СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Моделирование вулкана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание практического урока по изготовлению модели вулкана в курсе Географии 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Моделирование вулкана"»

Е.С. Ромашова

МАОУ «СОШ №1» г.Пермь, Пермский край

Учитель географии

saveleva_evgenia@mail.ru


ПОТОЧНО-ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССАХ В МАОУ «СОШ №1» Г.ПЕРМИ


Наша школа участвует в проекте ММОШ «Основная школа-пространство выбора», отличительной чертой которого является обучение посредством поточно-группового метода (далее ПГМ). Деление курсов происходит по видам деятельности. Учебные предметы география и биология в 5 классах объединены в один курс, который представлен четырьмя различными учебными модулями.

Основные этапы реализации проекта в МАОУ «СОШ №1» г.Перми.

Мероприятие

сроки

Разработка и утверждение рабочих программ на ШМО и педсовете школы

Апрель

Общее родительское собрание для родителей будущих пятиклассников

Май

Подготовка нормативных документов. Разработка рабочих программ

Июнь-Август

Презентация потоков для пятиклассников

1 неделя сентября

Самостоятельный выбор потока ребенком

1 неделя сентября


Основные принципы реализации ПГМ (в соответствии с Положением о внедрении ММОШ «Пространство выбора» в МАОУ «СОШ №1» г.Перми).

  • Ребенок самостоятельно выбирает направление своего обучения;

  • Ребенок может сменить поток только по окончании четверти;

  • Каждая четверть заканчивается общей контрольной работой для всех потоков;

  • Ребенок имеющий «2» за четверть не имеет права перейти в другой поток;

  • До 30% изменений в стандартной рабочей программе;

  • 14 практических работ в одном учебном модуле в течение учебного года;

  • деятельностный компонент;

  • включение тематики модуля в домашние задания;

  • наличие продукта как результата практических работ.


Краткое содержание учебных модулей по географии и биологии в 5 классах.

Название учебного модуля

Содержание

Моделирование

Освоение навыков моделирования и создания объемных макетов географических и биологических объектов.

Путешествие

Освоение туристских навыков и умений, в том числе входящих в норматив «ГТО».

Парк научных развлечений

Проведение простейших опытов, отражающих природные процессы на Земле.

Студия мультфильмов

Изучение объектов и процессов природы через создание мультфильма.


Краткое описание учебного модуля «Моделирование» в курсе географии и биологии 5 класса.

Курс «География и биология в моделировании» предполагает наличие деятельностного компонента в процессе изучения и закрепления пройденного материала на уроке, связанного с моделированием географических и биологичских объектов, процессов, явлений.

В чем преимущество метода моделирования в сравнении с другими методами обучения? С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования. С помощью моделирования легко осуществить деятельностный подход к обучению, что соответствует идее стандарта.

Продуктом деятельности данного курса являются модели различных объектов географии и биологии: макет земного шара/глобус, простейшие метеорологические приборы (термометр), модель русла реки, модель внутреннего строения клетки, макет вулкана, макет флоры и фауны природной зоны.


Перечень практических работ модуля «Моделирование»

1. Модель термометра

1 четверть

2.Модель земного шара

1 четверть

3.Модель компаса

4.Модель искусственного спутника Земли

5.Модель вулкана

1 четверть

2 четверть

2 четверть

6.Модель 3d-карты

7.Модель родника

2 четверть

3 четверть

8.Модель внутреннего строения Земли

3 четверть

9.Модель солнечной системы

10.Модель внутреннего строения клетки

11.Модель природного комплекса

3 четверть

3 четверть

3 четверть

12.Модель круговорота воды в природе.

4 четверть

13.Модель круговорота веществ в природе.

14.Модель природного комплекса.

4 четверть

4 четверть


Планируемые результаты модуля «Моделирование».

Учащиеся должны научиться создавать модели географических и биологических процессов, объектов, явлений. Описывать при помощи созданных моделей свойства объектов природы, объяснять географические и биологические законы, анализировать результаты своей деятельности. Применять различные технологии моделирования, проектировать, планировать деятельность, подбирать материалы для работы.


Методическая разработка «Практическая работа «Моделирование вулкана».

Цель: сформировать понятие «вулкан», «тип извержения» через создание модели.

Используемые материалы и оборудование: гипсовые макеты вулкана (гора с кратером), картон, гуашь, кисть, стакан, вода, сода, уксус, мыльный раствор, чайная ложка, соль (дихромат аммония), спички, уголь, глицерин, пинцет, салфетки, одноразовая скатерть, мультимедиа проектор, компьютер, звуковые колонки.

Перечень информационного обеспечения: инструктаж по технике безопасности, видеоматериалы по теме «Вулканы Камчатки», мультимедиа презентация, краткое описание различных типов извержений вулканов, инструкция моделирования различных типов извержений вулканов.

Краткие теоретические сведения. Краткое описание вулкана, его характеристик, значения на земле:

-гора, поднятие, трещина с оврагами вдоль склонов;

-через жерло вулкана на поверхность выходит лава, вулканические газы, камни, пепел.;

-землетрясения, взрывы, разрушения;

-необходимые атмосфере газы, удобрение для почвы, регуляция климата.

