Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
-подготовка младшего школьника к жизни в современном обществе.
Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Организационный момент | 1 мин | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Звенит звонок, зовёт звонок, Пора нам начинать урок. | | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности |
ΙΙ. Актуализация опорных знаний | 5 мин | | - Какие три «инструмента» помогают управлять поступками людей в обществе ? (вывешиваются таблички) - Как мы узнаём, какой поступок мы совершили: хороший или плохой? - Что такое совесть? - Какой синоним можно подобрать к слову совесть ? - А какие словосочетания? - Что создаёт общество в помощь совести? -Что такое мораль? - Какое « золотое правило »вы должны знать и выполнять ? - Какой синоним и словосочетание можно подобрать к слову мораль? -Чем совесть отличается от морали? -Но бывает так, что совесть молчит, и правила морали не соблюдаются, как быть тогда? Синоним: право-закон. Словосочетания: право хранить молчание, твои права защищает адвокат. - Чем мораль отличается от права? | а.) Совесть б) Мораль в) Право - О том, какой поступок мы совершили, мы узнаём с помощью совести - Совесть - это способность человека решать что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла. К суду своей совести надо обращаться постоянно. Бессовестный же человек - это человек, который совершает поступки, не успевая или не желая понять, насколько они хороши или плохи. - Стыд -Чистая совесть, спокойная совесть, совесть мучает, жить по совести - Мораль - Мораль - устные, неписанные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. Этих правил очень много : не груби, не лги, не воруй, не причиняй боль другому и т.д. Если человек нарушил эти правила, то кроме суда совести его ожидает и общественное осуждение. - Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. - Нравственность. Читать мораль. - Совесть - это способность человека решать что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла. Мораль - устные, неписанные правила поведения человека в обществе. - Тогда действует право- правила поведения, которые государство записало в законах - Мораль - это устные , неписанные правила поведения людей в обществе. Право - это часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой | Познавательные Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) |
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. | 3 мин | Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | а)- Какое из этих понятий сегодня мы будем изучать? - Сформулируйте тему урока. Цель: узнать какие права у человека в обществе? (Таблички «совесть» и «мораль» убираются.) б)- Что хотелось бы сегодня узнать по теме урока? 1. Какие права есть у человека в современном обществе? 2. Особые права ребенка. 3. В каких документах записаны права человека? | - право - Права человека в обществе | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из сценки. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
ΙV Введение новых знаний | 8-10 мин | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору. | - Что обозначает слова «право», «права человека»? Давайте откроем толковый словарь на странице 123 учебника. -Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права. -Какие же права есть у каждого человека? Назовите. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске | Работа с толковым словарем в учебнике. Право-так называют часть правил поведения, которые государство сделало законом и обязалось защищать. Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, на свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие. Человечество в ходе своей истории убедилось в необходимости утвердить все эти права и свободы за каждым человеком. . Ученик прикрепляет готовую карточку с названием какого-либо права человека. Право на жизнь Право на свободу и неприкосновенность Право на достойную жизнь Право на труд Право на отдых и досуг Право на образование Право на медицинское обслуживание Право на защиту чести и достоинства Право на личную, семейную жизнь Право на неприкосновенность жилища Право на тайну переписки Право на участие в политической жизни | |
V Поиск решения проблемы- работа в группах. | 12 -15 мин | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Сейчас вы будете самостоятельно работать с книгой. Ваша задача узнать как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. Повторим правила работы в группе. Капитаны распределите задания. Листы оценки работы в группе Работа идёт в 4 группах. | Задания. 1 группа 1.Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры. (Стр. 40-41) 2.Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. ( Стр.41) 2 группа 1. Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры 2. Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры. (Стр.41- 42) 3 группа 1.Право на отдых и труд. О его соблюдении и нарушении. Привести примеры. ( Стр. 42) 4группа 1. Права детей. Об их соблюдении и нарушении. Привести примеры. ( Стр. 42, 43) Выступление групп 1-3 | Коммуникативные Развиваем умение слушать и понимать других Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
VΙ. Применение знаний. | 8-10 мин | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | СЦЕНКА. -Как вы думаете, в современном обществе у людей равные права? . Особые права ребенка. - Распространяются ли на ребенка все перечисленные права? Должны ли быть у ребенка особые права? - В каком документе записаны права детей? Где записаны главные права ребенка? - Где перечислены главные права человека в России? (Показ брошюры с Конституцией РФ) – У человека в современном обществе с рождения очень много прав. Но о чём не стоит забывать и взрослым и детям? -А что делать в тех случаях, когда личные права нарушаются? | За столом сидят двое - мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (открывает форточку) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (закрывает форточку) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» - Скажите, ребята, какое свое право пытается защитить мальчик? (Право на образование). А какое свое право пытается защитить девочка? (Право на защиту здоровья). - Что вы посоветуете им в этой ситуации? . Выступление 1 ученика с сообщением: Документы, которые защищают права детей: это Декларация прав ребенка и Конвенция по правам ребенка. Декларация (в переводе с лат. означает заявление, объявление)- имеет рекомендательный характер, является призывом ко всем правительствам. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция (в переводе с лат. договор, соглашение) – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Конвенция по правам ребенка была принята ООН в 1989 году. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях. У детей свои права. У детей есть такое же право, как право на любовь и заботу, специальные права на защиту чести и достоинства. Наше государство, заботясь о правах ребенка, в 1949 году учредило особый праздник для детей – День защиты детей. Впервые этот праздник был отпразднован 1 июня 1950г. и затронул 51 страну мира. С 1950 года в нашей стране отмечают праздник 1июня - День защиты детей. Главное право каждого человека право на жизнь, и маленький человек ребенок тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый пусть живет. А если родился слабым, больным сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел. - В Конституции - Отстаивая свои права, не стоит забывать о других - у них точно такие же права - Нужно обращаться к общественным организациям, к государственным властям и даже ко всему человечеству. | Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные Развиваем умение слушать и понимать других. |
VΙΙ Создание продукта по теме урока: мини- проекты | 3-5 мин | | Права человека в обществе; Права ребенка. | | |
VΙΙΙ. Итог урока | | | - Вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня узнать? - Какой ответ вы можете дать на эти вопросы? -Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка? - Как вы думаете, какое из прав, рассмотренных нами сегодня на уроке, главное? Почему вы так думаете? -С какой профессией вы связали бы тему сегодняшнего урока? - Назовите синоним к слову права? - Какие обязанности по отношению к обществу есть у взрослых и детей? - Могут ли права существовать без обязанностей и наоборот? | - Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь! - Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет. - Юрист - обязанности - Нет. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей |
ΙХ. Домашнее задание | 3 мин | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | - Какие обязанности есть у тебя перед обществом? Какие обязанности есть у тебя перед семьёй? | | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Х. Рефлексия | 5 мин | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо- эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Анкета 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок мне показался 4. За урок я 5. Моё настроение 6. Материал урока мне был Я предлагаю закончить урок строками из стихотворения. Мы на свет родились, чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить. | активно/пассивно доволен/не доволен коротким/длинным не устал/устал стало лучше/стало хуже понятен/ не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен | |