СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой технологическую карту, предназначенную для проведения уроков биологии в 7-м классе при изучении темы "Рыбы". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 7 класс»

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

Учитель: Дайдаева Ольга Матвеевна

Используемый УМК: Пономарёва И.Н.

Цель урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, развитии умения наблюдать за живыми животными.

Задачи:

  1. Изучить внешнее строение рыб и особенности, связанные с обитанием  в водной  среде.

  2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать вывод. 3. Сформировать научное мировоззрение учащихся, воспитывать любовь к живой природе.

Предметные результаты:

Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты относящихся к классу рыб.

Личностные результаты:

Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.

Познавательные УУД:

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текс в таблицу и прочие). Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных заданий и искать самостоятельно  средства достижения цели. Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Основные понятия: ихтиология, обтекаемая форма тела, плавники, чешуя, орган боковой линии, плавательный пузырь, жабры, костный скелет, двухкамерное сердце печень.

Межпредметные связи: физика, география, экология.

План урока:

  1. Актуализация знаний об особенностях организации хордовых.

  2. Общие сведения о рыбах, среде их обитания.

  3. Особенности внешнего строения рыб.

  4. Строение нервной системы рыб. Условные и безусловные рефлексы.

  5. Особенности внутреннего строения.

  6. Размножение рыб.

  7. Закрепление изученного материала.

  • Методы обучения: частично-поисковый.

  • Формы организации: комбинированный урок. Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы».

  • Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, организация лабораторной работы по плану, обсуждение результатов, использование текста учебника, материал коллекции ФЦИОР, подготовка к выводу.

  • Познавательные задания: 1.Выполните лабораторную работу «Внешнее строение рыбы». Подумайте, в чем выражается приспособленность рыб к жизни в водной среде? Как вы понимаете относительный характер этой приспособленности? Понаблюдайте за аквариумной рыбкой.

2. Используя текст учебника и материал лабораторной работы, выберите характерные особенности строения и заполните в сводной таблице графу о рыбах.

Эволюция систем органов позвоночных животных


Признаки, особенности строения

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие








  • Организация деятельности учащихся: заполняют таблицу, используя текст, рисунки учебника, фрагмент ФЦИОРа, проводят лабораторную работу, обсуждают записанное, формулируют вывод, осуществляют взаимопроверку.

  • Развитие умений учащихся: использовать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, работать с рисунками учебника, ЭОР, таблицей, выделять главное, делать вывод.

  • Источники информации: учебник «Биология» 7 класс, Понамарев Н.И., таблица, фрагменты ФЦИОР, рисунки учебника, аквариумные рыбки, коллекции, влажные препараты.

  • Домашнее задание: Подготовить сообщение о многообразии рыб. Учебник, с. 176




Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Формируемые УУД

1.Организационный момент

( 2 мин)


- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Присаживайтесь.

Проверьте, все ли вы готовы к уроку, для работы в команде.

Приветствуют учителя, проверяют принадлежности к уроку, настраиваются на рабочий лад.

Личностные

формирование положительного эмоционального настроя на урок.


2.Актуализация опорных знаний учащихся

(4 мин)


-Ребята, какой тип животных мы изучили на прошлом уроке?

- Проверим, как вы усвоили эту тему и проведем небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу.

Ответ учащихся: «На прошлом уроке мы изучили тип хордовые»



3.Мотивация учебной деятельности учащихся

(5 мин)

Шум моря и крики чаек. О какой среде обитания идет речь?

И там под волнами идет жизнь, там процветает одна группа животных с которыми мы сегодня познакомимся

На экране появляется изображение

- Ребята, посмотрите внимательно на экран

(3-5 сек).

- 1) Что вы видите? Подумайте 5 сек, не спешите.

-Итак, что вы видите?

(учитель записывает ответы на доске)

Смотрят на изображение…

Думают

Записывают: «Я вижу…»

Обсуждают вопрос: «Я вижу…»

Отвечают: «Я вижу …»


самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).


4.Сообщение темы и задач урока

(2 мин)

- Как вы думаете, какой класс животных мы изучим сегодня?

- А что конкретно мы должны изучить на сегодняшнем уроке?

- А я в свою очередь ожидаю от вас, что вы сегодня сами раскроете сущность темы и сумеете проявить большой интерес к ее изучению.

Отвечают: «Мы изучим класс рыбы»

Формулируют задачи урока

Целеполагание

5.Изучение нового материала

(20 мин)


Ребята, данную тему мы изучим в виде лабораторной работы, где вы будете использовать текст учебника, фрагменты слайдов. Итогом урока должна стать заполненная таблица.

Итак, вы работаете с карточкой, изучая информацию, готовитесь рассказать своей команде. (3 мин).

Работаем в паре. по 1 мин

Ребята, раздайте таблички.

-А сейчас каждый стол будет работать над заполнением таблицы только тех строчек которые вы изучали . 1-2 мин

Результаты работы будут у вас в таблице.

-И сейчас каждая группа представит свою работу.

1.Выполните лабораторную работу «Внешнее строение рыбы».

2. Используя текст учебника и материал лабораторной работы, выберите характерные особенности строения и заполните в сводной таблице графу о рыбах.

Эволюция систем органов позвоночных животных

Признаки, особенности строения

Рыбы

1.Среда обитания, условия жизни

2.Особенности внешнего строения

3.Покровы

4.Скелет и мускулатура

5.Пищеварительная система

6.Дыхательная система

7.Кровеносная система

8.Выделительная система

9.Характер обмена веществ

10.Нервная система

11.Органы чувств

12.Особенности размножения

Особенности развития

Выводы:




Раздают карточки командам с номерам заданий таблицы.


Читают текст

Рассказывают материал


Изучают тему, оформляют результаты, готовят защиту работ


Защита работ, заполнение таблицы в тетрадях

После каждого выступления работа прикрепляется на доску.


Личностные: мотивация учебной деятельности;

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в тексте; применение методов информационного поиска;

анализ компонентов с целью выделения особенностей;

Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы контролировать свое время на выполнение задания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

6.Закрепление изученного материала

(7 мин)

1.Подумайте, в чем выражается приспособленность рыб к жизни в водной среде?

2.Как вы понимаете относительный характер этой приспособленности? Понаблюдайте за аквариумной рыбкой.

3.Подумайте, какие прогрессивные изменения произошли у рыб в ходе эволюции.


Отвечают

Записывают

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух;

Умение четко формулировать свои мысли

7.Подведение итогов урока

(3 мин)

рефлексия

- Итак, ребята, какой класс животных мы сегодня изучили? О чем мы говорили?

-Наш урок прошел очень плодотворно.

У вас на столе есть рыбки можете написать на ней вопрос по теме рыбы который вас интересует и отпустите вашу рыбку в океан знаний если вам сегодня все понятно вы погрузились глубоко, если нет, то ваша рыбка будет плавать неглубоко.

Отвечают


Прикрепляют рыбок на плакат с изображением морского дна.

Анализ, синтез, умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения.

8.Домашнее задание

(2 мин)


-Запишите, пожалуйста, домашнее задание: изучить материал параграфа 21 лаб. раб №7


- Спасибо всем за урок!


Записывают домашнее задание

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания












3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!