Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 7
Тема урока: Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.
Учитель: Дайдаева Ольга Матвеевна
Используемый УМК: Пономарёва И.Н.
Цель урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, развитии умения наблюдать за живыми животными.
Задачи:
Изучить внешнее строение рыб и особенности, связанные с обитанием в водной среде.
Развивать умения сравнивать, анализировать, делать вывод. 3. Сформировать научное мировоззрение учащихся, воспитывать любовь к живой природе.
Предметные результаты:
Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты относящихся к классу рыб.
Личностные результаты:
Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
Познавательные УУД:
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текс в таблицу и прочие). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных заданий и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: ихтиология, обтекаемая форма тела, плавники, чешуя, орган боковой линии, плавательный пузырь, жабры, костный скелет, двухкамерное сердце печень.
Межпредметные связи: физика, география, экология.
План урока:
Актуализация знаний об особенностях организации хордовых.
Общие сведения о рыбах, среде их обитания.
Особенности внешнего строения рыб.
Строение нервной системы рыб. Условные и безусловные рефлексы.
Особенности внутреннего строения.
Размножение рыб.
Закрепление изученного материала.
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы организации: комбинированный урок. Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы».
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, организация лабораторной работы по плану, обсуждение результатов, использование текста учебника, материал коллекции ФЦИОР, подготовка к выводу.
Познавательные задания: 1.Выполните лабораторную работу «Внешнее строение рыбы». Подумайте, в чем выражается приспособленность рыб к жизни в водной среде? Как вы понимаете относительный характер этой приспособленности? Понаблюдайте за аквариумной рыбкой.
2. Используя текст учебника и материал лабораторной работы, выберите характерные особенности строения и заполните в сводной таблице графу о рыбах.
Эволюция систем органов позвоночных животных
Признаки, особенности строения | Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающие |
| | | | | |
Организация деятельности учащихся: заполняют таблицу, используя текст, рисунки учебника, фрагмент ФЦИОРа, проводят лабораторную работу, обсуждают записанное, формулируют вывод, осуществляют взаимопроверку.
Развитие умений учащихся: использовать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, работать с рисунками учебника, ЭОР, таблицей, выделять главное, делать вывод.
Источники информации: учебник «Биология» 7 класс, Понамарев Н.И., таблица, фрагменты ФЦИОР, рисунки учебника, аквариумные рыбки, коллекции, влажные препараты.
Домашнее задание: Подготовить сообщение о многообразии рыб. Учебник, с. 176
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент ( 2 мин) | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Присаживайтесь. Проверьте, все ли вы готовы к уроку, для работы в команде. | Приветствуют учителя, проверяют принадлежности к уроку, настраиваются на рабочий лад. | Личностные формирование положительного эмоционального настроя на урок. |
2.Актуализация опорных знаний учащихся (4 мин) | -Ребята, какой тип животных мы изучили на прошлом уроке? - Проверим, как вы усвоили эту тему и проведем небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу. | Ответ учащихся: «На прошлом уроке мы изучили тип хордовые» | |
3.Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) | Шум моря и крики чаек. О какой среде обитания идет речь? И там под волнами идет жизнь, там процветает одна группа животных с которыми мы сегодня познакомимся На экране появляется изображение - Ребята, посмотрите внимательно на экран (3-5 сек). - 1) Что вы видите? Подумайте 5 сек, не спешите. -Итак, что вы видите? (учитель записывает ответы на доске) | Смотрят на изображение… Думают Записывают: «Я вижу…» Обсуждают вопрос: «Я вижу…» Отвечают: «Я вижу …» | самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
4.Сообщение темы и задач урока (2 мин) | - Как вы думаете, какой класс животных мы изучим сегодня? - А что конкретно мы должны изучить на сегодняшнем уроке? - А я в свою очередь ожидаю от вас, что вы сегодня сами раскроете сущность темы и сумеете проявить большой интерес к ее изучению. | Отвечают: «Мы изучим класс рыбы» Формулируют задачи урока | Целеполагание |
5.Изучение нового материала (20 мин) | Ребята, данную тему мы изучим в виде лабораторной работы, где вы будете использовать текст учебника, фрагменты слайдов. Итогом урока должна стать заполненная таблица. Итак, вы работаете с карточкой, изучая информацию, готовитесь рассказать своей команде. (3 мин). Работаем в паре. по 1 мин Ребята, раздайте таблички. -А сейчас каждый стол будет работать над заполнением таблицы только тех строчек которые вы изучали . 1-2 мин Результаты работы будут у вас в таблице. -И сейчас каждая группа представит свою работу. 1.Выполните лабораторную работу «Внешнее строение рыбы». 2. Используя текст учебника и материал лабораторной работы, выберите характерные особенности строения и заполните в сводной таблице графу о рыбах. Эволюция систем органов позвоночных животных Признаки, особенности строения | Рыбы | 1.Среда обитания, условия жизни 2.Особенности внешнего строения 3.Покровы 4.Скелет и мускулатура 5.Пищеварительная система 6.Дыхательная система 7.Кровеносная система 8.Выделительная система 9.Характер обмена веществ 10.Нервная система 11.Органы чувств 12.Особенности размножения Особенности развития Выводы: | | | Раздают карточки командам с номерам заданий таблицы. Читают текст Рассказывают материал Изучают тему, оформляют результаты, готовят защиту работ Защита работ, заполнение таблицы в тетрадях После каждого выступления работа прикрепляется на доску. | Личностные: мотивация учебной деятельности; Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в тексте; применение методов информационного поиска; анализ компонентов с целью выделения особенностей; Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы контролировать свое время на выполнение задания Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. |
6.Закрепление изученного материала (7 мин) | 1.Подумайте, в чем выражается приспособленность рыб к жизни в водной среде? 2.Как вы понимаете относительный характер этой приспособленности? Понаблюдайте за аквариумной рыбкой. 3.Подумайте, какие прогрессивные изменения произошли у рыб в ходе эволюции. | Отвечают Записывают | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух; Умение четко формулировать свои мысли |
7.Подведение итогов урока (3 мин) рефлексия | - Итак, ребята, какой класс животных мы сегодня изучили? О чем мы говорили? -Наш урок прошел очень плодотворно. У вас на столе есть рыбки можете написать на ней вопрос по теме рыбы который вас интересует и отпустите вашу рыбку в океан знаний если вам сегодня все понятно вы погрузились глубоко, если нет, то ваша рыбка будет плавать неглубоко. | Отвечают Прикрепляют рыбок на плакат с изображением морского дна. | Анализ, синтез, умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения. |
8.Домашнее задание (2 мин) | -Запишите, пожалуйста, домашнее задание: изучить материал параграфа 21 лаб. раб №7 - Спасибо всем за урок! | Записывают домашнее задание | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
3