Образовательная: сформировать представление о разнообразии животных на Земле; познакомить с классами животных: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, насекомые, ракообразные, иглокожие; показать на основании каких признаков зоологи различают животных по классам.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать бережное отношение к животным.
Технологии, применяемые на уроке: личностно-ориентированная, обучение в сотрудничестве, ИКТ-технология.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
- учебник «Окружающий мир» автор А.Плешаков.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности Добрый день, ребята, приятно видеть вас всех сегодня. Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. – Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? | Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока. Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку. | Самоопроеделение к деятельности – (Л); - целеполагание - (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К); |
2.Актуализация знаний. | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) Ребята посмотрите на экран, что вы видите? Слайд 2 (облако слов) А как вы думаете, что объединяет все эти слова? Ответ вы найдете в ребусе Слайд 3 Ребят, а кто знает, сколько на Земле животных? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Да, действительно, сегодня мы заканчиваем путешествие по царству растений, и сейчас погрузимся в мир животных. Тема нашего урока « Разнообразие животных». Откройте страницу 88 в учебнике и убедитесь в этом. Слайд 4 Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Узнаем…. Познакомимся… Изучим… Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Ребята перед вами 2 стикера: на розовом напишите, пожалуйста, каких положительных эмоций вы ждете от урока, на голубых – чего опасаетесь, за что переживаете. И приклейте их, пожалуйста, на наш рюкзак ожиданий. | Воспроизводят и фиксирует ЗУНы достаточные для построения нового способа действий.Актуализирует нового пробного учебного действия Рассматривают облако слов, читают названия животных, подмечают, что облако сделано в форме ежа. Разгадывают ребус Дети выдвигают свои версии (много, множество и т.д.) Дети высказывают свое мнение и определяют тему урока О разнообразии животных. Дети открывают учебник на с.88, читают тему урока. Какие виды животных существуют? Где они обитают? Чем они отличаются друг от друга? Узнать о разнообразии животного мира Дети пишут на стикерах свои ожидания и опасения и крепят на плакат с изображением рюкзака на доске. | -Мыслительные операции (обобщ, анализ, синтез, сравнение) -П; -Контроль, коррекция, оценка –Р. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Предоставляет задания на необходимость применение нового знания. - Каких только животных нет на нашей планете! Маленькие и большие, красивые и не очень, смелые и трусливые, ползающие и летающие, с пятнышками и без – всех и не перечислишь. Кто уже знает, как называется наука о животных? Ответ вы найдете в ребусе. (Слайд 5) На слайде образовалась неразбериха, помогите мне пож-та навести порядок. Слайд 6 -На какие группы можно разделить животных? Проблемная ситуация. - Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ? - Значит, нам необходимо ответить на вопросы: Как разделить животных по группам? По каким признакам распределить животных? Действительно ли животный мир разнообразен? | Пытаются выполнить задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке. Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия. Дети разгадывают ребус. Ученики предполагают: 1 ученик: разделить по месту обитания на диких и домашних. 2 ученик: животных можно разделить по среде обитания: на воде, на суше, в воздухе. 3 ученик: животных можно разделить по виду питания: травоядные, всеядные, хищники. 4 ученик: животных можно разделить по внешнему виду на группы птиц, зверей, насекомых, рыб. 5 группа - животных можно разделить по размеру на маленькие и большие. - Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по - разному, потому что не знаем, на что обращать внимание, когда делим животных на группы. | -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм; зафиксировать новый способ действия. | Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске Групповая работа Я вам предлагаю каждому из волшебной коробочки вытянуть карточку. На этих карточках изображены животные, найдите себе родственников и объединитесь в группы. Выберите на слайде еще представителей этого вида, помогите и мне навести порядок. Называем животных. – Давайте внесём в таблицу отличительные признаки каждой группы животных Учебник с. 91-92 Слайд 7 Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, оцените. Ребята, почему в нашей таблице остались пустые ячейки? У нас еще много работы. Давайте разомнемся. Физкультминутка. Слайд 9 | Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения и согласовывают тему урока. Создание алгоритма Дети вытягивают карточки и объединяются в группы. Дети работают с учебником, заполняют таблицу. Производят взаимопроверку. Слайд 8 Остались еще животные, которых мы не смогли отнести ни к одному из знакомых классов. | Самоопределение – Л; -самостоятельное выделение и формирование цели-П; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П. -мыслительные операции –П; -установление причинно – следств. связи -П; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; |
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия при решении типовые заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Учитель выступает в роли организатора. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух. Ребята, у нас в таблице остались пустые колонки. Найдите в учебнике названия представителей животного мира и заполним колонку « Группа животных» Прочитаем о каждой группе в учебнике ( стр.89-91). А теперь расселите оставшихся животных по группам. Слайд 10 Ребята, у нас остались не заполненная колонка « Отличительные признаки». Как вы думаете, чем отличаются представители этих групп от других животных? Я предлагаю вам дома подготовить информацию о каждой группе животных и заполнить эту колонку. Где можно найти нужную информацию? | Решают (в группах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма Дети работают с учебником и заполняют таблицу. В энциклопедии, в интернете | - Использование знаково- символических средств -П; - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других –К - Построение логической цепи рассуждений и доказательств -К. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Закрепить учащимися порядок действий в выражениях и осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия. | Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия и самопроверку учебных решений по эталону. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) А сейчас я предлагаю решить кроссворд. Слайд 11 | Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Дети разгадывают кроссворд с самопроверкой с доски. | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р |
8.Рефлексия деятельности | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности. | Организует рефлексию (по вопросам: Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?) и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для отработки полученных знаний. Ребята, назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке. Слайд 12 | Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Дети высказывают что получилось и предполагают какое действие улучшит их работу на следующем уроке. | - Рефлексия способов и условий действий – П; -самооценка на основе критерий успешности-Л; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сострудничества - К |