СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Литературное чтение. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 12. Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX–XX ВЕКОВ. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем скажут осенние листья» (учебник, с. 59–63; рабочая тетрадь, с. 32–33)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства; определению настроения, ключевых слов, средств художественной выразительности; выделению объектов фотографии; сравнению поэтических и прозаических произведений, художественных произведений и фотографий; способствовать развитию интереса к чтению лирических произведений

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Литературное чтение. 3 класс»

Урок 12. Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX–XX ВЕКОВ.
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра
«О чем скажут осенние листья»
(учебник, с. 59–63; рабочая тетрадь, с. 32–33)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства; определению настроения, ключевых слов, средств художественной выразительности; выделению объектов фотографии; сравнению поэтических и прозаических произведений, художественных произведений и фотографий; способствовать развитию интереса к чтению лирических произведений

Планируемые результаты

Предметные:

научатся называть особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), осознанно читать текст художественного произведения «про себя», использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела, осмысленно читают литературные тексты; понимают настроение стихотворения; определяют свое собственное отношение; осуществляют поиск необходимой информации по фотографии; понимают смысл; умеют сравнивать разные произведения;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); выбирают вместе с группой форму и критерии оценивания результатов, осознают смысл и назначение позитивных

установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи

на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий); осознают цель своего высказывания; объясняют сверстникам способы бесконфликтной деятельности

Личностные:

эмоционально отзываются на про-читанное произведение; принима-ют социальную роль учащегося; осмысливают мотивы учебной деятельности

Образовательные ресурсы: портрет Ф. И. Тютчева, толковый словарь, картина К. Маковского «Дети, убегающие от грозы», иллюстрации осеннего хвойного и лиственного леса; аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», карточки-памятки

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Постановка учебной задачи

Знакомит с задачей урока.

– Сегодня вы будете учиться читать стихи, анализировать лирический текст, познакомитесь с одним из замечательных поэтов XIX века Ф. И. Тютчевым

Внимательно слушают

Осознают

и принимают учебные

задачи

II. Изучение

нового материала.



1. Речевая разминка.

Организует прослушивание статьи Я. Смоленского.

– Что важного для себя вы услышали в этих советах? Как надо читать стихи?




ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.

ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ.

– Прочитайте слова, выделяя голосом каждое второе слово. Эти строки похожи
на стихотворение? Чем?

Внимательно слушают.

Формулируют ответы
на основе прослушанной статьи, зачитывают значимые места.




– Есть рифма.

Адекватно воспринимают информацию.



2. Работа над стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

1) Первичное чтение (показ портрета Ф. И. Тютчева).

Ф. И. Тютчев – удивительный поэт, любящий и понимающий природу. По долгу службы он долго находился за границей. Не видя родины, поэт тосковал по родным местам, русской природе. Однажды весной Тютчев вернулся домой, где его застала гроза. И тут же на свет появились стихи «Весенняя гроза».

– Вы внимательно слушали меня? Какие непонятные слова вам встретились?

Слушают учителя, следят за чтением.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой урока.

2) Словарно-лек-сическая работа.

Перлы – жемчужины, что-нибудь чистое, блестящее, сейчас это слово считается устаревшим; проворный – быстрый, торопливый; гам – нестройный гул голосов; шум нагорный – шум воды в горах; вторит – повторяет.

Находят по словарю значения слов, записывают их в тетради.

Умеют работать с информацией, изложен-

Продолжение табл.

1

2

3

4

3) Жужжащее чтение. Анализ.



Помните, что стихотворение надо читать медленно, стараясь себе представить картину, которую описывает поэт.

– Посмотрите на репродукцию картины К. Маковского. Какие чувства изобразил
художник на своей картине?

– Какие чувства испытываете вы, услышав раскаты грома?



Читают медленно, тщательно проговаривая слова.

Рассматривают и описывают содержание репродукции картины.

Определяют настроение детей, выражение испуга на лицах. Выдвигают предположения о природе страха перед грозой.

ной в словарных статьях справочной литературы.


– Найдите в тексте и зачитайте, что чувствует автор при звуках грозы.

Зачитывают соответствующие строчки.

Выделяют существенную


– Какие средства использует поэт, показывая грозу, раскаты грома?

– Эпитеты, олицетворение (примеры из текста). В первых пяти строчках автор часто употребляет раскатистое «р-р-р»:

гроза, гром, резвяся, играя, грохочет, гремят.

информацию из текста.

4) Выразитель-ное чтение.

– Вспомните советы Я. Смоленского, донесите до нас раскаты грома, выделяя звук «р-р», внятно произносите текст стихотворения.

Читают текст, опираясь на советы учителя

Владеют навыками выразительного чтения

3. Работа над стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».

Создает условия для прослушивания стихотворения «Листья».

Читает стихотворение на фоне тихо звучащей пьесы П. И. Чайковского «Октябрь».



Готовятся к восприятию музыки и литературного чтения.

Принимают
и сохраняют учебную цель на протяжении

Продолжение табл.

1

2

3

4

1) Чтение сти-хотворения учителем.

– От чьего имени написано стихотворение?

– Сколько в нем частей-строф?

– О чем рассказывают листья в первой строфе стихотворения?

– От имени листьев.

– Четыре.

– О соснах и елях, у которых хоть и вечнозеленые иголки, но зелень

не свежая, сравнивают

с иглами ежа.

всего урока.

Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

– С какой интонацией надо читать эту строфу?

– С презрением по отношению к хвойным деревьям.

