I. Организационный момент. | – Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать. – Покажем нашим гостям, как мы умеем работать? – Мы друг друга понимаем? – Хорошо всегда считаем? – Все заданья выполняем? – А задачи мы решаем? – На уроке засыпаем? – На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум точить”. (Слайд 1) Для чего мы приходим в школу? – Как вы понимаете эти слова?– А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум. Конец «рефлексия» физминутка «Пингвины» | Слушают учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей вместе (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Нет, нет, нет!) (Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.) | Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
II. Актуализация знаний. | Мы попали в гости к т. Сове, она любит рассказывать нам обо все, вместе с нами учиться решать задачи и «точить ум» будут Мудрая черепаха и муравей Вопросник. 1. Устный счет. На доске представлены задачи в стихах. (ответы на задачи записываем в рабочие тетради) – Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды 2, 3, 4, 5) Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. Сколько неживых предметов сдавала дама в багаж? (6) Вот восемь зайчат по дорожке идут, За ними вдогонку двое бегут. Так сколько ж всего по дорожке лесной Торопится очень зайчишек домой?(10) Шесть щенков в футбол играли, Одного домой позвали. Он глядит в окно, считает: Сколько их теперь играет? (5) Дядя ежик в сад зашел, Десять спелых груш нашел. Три из них он дал ежатам, Остальные же зайчатам. Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?(7) – А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7.) (Слайд 6) – Поднимите руки, те детки у кого получилось так как на экране. – Во второй строке запишите эти числа в порядке возрастания. Проверьте свои ответы на экране. 2. Повторение состава числа 10. (карточки – проверка в паре) – Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему? (1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3. 2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.) – В гости к нам пришли и наши друзья Катя, Вова и Петя. И они принесли нам подарки – это воздушные шары. (Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8) – Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята? – Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа? – А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1) 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; домик (язычок ± на время) 8 и 2; 9 и 1 – какая закономерность в этих парах? (Слайд 9) – Итак, состав, какого числа мы с вами повторили? 3. Пальчиковая гимнастика (состав числа 10) Повторить геометрический материал (на доске нарисованы фигуры) - Какие линии вы видите? - На какие группы их можно разделить? - Сколько здесь незамкнутых ломаных линий? - Как измерить длину ломаной? - Сколько здесь многоугольников? - Назовите и покажите их? | Высказывают своё мнение, делают предположения. Находят закономерность, объясняют её. Отвечают на вопросы Объясняют выбор действия. Рассуждают и отвечают на вопросы 6 предметов 10 зайчишек 5 щенков 7 груш (5, 6, 7, 10) – по форме 5 и 5; – по цвету 6 и 4; учебник с.24 слева – по размеру 8 и 2; состав числа 10 (Первое число увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1) (Ломаные) Замкнутые и не замкнутые) (многоугольники). (две) (нужно измерить длину каждого отрезка и сложить получившиеся результаты) (три) Доска | Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему - Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
V. Формулирование темы урока. | Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.) – Послушайте и сравните два текста. (Слайд 10) “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Сколько ромашек выросло на лесной полянке?” “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?” – Чем похожи и чем отличаются эти текста? – Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а в какой – в азбуке, или другой книге по чтению? – Как в математике называется этот текст? 2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: Задача. Знакомство с составной задачей (Слайд 11) Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче. | (Похожи содержанием, отличаются вопросами.) (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.) (Задача.) | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
VI. Работа над новым материалом на доске и в рабочих тетрадях. | К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем. Как вы думаете, а что могло случиться? Какое сейчас время года на дворе? (зима, самое страшное зимой для зверей – голод, вот и заячьей семье нужно помочь) Задача Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, а маленьких на 2 больше. Сколько всего морковок принесла мама зайчиха? Составляем план решения задачи. Краткая запись. - О ком задача? (записываем) – о зайчихе, которая принесла большую и маленькую морковь. - Сколько было больших морковок? - Что сказано о маленьких морковках? - Как это показать в условии задачи? - Прочитаем вопрос задачи. Сколько вопросов? Чтобы ответить на второй вопрос мы должны в условии задачи поставить большую квадратную скобочку. И знак вопроса. Запись решения задачи по действиям (можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?) Такие задачи в которых нельзя сразу ответить на главный вопрос и решить одним действием, называются составными. (составные задачи бывают в два, три и более действий). Мы будем решать такие задачи на протяжении всей начальной школы. Физминутка «Части задачи» (покажите условие, вопрос, решение, ответ) | (пять) (неизвестно, на две больше) (два) «Крыша дома, дом, кирпичики, знаки больше, меньше, равно, ответ задачи» | |
VII. Закрепление изученного материала. | – Катя, Вова и Петя составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили ребята. Задание: кто правильно составил текст задачи. (Слайд 12) 1. Кто правильно составил текст задачи? Петя: Сколько карандашей у Димы? Вова: У Коли 2 мяча, а у Саши 3 мяча. Катя: У Лены 5 яблок, 2 яблока она подарила. Сколько яблок осталось? 1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. 2. Работа в парах. 3. Выслушивание классом различных мнений. 4. Экспертная оценка. 5. Самооценка. – Внимательно ли ты слушал товарища? – Смог ли доказать правильность своего выбора? – Если нет, то почему? – Что получилось, что было трудно? Почему? – Что нужно сделать, чтобы работа была успешной? Итог: – Из каких двух частей состоит текст задачи? (Слайд 13) – Что мы называем условием задачи? – Что такое вопрос? – Значит, текст задачи состоит из условия и вопроса, так почему этот текст не является задачей? “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая незабудка. Красивые были цветы?”– Может ли задача начинаться с вопроса? Например? 2. Составление задачи по картинке. (Слайд 14) – Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи. Итак, задание: составить задачи по картинке. – Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи. Заяц + морковь – Петя и Вова вас внимательно слушали и составили такую задачу, давайте ее прочитаем. (Слайд 15) “У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов?” – Докажите, что это задача. – Петя приготовил для вас задание: найди схему к этой задаче. 3. Найди схему к этой задаче. У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов? – Петя просит вас разбить схемы на две группы. Как бы вы их разбили? (Слайды 16, 17) В обратных задачах говорится об одних и тех же предметах у них одинаковые данные. Но известное и неизвестное меняется местами. – Ребята, как вы поступите в такой ситуации: “Мама дала вам целую горстку конфет, что вы сделаете?” Тоже сделал и Ежик. (Слайд 18) У Ежика было7 грибов. Он отдал Белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика? – Задание: выбери правильное решение. – Посмотрите внимательно, как решали ребята. С кем из ребят ты согласишься? 4. Выбери правильное выражение Вова: 7 – 3 = 3 Катя: 7 + 3 = 10 Петя: 7 – 3 = 4 | ( Из условия и вопроса.) (То, что известно в задаче.) (То, что надо найти.) (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.) Чтение задач по слайдам (1-й ученик. У Димы 6 синих шариков и 4 красных. Сколько всего шаров у Димы? 2-й ученик. Мама купила 10 шаров. 4 из них красные, а остальные – синие. Сколько синих шаров купила мама? 3-й ученик. У клоуна 4 красных шарика и 6 синих. На сколько больше синих шариков у клоуна, чем красных?) (Схемы, где целое и схемы, где ищем часть; взаимно обратные (3), одна лишняя.) (Чтение задачи.) Высказывания ребят Обоснуй свой выбор | Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу. |
VIII. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа. | 1. Закончи предложение. – Какую тему мы сегодня изучали на уроке? – Итак, мы с вами знаем, что текст задачи состоит из …. условия и вопроса. Условие и вопрос задачи мы переносим на …..схему. Чтобы решить задачу мы составляем ……выражение. Находим ….. значение выражения. То, что получили мы называем ……ответом. (Слайд 19) 2. Задачи-ловушки. Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным. (Слайд 20) “На березе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе?” (Яблоки не могут расти на березе.) “Во двор прилетели 5 орлов и 4 коршуна. Сколько птиц гуляет по двору?” (Орлы и коршуны по дворам не летают.) “Добираясь к нам в гости наши друзья Петя, Катя и Вова проехали 3 км. Сколько км проехал каждый?” (Переносим на жизненную ситуацию, три ученика взявшись за руки проходят три шага. Сколько шагов прошел каждый из них?) | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы. | Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий. Регулятивные УУД: принимают учебную задачу. Познавательные УУД: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой. |