Называть общие характерные признаки представителей класса рыб, определять эволюционное положение класса рыб, перечислять признаки внешнего строения рыб, указывающие на приспособленность к жизни в водной среде, устанавливать причинно - следственную связь внешнего и внутреннего строения рыб с условиями их обитания, характеризовать значение рыб в хозяйственной деятельности человека.
Познавательные: уметь пользоваться инструментарием учебника (рисунками, схемами, текстом), для нахождения ответов, необходимых для разрешения проблемной ситуации – установления причинно - следственной связи между внешним и внутренним строением и средой обитания, анализировать полученную информацию, делать выводы на основе наблюдений за передвижением рыб в воде.
Коммуникативные: формулировать собственное суждение по рассматриваемой проблемной ситуации, представлять вниманию одноклассников результаты выполнения лабораторной работы, внимательно выслушивать ответы, оценивать ответы одноклассников.
Регулятивные: выстраивать цепочку необходимых действий в ходе выполнения лабораторной работы, пользоваться необходимыми рисунками, текстом учебника, живыми объектами для разрешения проблемной ситуации, осуществить подведение итогов выполнения лабораторной работы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность учащихся к уроку, подготовленность их рабочего места, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся, мотивирует к предстоящей учебной деятельности. | Организовывают рабочее место (готовят все необходимое к уроку); Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Разделяются на 3 группы для осуществления учебной деятельности. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания учащихся о рыбах, путем постановки подводящих вопросов. Учитель демонстрирует живую рыбу в аквариуме (банке) и в ходе визуализации уточняет: Где ранее дети встречались с рыбой? Где она обитает? Что о ней известно? Проводит подводящий диалог. - Каких еще животных, обитающих в воде вы знаете? Какие они имеют признаки внешнего сходства с рыбами? Чем отличаются? | Рассматривают живую рыбу. Отвечают на вопросы и воспроизводят имеющиеся знания о рыбах. Называют некоторых животных , обитающих в воде (дельфины, киты, тюлени), сравнивают внешнее строение рыб и названных животных по сходству и различию. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию – имеется ли причинно – следственная связь между особенностями внешнего и внутреннего строения рыбы и их приспособленностью к жизни в водной среде?. | Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её, планируют свою деятельность на уроке. 1 группа – самостоятельно изучает внешнее строение и передвижение рыб в ходе наблюдения за живым объектом, анализирует и делает вывод о приспособленности к жизни в водной среде; 2 группа – получает задание проанализировать текст учебника, рисунки и сделать вывод об особенностях внутреннего строения рыб и выделения признаков приспособленности к водной среде; 3 группа – изучить текст учебника и оценить значение рыб в природе и жизни человека. |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке предметно – дидактической цели: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб и деятельностной цели: установить причинно – следственную связь между внешним и внутренним строением рыб и их приспособленностью к водной среде обитания, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Проводит подводящий диалог: - Что мы знаем о внешнем строении рыб? – Какие существуют особенности внешнего строения, указывающие на жизнь в водной среде? В чем заключается приспособленность рыб к жизни в водной среде? Какие задания необходимо выполнить, чтобы найти ответы на поставленные вопросы? - Каков главная цель нашего урока? Выслушивает предположения детей, подводит к формулировке цели урока. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие задания им необходимо выполнить, и чему им надо научиться. Предлагают и согласовывают с учителем тему урока. Осознают цель предстоящей деятельности. |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели – предлагает 1 группе изучить внешнее строение и передвижение рыб, Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить внешнее строение рыб? (наблюдать живой объект – рыбу, ее передвижение) Какие особенности внешнего строения облегчают ее передвижение в воде?( плотная чешуя, слизь на чешуе, обтекаемая форма тела). Предлагает 2 группе выполнить работу с текстом и рисунком учебника для нахождения ответа на вопросы об особенностях внутреннего строения рыб в связи с их приспособленностью к жизни в водной среде, составить план характеристики внутреннего строения рыбы. Организует обсуждение плана работы, осмысление задания, способ добывания информации. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учит формулировать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что, во-первых…, во вторых…». Организует работу в 3 группе – предлагает выполнить работу с текстом учебника – проанализировать его и оценить значение рыб в природе и жизни человека. | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в группах. Обсуждают и составляют план работы. По очереди высказывают и комментируют свои предположения (гипотезы) |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, устанавливать закономерности, причинно – следственные связи; развивает способности к обобщению; Организует поисковую работу в группах: в 1 группе один- два человека называют признаки внешнего строения рыб и способ их передвижения в воде, один- два человека выделяют признаки приспособленности к жизни в водной среде; Во 2 группе организует самостоятельную работу с учебником - один- два человека изучают внутреннее строение рыб, один- два человека выделяют признаки приспособленности к жизни в водной среде. В 3 группе организует самостоятельную работу с учебником - один- два человека изучают значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. - Что мы узнали о внешнем и внутреннем строении рыб? - Как можно оценить значение рыб в природе и деятельности человека? Корректирует ответы учащихся: Организует и проводит физкультминутку. | Работают в группах. В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Выполняют задания, работают с текстом и рисунками учебника. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях ответы на свои задания. Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимоконтроль. Корректируют свои записи. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению понятия «приспособленность к жизни в водной среде рыб»; учащихся выделяют существенные признаки этого понятия . Формирование понятия признаков приспособленности идёт при выполнении работы с живым объектом, самостоятельной работе с текстом и рисунком учебника. Организует подводящий диалог. - На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания? (Каковы особенности внешнего строения рыб, указывающие на жизнь в водной среде? Каково внутреннее строение рыб, определяющее их приспособленность к водной среде?) Наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи: - Составьте причинно – следственную связь между внешним строением рыб, их передвижением и жизнью в водной среде. - Назовите особенности внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. - Составьте характеристику рыб, имеющих промысловое значение. - Предложите вариант воспроизводства рыб при их хозяйственном использовании. | Осмысливают задание (определяют последовательность действий - алгоритм). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Соотносят полученный результат со своими предположениями, корректируют свои записи. |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Раздает учащимся лист самооценки для заполнения. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценки учащихся. Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: 1. выучить п.21, ответить на вопросы (задание обязательное для всех). Задание 2 и 3 выполняется по выбору. 2. Найдите ответ на вопрос, использование каких особенностей внешнего строения рыб можно наблюдать в процессе создания подводной лодки? 3. Подберите дополнительный научно – популярный материал, характеризующий хозяйственное значение рыб для человека. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания |