2 | II Актуализация знаний Цель этапа: создать условия для актуализации знаний учащихся по теме, выявить затруднения в индивидуальной деятельности учащихся. | Анализируют изображения на слайдах, проводят ассоциации, отвечают на вопросы Выход на тему урока, постановка целей совместно с учителем | Совместно с учащимися формулирует цель изучения темы урока и составляют план работы | Работа построена по слайдам презентации Слайд 2- ассоциации по картинкам, переход к изучаемой теме «Литосфера». Слайд 3 – что общего для этих изображений, нет ли ошибок? Слайды 4-6 – повторение изученного: понятия «литосфера», землетрясения, сейсмические пояса. Слайды 7-8 – определение темы и задач урока. |
3. | III Изучение нового материала Цель этапа: формирование целостной системы ведущих знаний по теме 1.Что такое вулкан? Где они образуются | В парах определяют по координатам объекты, записывают в маршрутный лист ответ. Отвечают на вопросы учителя. Изучают карточку «схема маршрута» Просмотр слайдов, работа с учебником. Отвечают на вопросы Работают с контурной картой В маршрутном листе выполняют задание 2 в парах. Делают выводы | Предлагает первым, кто выполнил задание, отметить на настенной карте мира свой объект. Предлагает подумать, какой объект не подходит к остальным. Дает инструкцию по заполнению схемы «Покорим Эльбрус». Задает вопросы по карте. Предлагает к концу урока составить свой образ вулкана и записать в маршрутном листе. Напоминает о флажке на карточке «Покорение Эльбруса» для тех, кто выполнил задание верно. | Слайд 9. Определение объектов (вулканов) по координатам, показ и обозначение их на карте мира. - Как на карте найти вулкан без координат? У какого объекта не стоит такой знак? Почему? Слайд 10-11. Мотивация: «Покорение Эльбруса» Слайд 12-13. Где и как образуются вулканы. Анализ карты «Зоны вулканической активности» и Тихоокеанское огненное кольцо. Задание в контурной карте - Обозначьте вулканы: Ключевская Сопка и Орисаба. Слайд 14. Установить связь между терминами: лава, мантия, магма. Расположить в правильной последовательности термины слева направо. Что такое мантия, магма? Лава? (слайд 15 –лавовые потоки) - А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления. (Просмотр видеоролика "Извержение вулкана Плоский Толбачик на Камчатке".) |
| 2. Строение вулкана. 3. Как образуются вулканы? Физкультминутка 4.Что происходит в результате извержения вулканов? 5. Виды вулканов. 6. Созидательная роль вулкана. 7. Гейзеры | Выполняют задание 3 в маршрутном листе, используя учебник, стр. 184, рис. 120 Выполняют задание 4 в маршрутном листе: составить логическую цепочку (справа расставить верно номера предложений) Выполняют физкультминутку Работают с учебником, отвечают на вопросы (стр. 184) Думают, делают выводы, отвечают на вопросы. Выполняют задание 5 в маршрутном листе: схема «Виды вулканов». Работа на контурной карте. Работают с учебником (стр.185), отвечают на вопросы. Записывают в маршрутном листе свое определение вулкана. Читают текст на слайде 35, отвечают на вопрос. Рассматривают схему действия гейзера на слайде, с помощью текста учебника (стр.185) объясняют. | Объясняет задние. Показывает модель вулкана, где нужно показать его части. Напоминает о флажке на карточке «Покорение Эльбруса». Объясняет суть задания. Напоминает о флажке на карточке Покорение Эльбруса. Слайд 19 – Физкультминутка Объясняет суть задания. Читает текст слайда, задает вопросы. Предлагает выполнить задание и посмотреть видеоролик. Задает вопросы. Напоминает о флажке на карточке «Покорение Эльбруса». Помогает комментировать картинки на слайдах. Помогает сформулировать понятие вулкан. Читает текст на слайде. Задает вопросы. | Слайд 16. Строение вулкана. Изучить рисунок, заполнить схему в маршрутном листе. Кто первый выполнит, показать на модели вулкана все его части и на слайде по номерам.
Слайды 17-18. Задание: Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку, и тогда ответим на вопрос, как образуется вулкан: 1-литосфера разбита на литосферные плиты; (1) 2- выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (5) 3-магма вскипает, образуется очаг магмы; (3) 4-литосферные плиты сталкиваются; (2) 5-движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу; (4) 6-образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)
Слайды 20-26. Продукты извержения вулкана. Назовите их, прочитав текст на стр. 184. Что происходит в результате извержения вулканов? (стр. 184)
Признаки вулканической горы – слайд 27. Слайд 28. Виды вулканов по активности извержения. Схема в маршрутном листе (стр.184) Просмотр видеоролика «Вулканы и гейзеры» (1.12) _-Что вы теперь скажете об Эльбрусе? Это лишняя вершина в группе вулканов или нет? Подпишите Эльбрус на контурной карте. Слайды 29-33. Созидательная роль вулкана Слайд 34. Что такое вулкан. Слайды 34-37. Что такое гейзер и как он образуется. Просмотр видеоролика «Долина гейзеров. Камчатка» (4.50) |
5. | V Рефлексия Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Анализ карточек «Покорение Эльбруса». Заполняют карточку «Рефлексивная мишень». | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Подводит итоги маршрута «Покорение Эльбруса». Объясняет, как заполнить карточку-мишень (слайд 40) | Слайд 39-40. Рефлексия. Как вам работалось в паре? Напарник помогал или вы ему помогали? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? |
6. | VI Итог урока Домашнее задание Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы по содержанию домашнего задания. | Подводит итоги урока. Собирает маршрутные листы. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Ответить на вопросы к § 44, обратить внимание на 5 и 6 вопросы. Для желающих: подготовить интересные сообщения о вулканах, гейзерах или землетрясениях. Слайд 41-43 -дополнительные вопросы. |