Технологическая карта на тему «Понятие десятичной дроби»
ФИО учителя: Хайбуллина Алсу Рашитовна
Должность: учитель математики
ОУ: МОУ СОШ №61 города Магнитогорска
Предмет: математика
Класс: 6
Тема урока: Понятие десятичной дроби
Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика», раздел II «Дроби», глава 5 «Десятичные дроби», § 21 «Понятие десятичной дроби», 1 урок согласно календарно-тематическому плану.
Тип урок: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цель урока: формировать понятие десятичной записи дробных чисел; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Задачи урока
Содействовать формированию УУД:
Личностных: способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту.
Регулятивных: учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.
Познавательных: развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей Проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.
Коммуникативных: учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.
Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.
Записывать десятичные дроби
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока
личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Инструкции и пояснения
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)
Мотивационный блок
Ответьте на вопросы
1) Для украшения актового зала к празднику купили 100шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары? (19 десятых)
2) В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали три десятых всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг)
3) Замените число 6 дробью со знаменателями 10 (60 десятых)
4) Коля прочитал одну десятую часть книги, что составляет 15 страниц. Сколько страниц в книге? (150 стр.)
5) Двести солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. Девять десятых было усатых. Сколько было безусых солдат идут на парад? (20 солдат)
Работа с учебником
Выполняют № 623, 624
Ученики вспоминают таблицу разрядов и связи умножения и деления на 10 с движением числа в таблице разрядов. Проблема деления числа 12 на 10 заставляет задуматься о расширении таблицы разрядов вправо
Информационный блок.
Устные источники
Устные упражнения из учебника
№ 623, 624, 626
Теоретический материал
Учебник стр. 196-197, электронное приложение к учебнику.
Письменные источники
Письменные упражнения из учебника
№ 625, 627, 628, 629,
Выполнение упражнений из рабочей тетради
РТ № 232, 233
Графические источники (схемы, диаграммы)
Электронные источники
Электронное приложение к учебнику
Видео источники
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
Источники информации для учащихся подбирает учитель
Аналитический (практический) блок.
Устные упражнения из учебника
Чтение и запись , смешанных чисел, десятичных дробей
Письменные источники
Обсуждение, анализ, синтез, выбор, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе.
Оценочный блок.
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)
Рефлексивный.
Ответить на вопросы учителя
- Давайте подведём итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли ли цели?
- Расскажите чему, чему вы научились сегодня на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке.
Отвечают на вопросы учителя.
Структура и ход урока
Время, отведенное на выполнение задания
УУД
1
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке
Готовность класса к уроку.
Приветствие.
И
Приветствуют учителя.
1
2
Мотивация к учебной деятельности
Актуализировать требования к ученикам с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включение в учебную деятельность.
Организует актуализацию требований к ученикам с позиции учебной деятельности. Создаёт условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность.
Ф
Слушают учителя; участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы, цели.
1) Для украшения актового зала к празднику купили 100шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары? (19 десятых)
2) В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали три десятых всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг)
3) Замените число 6 дробью со знаменателями 10 (60 десятых)
4) Коля прочитал одну десятую часть книги, что составляет 15 страниц. Сколько страниц в книге? (150 стр.)
5) Двести солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. Девять десятых было усатых. Сколько было безусых солдат идут на парад? (20 солдат)
5
Предметные: уметь находить дробь от числа, представлять число в виде дроби со знаменателем 10
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности.
3
Актуализация знаний, постановка цели и учебных задач урока
Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование индивидуального затруднения
Организует актуализацию требований к ученикам с позиции учебной деятельности. Создаёт условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность.
Ф
Ученики вспоминают таблицу разрядов и связи умножения и деления на 10 с движением числа в таблице разрядов. Проблема деления числа 12 на 10 заставляет задуматься о расширении таблицы разрядов вправо
Выполняют № 623, 624
5
Предметные: знать десятичные разряды дробной части числа.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий; высказывать своё предложение.
4
Моделирование и конструирование нового способа записи числа
-создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
-выявить место затруднения;
-зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи.
Ф
- Фиксируют выделенные связи и отношения.
-Учатся по таблице разрядов записывать обыкновенные дроби или смешанные числа
- Конструируют новое понятие (понятие десятичной дроби), правило записи десятичных дробей.
- Рассматривают образцы применения правила, сталкиваются с проблемой записи десятичных дробей
Как записать десятичную дробь?
Предлагают свои варианты.
-Выполняют задание на применение нового знания.
Работа с учебником стр. 196-197
-Работа в парах № 625, 626 (устно) с последующей проверкой
-Самостоятельно выполняют № 627
-Работа с учебником стр. 199
№ 628
17
Личностные: уметь находить информацию. Уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности.
Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Регулятивные: Самоконтроль. Самокоррекция.
Предметные: уметь классифицировать на основе анализа и сравнения. Уметь составлять индуктивный вывод правила.
5
Закрепление нового материала
Первоначальное закрепление способа записи десятичных дробей, коррекция и отработка способа.
- Организует первичное закрепление
-Организует фиксирование нового знания в речи и знаках
И
- Решают первичные задания
- Выполняют письменно
- Физкультминутка
Игра "Хлопушка"
Хлопать в том случае, если прочитанная дробь является десятичной.
- Выполняют самостоятельную работу (методическое пособие)
- Выполняют взаимную проверку в парах, пошаговый контроль за результатом
РТ № 232
РТ № 233
№ 629 (у доски)
Самостоятельная работа
Запишите обыкновенные дроби в виде десятичных и сравните их
12
Предметные:
Уметь записывать десятичные дроби, представлять их в виде обыкновенных дробей и смешанных чисел.
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
6
Домашнее задание
Закрепление знаний, умений, выработка навыков.
Оглашает домашнее задание, указывая познавательные установки
- на закрепление знаний
- на развитие творческого уровня знаний
по схеме:
-что нужно выполнить
-почему это нужно выполнить
-как выполнить
-для чего нужны эти знания, умения, навыки
-какие могут быть сложности
-что повторить
-на что обратить внимание
Ф
Записывают домашнее задание, обсуждают его с учителем.
П. 21 (стр. 196-197, 199) № 630, 631 (1, 3, 5), 632 (1, 3, 5)
2
7
Рефлексия учебной деятельности
Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию. Комментирует насколько адекватно учащимися определена самооценка учебной деятельности
И
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке. Осуществляют самооценку.
- Давайте подведём итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли ли цели?
- Расскажите чему, чему вы научились сегодня на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке.
Дайте ответ на вопросы (раздать листочки): 1.Сегодня на уроке я узнал…
2.Мне было интересно…
3.Мне было трудно…
4.Я выполнял задания…
5. Эти знания мне пригодятся в жизни…
3
Предметные:
уметь анализировать и оценивать свою деятельность
Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Личностные:
Уметь осуществлять самооценку.
11