Технологическая карта урока.
Ф. И. О. учителя: Кожевникова Галина Яковлевна
Класс: 4 «А»
Дата: 12.12.2013год
Предмет: литературное чтение
Тема урока: А. Н. Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Место и роль в изучаемой теме: урок – праздник (закрепление пройденного материала)
Цели урока:
Образовательная: повышение качества образования путём формирования навыков осознанного чтения с использованием методики театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах.
Воспитательная: Развиваются навыки коммуникативности, воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества.
Деятельностная : учащиеся приобщаются к нормам и ценностям общества, адаптируются к условиям среды, обучаются навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
Характеристика этапов урока.
Этапы урока | Цель | Содержание учебного процесса | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу. | Вступительная беседа | Диалог | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой, мотивирует их уроку. | Приветствуют гостей, настраиваются на урок |
Театральная постановка | Работать над сценической выразительностью: жесты персонажей, места на сценической площадке, мимики, интонации. | Сценарий | Диалоги, игра в порах, группах | Контролирование процесса | Показать умение работы в паре, группе |
Рефлексия | Позволить каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. | Дети дают оценку своей работы | Диалог | Заключительное слово | Вручение подарков гостям |
Творческая лаборатория.
Тема: «Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе.»
Цель: Повышение качества образования путем формирования навыков осознанного чтения с использованием методики театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах.
Задачи:
1. Проанализировать эффективность использования метода театрализации на развитие творческих способностей учащихся;
2.Разработать приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения, соответствующие возрастной группе учащихся и их индивидуальным способностям.
3. Разработать виды упражнений на этапах введения метода театрализации на уроках литературного чтения;
4. Внедрить предложенную методику в практику.
Актуальность:
В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколения современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Актуальность вопросов литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе. На уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре.
В методической разработке изложены основные аспекты работы с литературным произведением в начальной школе с использованием творческого потенциала детей.
Начальная школа является «фундаментом» для дальнейшей работы в средней школе. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало обязательным требованием для выпускников начальной школы. Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению, восприятию и анализу художественного произведения?
В методической разработке представлена одна из форм творческой работы с литературным произведением, которые помогут учителям и школьникам в изучении литературных произведений, организации исследовательской и творческой работы.
Новизна
Данные приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения можно использовать как основу для работы в начальных классах над многими литературными произведениями меняя только порядок работы или объединяя формы.
Апробация:
Метод театрализации художественных произведений я применяю на уроках литературного чтения в начальных классах при изучении понятия «пьеса»(4 класс), басни разных народов (2-3 класс), русские народные сказки (1 класс). Данную методику на уроках литературного чтения я применяю с 2011года.
Технологичность:
Метод театрализации прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, но и учителя литературы в своей практической деятельности. Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя.
Наличие результатов:
Использование метода театрализации на уроках литературного чтения оказывает положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к чтению. Все это сказывается на уровне повышения качества обучения
Приемы использования элементов театрализации
1.Персонификация – реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.
2. Ролевое прочтение текста -рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.
3.Ролевая игра “Кто я?” - ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».
4. Сценически – игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
Виды упражнений:
.5.Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
6. Инсценирование произведения - с передачей характера героев без применения театральных атрибутов.
Виды упражнений:
7. Драматизация - самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Виды упражнений:
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
подготовка театрального костюма;
использование грима для создания образа.
Урок : литературное чтение
Тема: Л. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Тип урока : урок – театрализация
Форма : литературная игра по сказке
Цели и задачи:
формирование умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время выступления
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей
развивать устную речь, память, внимание
пробудить интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады вас видеть на нашем уроке – театрализации. Мы долго готовились к этому мероприятию: дети учили слова текста, разучивали танец, пели песни. Родители готовили декорации, шили костюмы.
Далеко , на теплом море
Появился вдруг мальчишка –
Деревянный , с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых , преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко –
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась,
Вы мне скажите , сейчас? (Золотой ключик или приключения Буратино)
- кто написал сказку про Буратино? (А.Н.Толстой)
- какая книга послужила для А. Толстого толчком к созданию «Золотого ключика»? (Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы)
сценарий
Заключительное слово.
Золотой ключик – это символ дружбы, добра, сплоченности. Потайная дверь - символ мечты. А мечта есть у каждого из нас. Я желаю вам всем, чтобы сбывались мечты. Для этого мы дарим вам ключики, которые помогут вам добиться своей цели.