2) Словарная
работа.

– Есть ли в тексте непонятные слова?

Ввекникогда, зефир – ласковый приятный ветерок, докучныеоднообразные, надоевшие.


Делают выводы.

Извлекают информацию из различных источников.

– Что говорят листья во второй строфе?

– Вспоминают лето, гордятся собой.


– Какое настроение при чтении второй строфы?

– Какое настроение создает третья строфа?

– Как бы вы читали четвертую строфу?


– Какие предложения преобладают?


– Беззаботное, легкое.

– Сожаление о прошедшем лете.

– С нетерпением, с призывом о помощи.

– Побудительные.

3) Разбор языковых средств.

– Какие языковые средства помогли это понять?

– Большое количество глаголов, повторы.



– Поэт использует прием олицетворения – неживым предметам приписываются свойства живых. Найдите эти слова в тексте.

– В снега и метели закутавшись, спят; тощая зелень; играли с лучами, купались в росе и т. д.


Окончание табл.

1

2

3

4

4) Выразительное чтение по итогам анализа


– У вас на столах лежат памятки «Читай выразительно».




Знакомятся с текстом памятки, соотносят с ранее сказанным:

• правильно ставь ударение;

• соблюдай паузы;

• выбери силу голоса (тихо, громко);

• определи темп (медленно, быстро);

• читай эмоционально;

• соблюдай интонации;

• представляй картину, о чем читаешь.

Владеют навыками выразительного чтения




– Используя эти рекомендации, прочтите выразительно стихотворение «Листья»

Выразительно читают стихотворный текст

III. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», выразительно читать.

Написать сочинение-миниатюру «О чем расскажут осенние листья»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы


IV. Итог урока. Рефлексия

– Какое настроение у вас от работы на уроке?

– Что понравилось?

– Чему научились?

Дает оценку успешности достижения цели


Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Урок 13. Русские поэты XIX–XX веков. А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,
«Зреет рожь над жаркой нивой…»
(учебник, с. 64)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства и живописи (определять тему, главную мысль, содержание произведения); определению настроения, средств художественной выразительности, главных (ключевых) слов; способствовать развитию интереса к чтению лирических текстов

Планируемые результаты

Предметные:

научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; осознавать смысл традиций русского народа, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: осмысленно читают лирические тексты; понимают настроение стихотворения; определяют свое собственное отношение; осуществляют поиск необходимой информации по фотографии, репродукции картины; осмысливают объекты;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные:

ценят и уважают поэтов, выража-ющих свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказы об этих людях, передают в своих рассказах восхищение и уважение к поэтам

Образовательные ресурсы: стихотворение С. Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», романс «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (сл. А. Фета, муз. А. Матюхина), иллюстрации к стихотворению «Мама! Глянь-ка из окошка…», репродукции картин И. Шишкина и А. Саврасова «Рожь», аудиозапись фрагмента пьесы «Август» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Проверка
домашнего
задания.

1. Выразительное чтение (наизусть) стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

2. Сочинение-

миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

– На предыдущем уроке мы познакомились с произведениями русского поэта
Ф. И. Тютчева о временах года – весне и осени. Стихотворение о весне вы учили наизусть. Вспомните о правилах выразительного чтения, загляните в памятки.

Осуществляет индивидуальную проверку.






Осуществляет фронтальную проверку. Выделяет в каждом сочинении только положительные стороны


Выразительно читают стихотворение наизусть.


Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.





Представляют свое сочинение. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль

Владеют навыками выразительного чтения стихотворения, самоконтроля и взаимоконтроля.



Владеют навыками составления небольших текстов на заданную тему, придерживаясь основной мысли, логики изложения, самоконтроля и взаимоконтроля

II. Речевая
разминка

Организует подготовку к восприятию темы урока.

– О каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, прочитав строки стихотворения:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Внимательно слушают.

Принимают

и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя. Действуют



– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая голос.

– А теперь наоборот – громкий голос постепенно затихает.

– В заключение прочтите выразительно



Выполняют задания согласно рекомендациям учителя

учителя согласно инструкции.

Владеют навыками выразительного чтения стихотво-рения

III. Постановка учебной задачи

– Познакомьтесь с темой урока. Сегодня будем учиться анализировать текст, определять чувства литературного героя, выражать свое отношение к прочитанному


Внимательно слушают

Осознают
и принимают учебную задачу

IV. Изучение нового материала.

1. Биография
А. А. Фета.






– Я познакомлю вас с еще одним замечательным русским поэтом, который необыкновенно красиво писал о русской природе. Это Афанасий Афанасьевич Фет. Он родился более 190 лет тому назад в Орловской губернии в семье помещика Афанасия Шеншина. Фамилия матери Фет стала литературным именем поэта. В детстве он вместе с деревенскими детьми бегал по лесу, ездил верхом, лазил по деревьям.
Уже в то время он увлекался стихами, особенно поэзией А. С. Пушкина. Окончив Московский университет, Фет поступил на военную службу. После отставки вернулся в родовое поместье и до конца жизни писал стихи. Специально для детей Фет не писал, но его поэзия понятна всем. Строки стихотворений так мелодичны, что ко многим из них написана музыка.


Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия.

2. Слушание романса «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

– Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого романса?

– Какую картину вы увидели?


Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.


3. Подготовка
к восприятию текста.

– Работая над стихотворением Ф. И. Тютчева, мы говорили об осени, когда «буйные ветры» срывают листочки с деревьев. Что происходит в природе потом?

(Можно показать слайды с пейзажами зимы.)

– Что вы чувствовали, когда после дождливой, грязной осени вы видели первый снег?




Описывают свои ощущения.


4. Работа над стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и узнаете, какие чувства испытал он, когда в детстве увидел первый выпавший снег. (Показ иллюстраций к тексту.)

Внимательно слушают.





1) Прослушивание образца – чтения учителем.


Слушают чтение, отмечая непонятные слова.

2) Анализ стихотворения.


– Понравилось вам стихотворение?

– Какие чувства у вас возникли?



– От чьего имени написано это стихотворение?

– Что удивило ребенка, когда он выглянул в окошко?

– Какое слово вам показалось непонятным?

– Найдите это слово в словаре и прочтите его значение.


– Как понимаете выражение все убрал кусты?

– Найдите в тексте восклицательные предложения, прочтите их с выражением.

– Что хотел сказать автор, выделив эти слова?




– С какой интонацией надо читать вопросительное предложение?



– У автора нет названия этого стихотворения. А как бы вы его назвали?


Стараются уловить настроение, делятся впечатлениями.





Тороватый – щедрый, не скупой.

– Украсил, нарядил.


– Передать чувство восторга, радости, желание поделиться этим с окружающими.

– Неуверенно, с ожиданием получить положительный ответ.

Совместно с соседом
по столу обсуждают название стихотворения.

Принимают
и сохраняют учебную цель, анализируют, дают оценку событиям. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Понима-

Продолжение табл.

1

2

3

4

3) Подготовка
к выразительному чтению.

– Прочтите текст самостоятельно, «про себя».

– Отметьте места, где не надо делать паузы в конце строки.

– А где надо делать короткие паузы?

– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.

Отмечают в учебниках.

– Где есть перечисление.

ют на слух ответы учащихся. Строят понятные для собеседника высказывания. Рассматривают и описывают содержание картин

5. Работа над стихотворением А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1) Первичное чтение стихотворения учащимися.

– Прочтите стихотворение методом жужжащего чтения.

– Какой вы видите картину, описанную поэтом?


– Какими художественными средствами пользуется автор?


– Найдите в тексте слова, которыми описывает автор картину.



– Летний вечер, месяц, закат солнца, ржаное поле.

– Эпитеты, олицетворения.


Зачитывают после совместного обсуждения в парах.

2) Словесное рисование.

– Какие слова непонятны?

Смежает закрывает.

3) Выборочное чтение.

4) Словарная
работа.



5) Рассматривание и описание картин. Прослу-шивание музыкального фрагмента.

– Посмотрите на картины А. Саврасова и И. Шишкина «Рожь» и послушайте фрагмент произведения П. И. Чайковского «Август».


Прослушивают мелодию, рассматривают репродукции, делятся впечатлениями.


6) Выразительное чтение стихотворения

– Что объединяет эти произведения и стихотворение А. Фета?


– Прочитайте стихотворение выразительно

– Любовь к природе,
родине

Окончание табл.

1

2

3

4

V. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Фета (по выбору), подготовить выразительное чтение стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную

задачу

VI. Рефлексия. Итог урока

– Какой отзвук находят эти стихи в вашей душе?

– С чем вы познакомились впервые?

– Как передают настроение музыканты, художники и поэты?

– Что вам дал сегодняшний урок? Отвечайте по кругу, выбирая одно из написанных на доске предложений:

• Сегодня я узнал…

• Я научился…

• Я приобрел…

• Я почувствовал…

• Было интересно…

• Меня удивило…

• Я попробую…

Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ

Владеют навыками самоанализа


Урок 14. Русские поэты XIX–XX веков.
Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина.
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
(учебник, с. 66–67; рабочая тетрадь, с. 33)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; формированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста
по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности

(сравнение, олицетворение); читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои действия
с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии

Личностные:

знают наизусть стихотворения о Родине, красоте ее природы, читают их выразительно, передавая самые позитивные чувства к Родине

Образовательные ресурсы: слайды весенней природы (лес, степь, сад), портрет И. Никитина, толковые словари

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Проверка
домашнего
задания

1. Организует выставку детских работ (перед началом урока).

2. Дает оценку выразительному чтению стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Выразительно читают стихотворение, анализируют детские работы, представленные на выставке

Слушают взрослого
и сверстников, дают объективную оценку работе сверстников

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Демонстрирует слайды весенней природы.

– Рассмотрите картины природы. Какое время года на них изображено? Докажите это.


– Прочтите тему урока и попробуйте сформулировать учебную задачу.


– Да, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта И. С. Никитина, будем определять, какими художественными средствами передает поэт настроение весны, учиться выразительному чтению


Выдвигают предположения, аргументируют.

Формулируют учебную задачу.

Внимательно слушают

Актуализируют жизненный опыт, формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу

III. Изучение нового материала.

1. Биография
И. С. Никитина.


– Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом – владельцем свечного завода. Мальчик учился в училище, но закончить его не удалось, потому что отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Маленькому Ивану пришлось испытать все проблемы взрослого человека: зарабатывать на хлеб, отказаться от юношеских увлечений. Стихи начал писать рано, но не печатал их, так как не был уверен в успехе. Но уже первое напечатанное стихотворение «Русь» принесло ему известность и открыло дорогу в мир литературы.

Слушают рассказ учителя.






Адекватно воспринимают информацию.




2. Работа над стихотворением И. С. Никитина

– Какие чувства испытываете вы после прослушивания этого стихотворения?