Типы извержений вулканов. Гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы. (Рис.1)

Рисунок 1. Гавайский тип извержения вулкана.

Газовый тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы. (Рис.2)

Рисунок 2. Купольный тип извержения вулкана.

Стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб. (Рис.3)

Рисунок 3. Стромболианский тип извержения вулканов.

Порядок проведения работы:

  • Провести три опыта на каждом из трех вулканов (на каждую группу три вулкана);

  • Строго следовать инструкции;

  • Определить тип извержения у каждого вулкана;

  • Соблюдать технику безопасности;

  • Записать результаты работы; сделать выводы.


Продолжительность практической работы 45 минут.

Результаты работы оформляются в виде отчетной таблицы по практической работе каждым учащимся:

Фамилия Имя


Название практической работы


Цель и задачи


Определение типа извержения

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

На чем основывается разделение вулканов по типам извержения


Трудности в работе


Результат



Критерии оценивания: практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, различные виды материалов, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Учащиеся проявили такие качества как, креативность, быстрота мышления, провели рефлексию своей деятельности. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. У учащихся должна получиться полноценная модель, отражающая реальное содержание моделируемого географического или биологического объекта, процесса, явления.


Аннотация к уроку. Краткое содержание урока.

Тема: Моделирование вулкана

Класс: 5

Учитель: Ромашова Е.С. МАОУ «СОШ №1» г.Перми

Форма, методы, приемы: практическая работа, моделирование, системно-деятельностный подход.


Учащимся будет представлена методика моделирования, применяемая на различных уроках для формирования метапредметных навыков. В процессе моделирования различных природных процессов, развивается пространственное мышление, умение обозначить проблему, работать с информацией, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, универсальные логические действия.  Учащимся на уроке будет предложено смоделировать процесс извержения вулкана, после чего они смогут объяснять особенности строения вулкана, определить тип извержения и понять различия вулканов разного типа извержений.


Ход урока.

Практическая работа проводится на заранее приготовленных макетах вулканов.

1 этап. Приветствие

2 этап. Видео о вулканах России.

3 этап. Актуализация знаний.

4 этап. Получение новых знаний.

5 этап. Практическая задача. Проведение опыта по извержению вулкана.

6 этап. Описание работы, определение типа извержения вулкана.

7 этап. Рефлексия.

Технологическая карта урока. (краткое содержание)

Тип урока: практическое занятие, комплексное применение знаний и умений

Формы организации работы: групповая, индивидуальная

Технологии, методы, приемы: поточно-групповой метод обучения, практико-ориентированный подход, системно-деятельностный подход, поисковый, создание проблемной ситуации, творческий проект.

Планируемы результаты:

Личностные – умение ставить цели и задачи, определять планируемый результат, планировать этапы работы, давать оценку своей деятельности.

Предметные – закрепить понятия «вулкан», «кратер», «жерло», «лава», сформировать представление о принципе действия вулканов посредством внедрения практического задания по моделированию.

Метапредметные – развить пространственное мышление, научить устанавливать причинно-следственные связи, делать анализ деятельности, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

Этапы урока.

1.Организационный.

2.Актуализация знаний. Вспомнить что такое вулкан, как происходит процесс его извержения.

3.Мотивация. Цели и задачи. Планирование своей деятельности учащимися (самостоятельно формулируют этапы по созданию вулкана)

4.Практическая работа по изготовлению макета вулкана. Учитель инструктирует учащихся только в момент создания «лавы».

5. Обмен знаниями и результатами. Осуществление коррекции.

6.Итог урока: заполнение отчетов, представление моделей вулкана. Рефлексия.



Библиографический список


1.Биология: учебник для 5 класса. Д.И. Рокотова, В.А. Самкова,- М.: Академкнига/Учебник, 2014-176 с. 

2.«Введение в географию»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. — М.: ООО Русское слово, - 2014. – 125 с.

3.Лапшина В.И. Методическое пособие к учебнику Самковой В.А., Рокотовой Д.И. Биология 5 класс, 2015.

4.Муниципальная модель основной школы «Основная школа-пространство выбора». Организация поточно-группового метода./ Положение Департамента образования г.Перми.

5.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

6.Программа развития «Магистраль» (инженерная школа, направление: транспорт) МАОУ «СОШ №1» г.Перми на 2017-2021 гг./ Утв. Приказом № СЭД-059-01-12-163 от 22.06.2017 г.

7.Рабочая программа по биологии, 5–9 кл.: учебно-методическое пособие/ под ред. В.А. Самковой, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

8.Рабочая программа по географии (5-9 классы)/ под ред. Е.М. Домогацких.- 3-е - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2013.- 56 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования./ приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1987.

10.https://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

11.открытыйурок.рф/статьи/655514/

12. https://cloud.mail.ru/public/6srv/17XTknZDv

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Вулкан.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!