную деятельность, расширять собственный кругозор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Основные понятия, изучаемые на уроке: хрящевой скелет рыб, костный скелет рыб, чешуя, плавательный пузырь, плавники, боковая линия, жабры, органы размножения - яичники, семенники, икра.

Учащийся должен знать: характерные особенности представителей класса рыб, особенности внешнего строения рыб (наличие и значение чешуи, слизи на чешуе), роль плавников как органов передвижения, их дифференциацию, различия между хрящевыми и костными рыбами, строение и функции внутренних органов рыб, а также связь внешнего и внутреннего строения рыб со средой обитания.

Учащиеся должны уметь: называть признаки класса рыб, устанавливать связь между внешним и внутренним строением рыб и средой обитания, наблюдать за живыми объектами, анализировать полученный учебный материал и формулировать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, биологические закономерности, представлять целостность эволюционной системы.

Средства обучения (обеспечение урока): учебники, рабочие тетради, ноутбук, микроскоп, чешуя карпа, живая рыба – карп (аквариум или стеклянная банка).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяет готовность учащихся к уроку, подготовленность их рабочего места,

организует внимание класса к работе на уроке,

включает в учебный ритм,

создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся,

мотивирует к предстоящей учебной деятельности.



Организовывают рабочее место (готовят все необходимое к уроку); Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Разделяются на 3 группы для осуществления учебной деятельности.

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания учащихся о рыбах, путем постановки подводящих вопросов.

Учитель демонстрирует живую рыбу в аквариуме (банке) и в ходе визуализации уточняет: Где ранее дети встречались с рыбой? Где она обитает? Что о ней известно?

Проводит подводящий диалог.

  - Каких еще животных, обитающих в воде вы знаете? Какие они имеют признаки внешнего сходства с рыбами? Чем отличаются?


Рассматривают живую рыбу.  Отвечают на вопросы и воспроизводят имеющиеся знания о рыбах.

Называют некоторых животных , обитающих в воде (дельфины, киты, тюлени), сравнивают внешнее строение рыб и названных животных по сходству и различию.


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию – имеется ли причинно – следственная связь между особенностями внешнего и внутреннего строения рыбы и их приспособленностью к жизни в водной среде?.


  Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её, планируют свою деятельность на уроке.

1 группа – самостоятельно изучает внешнее строение и передвижение рыб в ходе наблюдения за живым объектом, анализирует и делает вывод о приспособленности к жизни в водной среде;

2 группа – получает задание проанализировать текст учебника, рисунки и сделать вывод об особенностях внутреннего строения рыб и выделения признаков приспособленности к водной среде;

3 группа – изучить текст учебника и оценить значение рыб в природе и жизни человека.

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Организует работу по  формулировке предметно – дидактической цели: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб и деятельностной цели: установить причинно – следственную связь между внешним и внутренним строением рыб и их приспособленностью к водной среде обитания, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Проводит подводящий диалог:

- Что мы знаем о внешнем строении рыб? – Какие существуют особенности внешнего строения, указывающие на жизнь в водной среде?  В чем заключается приспособленность рыб к жизни в водной среде? Какие задания необходимо выполнить, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

- Каков главная цель нашего урока?

Выслушивает предположения детей, подводит к формулировке цели урока.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.        

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие задания им необходимо выполнить, и чему им надо научиться. Предлагают и согласовывают с учителем тему урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели – предлагает 1 группе изучить внешнее строение и передвижение рыб, Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить внешнее строение рыб? (наблюдать живой объект – рыбу, ее передвижение) Какие особенности внешнего строения облегчают ее передвижение в воде?( плотная чешуя, слизь на чешуе, обтекаемая форма тела).

Предлагает 2 группе выполнить работу с текстом и рисунком учебника для нахождения ответа на вопросы об особенностях внутреннего строения рыб в связи с их приспособленностью к жизни в водной среде, составить план характеристики внутреннего строения рыбы.

Организует обсуждение плана работы, осмысление задания, способ добывания информации. Корректирует и направляет ответы учащихся.

 Учит формулировать развернутый устный ответ:

«Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».

Организует работу в 3 группе – предлагает выполнить работу с текстом учебника – проанализировать его и оценить значение рыб в природе и жизни человека.

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

Работают в группах. Обсуждают и составляют план работы.

По очереди высказывают и комментируют свои предположения (гипотезы)

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, устанавливать закономерности, причинно – следственные связи; развивает способности к обобщению;

Организует поисковую работу в группах: в 1 группе один- два человека называют признаки внешнего строения рыб и способ их передвижения в воде, один- два человека выделяют признаки приспособленности к жизни в водной среде;

Во 2 группе организует самостоятельную работу с учебником - один- два человека изучают внутреннее строение рыб, один- два человека выделяют признаки приспособленности к жизни в водной среде.

В 3 группе организует самостоятельную работу с учебником - один- два человека изучают значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.             

        - Что мы узнали о внешнем и внутреннем строении рыб?  - Как можно оценить значение рыб в природе и деятельности человека?

Корректирует ответы учащихся:

  Организует и проводит физкультминутку.

Работают в группах.     В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Выполняют задания, работают с текстом и рисунками учебника. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях ответы на свои задания.   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимоконтроль. Корректируют свои записи.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует работу по усвоению понятия «приспособленность к жизни в водной среде рыб»; учащихся выделяют существенные признаки этого понятия

. Формирование понятия признаков приспособленности идёт при выполнении работы с живым объектом, самостоятельной работе с текстом и рисунком учебника.

Организует подводящий диалог.

- На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания? (Каковы особенности внешнего строения рыб, указывающие на жизнь в водной среде? Каково внутреннее строение рыб, определяющее их приспособленность к водной среде?)

Наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи:

- Составьте причинно – следственную связь между внешним строением рыб, их передвижением и жизнью в водной среде.

- Назовите особенности внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.

- Составьте характеристику рыб, имеющих промысловое значение.

- Предложите вариант воспроизводства рыб при их хозяйственном использовании.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий - алгоритм).                                         Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.  Соотносят полученный результат со своими предположениями, корректируют свои записи.

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Раздает учащимся лист самооценки для заполнения.

Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценки учащихся.  

Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.      

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

1. выучить п.21, ответить на вопросы (задание обязательное для всех).

Задание 2 и 3 выполняется по выбору.

2. Найдите ответ на вопрос, использование каких особенностей внешнего строения рыб можно наблюдать в процессе создания подводной лодки?

3. Подберите дополнительный научно – популярный материал, характеризующий хозяйственное значение рыб для человека.

  Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!