– Как вы можете описать ваше настроение?


Высказывают свое мнение.



Высказывают и аргументиру-ют свое мнение.

«Полно, степь моя, спать беспробудно…»:

– Какое настроение бывает у природы с приходом весны? Радостное или печальное?

– Найдите в тексте картины природы, прочтите описание.


Владеют навыками выбороч-ного чтения.

1) Первичное чтение стихотворения учителем.

– Посмотрите слайды о весне.

– О какой природной зоне пишет автор? Уберите «лишнее».

– Поэт пишет о весне в степи. Рассмотрите картины степи. Какие характерные особенности заметили?

– О степи.

Рассматривают и описывают содержание картин.

Знают характерные признаки природной зоны степи.

2) Работа со словарем.


– Найдите в словаре определение степи.

Зачитывают определение: степь – равнина, порос-шая травянистой растительностью. Характерная особенность – отсутствие леса.

Владеют навыком работы со словарем.



– Объясните значение слов полно, ковыль, копны, в угоду.

Работают со словарем
в парах:

в угоду косцам – сделать приятное, угодить;

полно (спать беспробуд-

но) – хватит;

ковыль – степная трава;

копны – небольшой округлый стог сена.











3) Анализ произведения

Создает условия для проведения анализа стихотворения.

– Местом действия поэт выбрал степь. Подобные пейзажи привлекают своей скромной прелестью, раздольем, строгостью и степенностью.

– Прочтите весь текст методом «жужжащего чтения».


– К кому обращается поэт в стихотворении?




Выполняют рекомендации учителя.

– К степи.

– Какие строчки стихотворения доказывают, что степь в изображении автора живая?


– Как называется этот художественный прием?

– Какие картины природы сменяют друг друга?









– Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему?

Зачитывают с выражением строчки стихотворения, аргументируют свой ответ.

– Олицетворение.

– 1-я картина – степь дол-жна пробудиться и умыть-ся росою, нарядиться в цветы;

2-я картина – наступление весны, летят журавли караваном, ручьи по оврагам шумят;

3-я картина – небо с плывущими тучами

Осуществляют анализ произведения, строят речевое связное высказывание. Понимают смысл произведения

IV. Проверка знаний

1. Предлагает собрать пословицы и поговорки из половинок текста:

Один весенний день… …всем красна.

Матушка весна… …весну принесла.

Вода с гор потекла… …год кормит.

2. Дает задание поработать в парах и зачитать приметы весны

Составляют пословицы, объясняют скрытый смысл пословиц.


Обсуждают задание
в парах, предлагают

совместную версию

Согласовывают усилия
по решению учебной задачи,

договариваются и приходят к единому мнению при работе в парах

V. Домашнее задание

• Выразительно читать стихотворение.

• Разделить весь текст на части, записать в рабочей тетради на с. 33

Уточняют задания, принимают к сведению информацию

Принимают
и сохраняют учебную задачу

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что понравилось на уроке?

– Что открыли для себя нового?

– Как оцениваете свое участие в уроке?

Дают оценку своей работе, анализируют активность участия

Строят монологические высказывания


Урок 15. Русские поэты XIX–XX веков. Поэтическая картина зимы.
И. С. Никитин «Встреча зимы»
(учебник, с. 68–71)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением И. С. Никитина; способствовать формированию умения видеть образные языковые средства; развитию умений сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; совершенствовать умения выразительно читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; содействовать воспитанию любви к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; понимать особенности стихотворения: расположение строк, ритм, рифма; читать вслух бегло, осознанно, выразительно

Метапредметные:

познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т. д.), предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме

Личностные:

предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению

к Родине в стихах

Образовательные ресурсы: аудиозапись музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Зима», репродукция картины А. Пластова «Первый снег», карточки с текстом образных языковых средств, запись стихотворения «Встреча зимы» в исполнении актера, толковые словари, слайды «Зимний день», «Дождливая погода», «Речка зимой», «Первый снег», «Сумрачный лес»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Проверка домашнего задания.

1. Организует выборочное чтение.

Демонстрируют готовность к уроку.


I. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения
И. Никитина «Полно, степь моя…».

2. Деление текста на значимые части

1. Организует выборочное чтение.


– Какое стихотворение читали? Кто автор?

– Как надо читать стихотворение?

– Подготовьтесь читать стихотворение выразительно вслух. Прочитайте его про себя.



2. Осуществляет фронтальную проверку письменной работы, оценивает результат

Демонстрируют готовность к уроку.



Читают 2–3 ученика


II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

1. Работа над скороговоркой.

2. Работа над

загадкой.

3. Постановка учебной задачи

Организует подготовку к восприятию учебной задачи.

Зимой поле белое,

Промерзлое, заледенелое.

– Прочтите медленно, четко выговаривая каждое слово.

– Прочтите еще дважды, с каждым разом увеличивая темп и силу голоса.

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

– О чем будем говорить на уроке? Почему вы так решили?



– Сегодня мы продолжим изучать творчество замечательного русского поэта
И. С. Никитина, будем учиться выразительному чтению, нахождению в тексте образных языковых средств

Слушают задания учителя, выполняют инструкции.





– Зимой.

Выдвигают предположения о теме предстоящего урока.

Внимательно слушают

Осуществляют логические действия.

Владеют навыками быстрого и четкого

чтения.

Выделяют существенную информацию, принимают
и сохраняют учебную задачу

III. Изучение нового материала.

1. Слушание стихотворения

И. Никитина

Организует прослушивание стихотворения под звуки музыки А. Вивальди.



– Во время прослушивания обратите внимание на смену картин природы.

– Какое настроение у вас после прослушивания стихотворения?

Прослушивают текст стихотворения, соотносят его с музыкальным фоном.

Формулируют ответы, озвучивают их.

Анализируют, осознанно строят речевые высказывания, осуществ-ляют словар-

«Встреча зимы» в исполнении актера.

– Что помогло создать это настроение?

– Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт показал, как на смену осени грустной, туманной, приходит радость первого снега, белоснежной чистоты природы.


ную работу

с опорой на словари.

2. Словарная
работа.

1) Словарно-лек-сическая работа.




Организует работу у доски.


– Прочитайте словосочетания, записанные на доске, поставьте ударения на выделенную букву:

ПОУТРУ ВЧЕРА ДОЖДЬ.

В ПОЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ.

НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧКА.

НАШЕЙ РУСИ СВЯТОЙ.











Согласовывают усилия по решению учебной задачи.







2) Подбор синонимов к словам.

– Прочтите хором, делая акцент на ударном слоге:

сумрачный – тёмный хмельной – пьяный

раздолье – простор искони – с давних пор

3. Чтение стихотворения, анализ содержания.









Организует чтение и обсуждение произведения.


Читают по цепочке. Взаимодействуют с учителем.

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей.







– В этом стихотворении автор показал смену картин природы. Прочитайте, что происходит утром, в полдень, на рассвете.

Находят соответству-
ющие отрывки, зачи-
тывают их.

– На слайдах представлены картины природы. Восстановите последовательность рисунков в соответствии с текстом стихотворения.

Устанавливают изменение динамичности

картин природы.

– Почему людей радует первый снег? Найдите в тексте эти строки, прочтите их.

– Как вы думаете, поэт любил зиму? Подтвердите это словами из текста.

– Как проявляет поэт свое отношение к русским людям?



4. Работа по картине А. Пластова «Первый снег»

– Что чувствуют дети при виде первого снега?




– Как передали ощущение первого снега художник и поэт?

– Несмотря на то что картина появилась спустя 100 лет после стихотворения, они очень созвучны.

– Какими средствами искусства можно передать чувства людей?

– Радость, восхищение красотой природы, ожидание веселья: игра в снежки, катание на санках с горы.

– С помощью музыки

Строят монологические высказывания

IV. Проверка знаний

– Заполните карточки, которые находятся у вас на столах. Необходимо дать определение группам слов, являющихся выразительными средствами языка:

(сравнение) ________ туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы
горят;

(эпитет) _________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая;

(метафора) __________ плакал лес, начал падать снежок, замерзла река, мороз трещит, кровь горит

Работают в парах, согласовывают свои утверждения

Слушают собеседника, аргументированно отстаивают свою точку зрения



V. Домашнее задание

Объясняет суть задания.

Выучить наизусть понравившийся отрывок, проиллюстрировать его

Внимательно слушают объяснение учителя, уточняют

Принимают
и сохраняют учебную задачу

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что нового открыли для себя на этом уроке?

– Чему научились?

– Какое впечатление произвела на вас поэзия И. С. Никитина?

– Ответьте одной фразой: «Я почувствовал…»

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Урок 16. Русские поэты XIX–XX веков.
Образы детей в произведениях И. З. Сурикова «Детство», «Зима»
(учебник, с. 72–77)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребенка, развитию творческих способностей, наблюдательности, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения

Планируемые результаты

Предметные:

научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, осмыслять специфику лирического стихотворения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно

Метапредметные:

познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы
на осмысление нравственной проблемы

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания

Образовательные ресурсы: портрет И. З. Сурикова, слайды с картинами крестьянского быта, аудиозапись фрагментов песен «Рябина», «Степь да степь кругом»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Проверка
домашнего
задания.

Организует проверку домашнего задания. Оценивает работы детей, отмечает творческий подход


Принимают

и сохраняют учебную зада-

Продолжение табл.

1

2

3

4

1. Выставка
детских иллюстраций.

2. Чтение отрывков наизусть



чу. Действуют согласно инструкции учителя. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения

II. Актуализация опорных знаний.






1. Отгадывание загадки.





Предлагает отгадать загадки.

1) Наступили холода, Длинноухий зайка серый

Обернулась в лёд вода. Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,




Осуществляют логические действия.

Когда это бывает?

2) Запорошила дорожки, Радость детям подарила

Разукрасила окошки, И на санках прокатила.

– Зимой.


– Зима.



2. Речевая
разминка.


– Прочтите скороговорку медленно, выделяя голосом глаголы; затем прочтите друг другу в парах:

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.




Владеют навыками четкого
и скорого произношения слов.

3. Постановка учебной задачи

– На какую тему загадки и скороговорка?

Выдвигают предположение о содержании урока.


– Мы продолжаем знакомство с поэтами, воспевающими русскую природу. Попытаемся понять, какие чувства хотели донести до нас поэты того далекого времени; будем развивать творческие способности

Внимательно слушают

Осознают
и принимают учебную задачу

III. Изучение нового мате-

риала.

1. Биография
И. З. Сурикова.










Демонстрирует портрет поэта, рассказывает биографию.

– Иван Суриков был родом из семьи крепостного крестьянина. Чтобы платить оброк помещику, его отец должен был работать в овощной лавке в Москве. Когда Ване исполнилось 8 лет, у него умерла мать. Беззаботное детство закончилось, и мальчик едет к отцу помогать в лавке. Стихи начал писать рано, но родственники не принимали всерьез его талант. И только благодаря поэту А. Плещееву Суриков начал в 16 лет издавать свои стихи. Главная тема – тяжелое положение народа.

Стихи И. Сурикова отличались особой мелодичностью, многие стали народными.

(Предлагает прослушать фрагменты песен на стихи И. Сурикова.)

К сожалению, поэт так и не смог выбраться из нищеты и, заболев чахоткой, умер
в возрасте 39 лет. Жизнь И. Сурикова была трудной, безрадостной, но до восьми лет, пока была жива мама, он считал детство счастливым.

Детства прошлого картины, только вы светлы:

Выступаете вы ярко из сердечной мглы.

Внимательно слушают.













Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, выделяют существенное.




Соотносят полученную информацию
со зрительным образом.

2. Работа над стихотворением.


1) Первичное чтение стихотворения учителем.

Выразительно читает стихотворение.

– С каким чувством поэт говорит о детстве?


– С сожалением, что

не вернуть.

Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем.

– Почему именно о детстве так проникновенно звучат его стихи?


– Самые приятные воспоминания.

2) Словарная работа.





– В тексте много слов, которые в наше время не употребляются. Но чтобы ярче представить картину того времени, вы должны знать смысл этих слов:

кубарем качуся – быстро, стремительно;

лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка;

светец подставка для лучины, освещавшей жилище;

прялка приспособление для ручного прядения;

прясть – скручивать, делать нити.

Рассматривают слайды
с изображениями крестьянского быта.




Владеют навыками работы
со справочной литературой.



3) Беседа по содержанию.

Организует беседу по содержанию стихотворения.

• Похожи ли забавы крестьянских детей на современные забавы?

• Чем вечером при свете лучины занималась семья?

Предлагают свои варианты ответа.

Сохраняют учебную задачу, анализиру-

Продолжение табл.

1

2

3

4

3. Самостоятельное чтение учащимися. Анализ произведения

Создает условия для анализа стихотворения.

– Какую из картин вы ярче себе представили? Перед вами слова-опоры:

• вот моя деревня;

• весело хохочут;

• тихо речь журчит;

• чудный сад цветет.

– Прочтите первые пять строчек. Что необычного вы заметили?

– Как вы думаете, для чего автор это сделал?

Составляют мини-рассказ, демонстрируют творческий подход, самостоятельность мышления.


– Повторы слова «вот».

– Обратить внимание
на важные для него вещи

ют, дают оценку событиям. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения

IV. Проверка знаний.


Проводит фронтальный блицопрос.

– От чьего имени ведется рассказ?

– Что приснилось мальчику?

– Что изменилось с приходом утра?

– В каких строках выражена главная мысль стихотворения?


– Почему автор сравнивает детские годы с водой?


Формулируют краткие, но содержательные ответы.


Зачитывают последнее четверостишие.

– Проходят так же быстро, как и течет вода

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Понимают на слух ответы учащихся. Строят понятные для собеседника высказывания

V. Домашнее задание

1. Самостоятельно прочесть стихотворение «Зима», ответить на вопросы в учебнике на с. 77.

2. Выучить понравившийся отрывок из этого стихотворения

Внимательно слушают, задают вопросы по теме

Осознают
и принимают учебную задачу. Осуществляют поиск средств

Окончание табл.

1

2

3

4

VI. Итог урока. Рефлексия

– С каким поэтом познакомились?

– Чему научились?

– Как эти знания вам пригодятся в жизни?

Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения

Владеют навыками познавательной
и личностной рефлексии


Урок 17. Урок-концерт «Знай и люби родную природу!»
(рабочая тетрадь, с. 34–35)

Тип урока: обобщение знаний

Педагогические задачи: учить читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение, рассматривать произведения живописи; соотносить произведения литературы и живописи; создать условия для развития умений определять тему, главную мысль, содержание произведения, создавать свой собственный текст на основе репродукции картины; обучать работе с книгой, пользованию тематическим каталогом

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осо-
знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая

паузы между предложениями и частями текста; читать наизусть; задавать вопросы по прочитанному

произведению, находить на них ответы в тексте; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,

участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах

Метапредметные:

познавательные: понимают значение лирических текстов; размышляют над ними; определяют настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществляют отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, осуществляют поиск необходимой информации в книге; на основе фактов составляют собственный текст по итогам исследования; понимают произведения живописи; определяют темы произведения, главную мысль, содержание, интерпретируют текст в соответствии с заданием;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: оформляют 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания

Личностные:

осмысляют базовые ценности

(красота, любовь, понимание); посещают по своему желанию библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения

Образовательные ресурсы: аудиозапись музыкальных произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; репродукции картин:

И. Крачковский «Зима в Крыму», Н. Крымов «Розовая зима», А. Пластов «Первый снег», А. Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»,

И. Левитан «Золотая осень», В. Дворцов «Майский дождь», детские рисунки на тему «Времена года»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Актуализация опорных знаний

Организует беседу.

– На последних уроках вы познакомились с творчеством русских поэтов XIX–XX вв. Назовите их имена.


– Назовите основную тему этих произведений.

– С какой целью мы работали над стихотворениями?






– Какие правила надо помнить, приступая к чтению стихотворения? (См. урок 12.)


– Ф. И. Тютчев,

А. А. Фет, И. С. Никитин, И. З. Суриков.

– Русская природа, народ.

– Чтобы научиться выра-зительно читать, находить образные средства, уметь высказывать свои суждения

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Выделяют существенную информацию.

Строят речевое высказывание в устной форме

II. Постановка учебной задачи

Просит сформулировать учебную задачу.

– Прочтите тему урока и сформулируйте учебную задачу.

Формулируют учебную задачу

Принимают
и сохраняют учебную цель

III. Сообщение темы урока






Создает эмоциональный настрой (звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года»).

– Тема природы – вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Обратите внимание на выставку ваших работ – они тоже посвящены временам года. Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие: погрузимся в тишину зимнего леса, ощутим степной зной, услышим звон ручья, будем любоваться осенними листьями. Сейчас четверо из вас расскажут о своем любимом времени года. Расскажите так душевно, чтобы другие тоже полюбили это время года.

Внимательно слушают музыку, настраиваются на восприятие.

Зачитывают заранее под-готовленные сообщения об одном из времен года

Адекватно воспринимают информацию

IV. Презентация времен

года.

Организует очередность выступления, создает эмоциональный настрой.

Показывает слайд с картиной И. Крачковского «Зима в Крыму», сопровождая музыкальным фрагментом (П. И. Чайковский «Ноябрь»).


1-й ученик.

Почему я люблю зиму.


Выразительно читают, слу-

1. Зима.










2-й ученик.

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал…

(И. Никитин «Встреча

зимы».)

шают собеседника.

Формулируют свое мнение
и позицию.

Показывает слайд с картиной А. Пластова «Первый снег», сопровождая музыкальным фрагментом (П. И. Чайковский «Январь»).

– Любит детвора зиму: и на санях с горы скатиться, и на лыжах по лесу пробежать, и в снежки поиграть с друзьями.

Демонстрирует репродукцию картины Н. Крымова «Розовая зима», сопровождая показ музыкальным фрагментом (П. И. Чайковский «Февраль»).


3-й ученик.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится...

(И. Суриков «Зима».)

4-й ученик.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной…

(И. Суриков «Детство».)

2. Весна.

Создает проблемную ситуацию.

– О каком времени года будем говорить? Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою Волшебной палочкой взмахнет –

И со своею сказкою. В лесу подснежник расцветет.

– Какие цвета выбрали бы для иллюстрации этого времени года? Почему?

Организует показ слайдов с изображением весенних пейзажей:

картина А. Венецианова «На пашне. Весна», музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Март»;

картина В. Дворцова «Майский дождь», музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Апрель»;


Отгадывают загадку.




1-й ученик. Чем меня покорила весна.

2-й ученик (выразительное чтение). Полно, степь моя, спать…

(И. Никитин.)

3-й ученик (наизусть). Люблю грозу в начале мая…

(Ф. Тютчев.)


3. Лето.






– Пробудилась земля от зимнего сна, поселила в душах людей ожидание счастья, приятного волнения. На смену весны спешит лето – время буйного цветения, зноя.
За что мы можем полюбить это время года?

Напоминает о выразительности чтения.


Показывает слайд с изображением картины А. Васнецова «На жатве. Лето», сопровождая музыкальным фрагментом (П. Чайковский «Август»).

1-й ученик. Что может быть лучше лета?

2-й ученик. Зреет рожь над жаркой нивой…

(А. Фет.)

Выдвигают предположения, обосновывают их.

Умеют слушать, дополнять ответы.

4. Осень. Кон-курс «Знатоки»



– Осень богаче всех времен года на пословицы и поговорки. Я начну поговорку, а вы должны ее закончить:

• Весна красна цветами, а осень… (снопами).

• Осенью скот жиреет, а человек... (добреет).

• Цыплят по осени... (считают).

• Как сено косят, так дождей... (не просят)




1-й ученик. Люблю
я пышное природы увяданье…

Произносят окончания поговорок и объясняют скрытый смысл.

2-й ученик (выразительное чтение). Пусть сосны и ели…

(Ф. Тютчев «Листья».)

3-й ученик. Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад... (А. Толстой.)

Анализируют, строят речевые высказывания

V. Итог урока. Рефлексия

Организует работу по формированию самооценки, оценивает эмоциональный настрой класса после проделанной работы.

– С какой любовью, наблюдательностью писали русские поэты XIX века о природе! Они обладали даром рисования словами, как художники пишут красками, композиторы – передают чувства через музыку.

– Какие чувства испытали вы, видя прекрасные работы художников, слушая произведения великого композитора, стихи в исполнении ваших одноклассников?

– Помните, природа – часть души человека. Оберегая природу, вы очищаете свою душу



Внимательно слушают.



Отвечают на вопросы

Владеют навыками познавательной и личностной рефлексии


Урок 18. Обобщение. Страницы русской классики
(учебник с. 79–80)

Тип урока: систематизация знаний

Педагогическая задача: создать условия для обобщения знаний о лирических произведениях в поэтической и стихотворной форме; обучения определению настроения лирического текста; нахождению необходимых средств выразительности, работе в группе, паре; построению монологического высказывания на тему (устное сочинение)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся употреблять пословицы
и поговорки в учебных диалогах
и высказываниях на заданную тему; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в про-изведениях средства художественной выразительности

Метапредметные:

познавательные: знают особенности лирического текста; создают монологические высказывания на тему;

регулятивные: оценивают свои достижения и результаты сверстников
в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: умеют работать в паре (распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия
с точкой зрения оппонента

Личностные:

проверяют себя и самостоятель-

но оценивают свои достижения
на основе диагностической рабо-ты, представленной в учебнике

Образовательные ресурсы: портреты поэтов XIX века: А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова, Ф. Тютчева, К. Чуковского; выставка книг поэтов XIX века

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Актуализация опорных знаний

Организует беседу, выявляющую уровень знаний по теме. Создает проблемную ситуацию на основе исключения по общему признаку.

– Перед вами портреты известных людей. Назовите их и исключите «лишний»
портрет.





– Обратите внимание на выставку книг. Что их связывает с портретами?



– Какое название вы дали бы уроку?



– А. Фет, И. Никитин,
И. Суриков, Ф. Тютчев – это поэты XIX века, «лишний» – портрет детского писателя К. Чуковского.

– Это произведения поэтов XIX века, чьи портреты мы видим.

Высказываются предположения

Формулируют ответы на вопросы.

Выполняют за-дания согласно инструкции учителя

II. Постановка учебной задачи

Формулирует учебную задачу.

– Сегодня мы подведем итоги: вспомним, чему научились, что узнали нового для себя, важного для жизни; будем учиться выразительно читать стихи, правильно формулировать свои ответы, работать в коллективе

Внимательно слушают

Принимают учебную задачу

III. Введение
в тему урока


Дает установку на успешную работу.

– В процессе урока вам предстоит работать совместно друг с другом, принимать общие решения. Вспомните правила работы в группе


• В дружной работе – за-лог успеха.

• Вы – команда, значит, работать должны все!

• Умейте выслушать товарища.

• Не расстраивайтесь в случае неудачи, не ищите виновного.

• Верьте – у вас всё получится!

Формулируют ответы на вопросы, постав-ленные учителем. Строят речевое высказывание согласно поставленной учебной

задаче

Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Речевая разминка

– Произносите скороговорку четко, выделяя голосом ударные слоги:

Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Выполняют задание, сле-дуя инструкции учителя.

Владеют навыками скорочтения и четкого




– Как вы прочли скороговорку? Что выделяли?

– Какую особенность стихотворения вы заметили?

– Для чего нужен ритм в стихотворении?

Объясняет суть задания

– Выделяли ударные слоги.

– Ритмичность.

– Передать настроение

произнесения слов. Анализируют, делают выводы

V. Работа

по теме.

1. Ритмичное чтение отрывков.







– Работаете в группах, каждой группе задание – прочесть данный отрывок, подчер-кивая его ритм; определить автора, его настроение, название произведения.


Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание согласно поставленной учебной задаче.

Выразительно читают, понимают на слух ответы обуча-ющихся. Слушают собеседника. Аргументируют свою точку зрения.

Демонстриру-ют адекватную реакцию на замечания, исправления
во время обсуждения совместного проекта.

1-я группа 2-я группа

Сорвите, умчите, Весело текли вы,

Мы ждать не хотим, Детские года!

Летите, летите! Вас не омрачали

Мы с вами летим!.. Горе и беда.

(Ф. Тютчев «Листья».) (И. Суриков «Детство».)


3-я группа 4-я группа

Робко месяц смотрит в очи, Нам не стать привыкать,

Изумлён, что день не минул, Пусть мороз твой трещит:

Но широко в область ночи Наша русская кровь

День объятия раскинул. На морозе горит!

(А. Фет «Зреет рожь...».) (И. Никитин «Встреча зимы».)

Читают текст в соответствии с заданием.












2. Игра «Подбери рифму».






– Дайте определение рифмы своими словами.


– Работая в паре, подберите рифму к словам:

шарик – дом барабан – крючок

стрелка – окошко ракушка – мишка

сачок – оса морковка – тарелка

лиса – стакан кошка – фонарик

книжка – веревка гном – лягушка

– Рифма – это созвучные слова в конце строк.

Соединяют слова в риф-мующиеся пары.




3. Словесные зарисовки.


Объясняет задание.

– Класс делится на группы. Каждая группа выбирает автора и находит в его стихо-творении словесное описание картины природы, быта. Зачитывает отрывок, составляет описание в прозе.

Принимают совместное решение в выборе стихотворения, составляют словесную картину.

Осознают, принимают и сохраняют учебные задачи

4. Творческая мастерская

Предлагает поработать в парах с целью отработки выразительного чтения с заданной установкой.




– Найти и прочесть скучно и однообразно отрывок из произведения Ф. Тютчева «Листья».

– Найти и прочесть восторженно, радостно отрывок из произведения И. Никитина «Встреча зимы».

– Найти и прочесть грустно, печально отрывок из произведения И. Сурикова «Дет-ство».

– Опишите, какие чувства возникают при чтении таких разных стихотворений.

– Можно сделать вывод, что лирические стихи отражают не события, а душевные переживания поэта, его настроение

Выразительно читают отрывки в соответствии
с целевой установкой.




– Радость, печаль, ожидание приятной неожиданности, веселье и грусть, однообразие и задор


VI. Домашнее задание

Объясняет задание.

– Выписать из стихотворений Ф. Тютчева «Весенняя гроза» и «Листья» эпитеты
и сравнения

Слушают объяснение

Принимают учебную зада-чу. Осуществляют поиск ее решения

VII. Итог урока. Рефлексия

– Чему был посвящен урок?

– Чему вы научились?

– Что заставило вас переживать?

– Оцените свою работу и прокомментируйте решение

Отвечают на вопросы учителя, аргументированно дают самооценку

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!