Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усольская средняя школа
Технологическая карта к уроку в 5 классе по географии «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»
Учитель географии Кондратова Екатерина Александровна
Пояснительная записка
Актуальность данной работы заключается в первую очередь в реализации ФГОС ООО по формированию метапредметных УУД. Выбранная тема урока тесно связана с предметом «Астрономия», на который, к сожалению, в программе среднего общего образования выделяется крайне мало времени. Это влияет на общий уровень развития учащихся (недостаточно знаний, практики в области «Астрономии»). Поэтому считаю очень важным уделить больше внимания разделу «Вселенная» в 5 классе, при этом, не забывая о формировании метапредметных УУД.
В работе используются как индивидуальная, так и групповая работа . Учащиеся выполняют разные виды деятельности:
- поиск ошибки в тексте, что актуализирует знания, полученные на предыдущих уроках;
- постановка личной цели урока в листе самооценивания, заполнение которого помогает в формировании регулятивных УУД;
- групповая работа по описанию определенного небесного тела. У каждой группы своя форма результата, что повышает интерес и мотивацию к получению знаний;
- презентация своего результата перед классом, что способствует повышению уровня риторических способностей у учащихся;
- рефлексия (обязательное условие проведения урока, как и формулирование цели свей деятельности и т.п., в реализации ФГОС ООО)
Используемые на данном уроке методические материалы помогают в личностном развитии учащихся, повышая уровень знаний и мотивации к обучению. Перспективы использования материалов в работе педагогов ОУ:
- повышение интереса учащихся к астрономии
- повышение уровня знаний учащихся
- повышение уровня мотивации к обучению учащихся
Содержательная часть
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Учебный предмет: география
Класс: 5
Школа: МБОУ Усольская СШ
Учитель: Кондратова Е.А.
УМК:
Учебник: География. Начальный курс. 5кл./ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.
Тема: Астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
Цель урока: Формирование представления об астероидах, кометах, метеоритах, метеорах
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление об астероидах, кометах, метеоритах, метеорах; научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника.
Метапредметные:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел
Личностные: Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
№ пп | ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ | УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
1 | Повторение ранее изученного материала по темам: «Соседи Солнца» и «Планеты – гиганты и маленький Плутон» | Приветствие. Задание «Найди ошибку» (Индивидуальная и групповая работа с выданным текстом) | Находят и корректируют ошибки в тексте. | осмысливает понятия связанные с данной темой, работает с информацией, анализирует, выбирает. | Планирует деятельность с помощью учителя и самостоятельно. | высказывает свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. | Пользуется правилами поведения. |
2 | Постановка учебной цели, задачи. | Использование вопросов, подводящих к цели ( О каких небесных телах, кроме планет, знают учащиеся) Цель урока: формирование представления об астероидах, кометах, метеоритах, метеорах. | Ответы на вопросы, формулирование цели урока, задач урока. | устанавливает аналогии; анализирует; представляет информацию; моделирует. | определяет цель, обнаруживает и формулирует проблему; выдвигает версии. | участвует в диалоге: слушает и слышит другого; создает устные и письменные тексты. | пользуется правилами поведения. |
3 | Открытие нового знания. | Раздать пазлы с небесными телами группам, с целью определения объекта изучения группы. Раздать план описания объекта. Организация групповой работы по темам: 1.Астероид (результат в виде таблицы) 2.Комета (результат в виде рисунка) 3.Метеорит (результат в виде схемы) 4.Метеор (результат в виде описания) | Работа с текстом учебника (параграф 12) и дополнительным материалом. Описание небесных тел и оформление результата. | устанавливает аналогии; анализирует; представляет информацию; моделирует. | определяет цель, обнаруживает и формулирует проблему; выдвигает версии. | высказывает свое мнение; готов изменить свою точку зрения под воздействием аргументов, критичной самооценки. | Пользуется правилами поведения; признает свои плохие поступки и отвечает за них. |
4 | Первичное закрепление. | Организация презентаций результатов групп. | Презентация результатов групп. | Находи информацию, классифицирует, сравнивает факты, устанавливает причины. | оценивает степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха. | принимает позицию другого, готов изменить свою точку зрения. | Повышает уровень риторических способностей. |
5 | Рефлексия. | Беседа с учащимися, оценка работы на уроке. | Ответы учащихся на вопросы по изучаемой теме, с использованием таблицы самооценки. | | Оценивает степень успешности достижения цели по критериям. | | осознает и называет свои личные качества. |
6 | Домашнее задание. | Параграф 12, вопросы 1-4 после параграфа (в тетради) | Запись домашнего задания в дневник. | | | | |
Список литературы:
Учебник: География. Начальный курс. 5кл./ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.
К уроку географии http://geo.na5bal.ru/astromoiya/2506/index.html
Инфоурок https://infourok.ru/urok-po-fgos-v-klasse-aasteroidi-kometi-meteoriti-1489751.html
Приложение 1 [ 3 ]
ОТРЫВОК №1
Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.
После своих путешествий Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы. Проверь, все ли в ней верно?
Солнце Сатурн Юпитер Земля Марс Нептун Уран Венера Меркурий
ОТРЫВОК №2
Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.
После своих путешествий Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы. Проверь, все ли в ней верно?
Солнце Сатурн Юпитер Земля Марс Нептун Уран Венера Меркурий
ОТРЫВОК №3
На прошлой неделе я летал на Юпитер. Путешествие было совсем неутомительным, ведь Юпитер находится совсем близко от Земли. Подлетая к планете, я заметил, что вся она в клеточку. Посадка прошла успешно. Гулял без скафандра. Видел большое красное пятно - это такое огромное море, по его берегу я катался на автомобиле. К обеду стало жарко +30оС, поэтому я полетел домой.
После своих путешествий Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы. Проверь, все ли в ней верно?
Солнце Сатурн Юпитер Земля Марс Нептун Уран Венера Меркурий
ОТРЫВОК №4
Вчера я посетил Сатурн. Замечательная планета! Мне там очень понравилось! Сначала я присатурнился на внешнем кольце планеты. Там построен целый луна-парк аттракционов: качели, карусели, тир и многое другое. Потом я полетел на сам Сатурн. Но пробыл там очень недолго, стала наступать ночь, ведь сутки на Сатурне совсем короткие - всего 10 земных часов. Успел увидеть, что на планете много пшеничных полей. Облетел вокруг планеты - это быстро, ведь она совсем небольшая, не встретил ни одного спутника. Наверное, их нет.
После своих путешествий Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы. Проверь, все ли в ней верно?
Солнце Сатурн Юпитер Земля Марс Нептун Уран Венера Меркурий
ОТРЫВОК №5
На Уран долетел за полдня. Красивая планета желтого цвета, у нее нет колец и размера она небольшого. Приземлится не смог, не нашел твердой поверхности. К тому же корабль стал накаляться, ведь на Уране жарко как в печке!
После своих путешествий Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы. Проверь, все ли в ней верно?
Солнце Сатурн Юпитер Земля Марс Нептун Уран Венера Меркурий
ОТРЫВОК №6
Вернулся с Плутона. Лететь до него очень далеко, почти 2 дня, ведь он находится на окраине Солнечной системы. Когда подлетал к Плутону, чуть не столкнулся с одним из его 40 спутников. Плутон по размеру чуть меньше Сатурна, и имеет такую же красную поверхность как Марс.
После своих путешествий Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы. Проверь, все ли в ней верно?
Солнце Сатурн Юпитер Земля Марс Нептун Уран Венера Меркурий
Приложение 2
Лист самооценки
ФИ ученика___________________________________________________________________
Этапы урока | Количество баллов |
«Найди ошибку» | mаx – 2 б |
Цель урока:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | max – 1 б |
Групповая работа Название работы: _______________________________________ Форма результата: ______________________________________ Какую работу ты выполнял в группе ______________________________________________________________________________________________________________ | max – 5 б 1 б 1 б 3 б |
Презентация результата: Эстетичность Информативность Качество выступления | max – 5 б 1 б 2 б 2 б |
Рефлексия Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трём направлениям Урок | Я на уроке | Итог | Интересно Скучно Безразлично | Работал Помогал другим Отдыхал | Понял материал Узнал больше, чем знал Не понял материал | | max – 1 б |
Итого: отметка ______________ | max – 14 б «5» - 14-12 б «4» - 11-9 б «3» - 8-7 б |
Приложение 3
План описания небесного тела:
Название
Определение
Форма
Происхождение