1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала. |
2. Актуализация знаний. | повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | Интрига Для чего же человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте Объявление темы беседы. | Дают ответ | Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения. |
3. Проблемное объяснение нового знания. | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. | Беседа о родном языке. – Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями родного языка являются русский, украинский и белорусский языки. Родной язык – это национальный язык определённого народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Абрамов, подчеркивая богатство родного языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в родном языке есть великое множество хороших слов и названий». -Как понимаете смысл высказывания? К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради): Человеческое слово стрелы острее. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. На великое дело – великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит. | Слушают. Сопоставляют примеры. Делают выводы. | Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. |
4.Рефлексия | осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Адресую учащимся слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». Объясните, как вы понимаете фразу Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем уроке. | Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |