СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира и технологии на тему: «Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Обереговая кукла- стригушка» для учеников 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

интегрированного урока окружающего мира и технологии

на тему: «Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Обереговая кукла- стригушка»

для учеников 4 классов

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира и технологии на тему: «Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Обереговая кукла- стригушка» для учеников 4 классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»







Технологическая карта

интегрированного урока окружающего мира и технологии

на тему: «Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Обереговая кукла- стригушка»

для учеников 4 классов




Работу выполнила:

учитель начальных классов,

1 квалификационной категории

Забирова Лейля Айратовна

п ж/д ст. Высокая Гора, 2024 год



Конспект интегрированного урока по предметам Окружающий мир+технология в 4 классе

Тема:

«Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Обереговая кукла- стригушка»

Тип: открытие новых знаний

Цель урока: Создать условия для знакомства детей с трудом ремесленника и рабочего.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о жизни наших предков. Способствовать формированию представлений о возникновении и развитии ремёсел, изучить мастерство изготовления куклы-стригушки.

Развивающие: способствовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся, интереса к окружающему миру, умения работать с учебником и дополнительным материалом на карточках.

Воспитательные: воспитывать организованность, трудолюбие.

Планируемые результаты

Предметные:

иметь представление о возникновении и развитии ремёсел.


Метапредметные:

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительные материалы, уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи. Высказывать свое предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, определять общие для всех правила поведения.

Ресурсы урока: учебник (рабочая тетрадь; электронное приложение, проверочные работы; наглядность, оборудование.

Организация пространства фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Художественные материалы: солома, лоскутки ткани, нитки, ножницы.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Органи-зационный этап


- приветствие, знакомство;

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лейля Айратовна. Сегодня урок окружающего мира проведу я.

Приветствуют учителя

уметь организовывать своё рабочее место;


- эмоциональный настрой к уроку;

Ровно встали, тихо сели. Головами повертели. Сладко-сладко потянулись и друг- другу улыбнулись.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности к уроку.

Если все готово к уроку, давайте его начнем.

Что мы проходили на прошлом уроке? Вашим домашним заданием было приготовить доклад, кто хочет поделиться информацией с своими одноклассниками?

Организуют рабочее место

II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

Ребята, вам дана таблица. Для того, чтобы узнать, о чем мы поговорим, вам нужно выбрать ту букву, порядковый номер которой вы видите в строке. Какое слово у вас получилось? Ремесло.


Проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме


фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  1. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

Значит, о чем мы должны поговорить? О ремеслах, что мы должны узнать ,что такое ремесло и какие виды ремесел существуют.

Формулируют тему и цели урока

самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели

III. Организация познавательной деятельности

  1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

А теперь, давайте определим последовательность действий на уроке, для этого выполним задание .

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

  1. Поиск решения («открытие» нового знания).

Ребята. как вы думаете, что такое ремесло? Молодцы, ребята. А теперь ,проверим наши догадки. Для этого ,вам нужно найти слово ремесло в словаре учебника(с154)

Для того, чтобы узнать, какие виды ремесел существуют, мы поиграем игру. Я буду показывать вам картинки, а вы должны назвать, какое ремесло изображено.



Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в группах

Поиск и выделение необходимой информации; примене­ние методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств


установление причинно-следственных связей

  1. Первичное закрепление.

Древняя Русь издавна славилась своими умельцами.

Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Со временем человек стал заниматься тем ремеслом, которое у него лучше получалось.

Взгляните на картинку, какие еще виды ремесел вы видите? (самовар)

Ребята, вы видите девочку, что в ее руках? (кукла)

А как вы думаете, делать игрушки- это ремесло?(да)


Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают фронтально, в парах

 анализ объектов с целью выделения признаков


проявлять уважение к истории, культуре, традициям народов;

  1. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

Ребята, рассмотрите игрушки на странице 111 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Сравни игрушки по внешнему виду: из какого материала они сделаны, как расписаны?

Ребята, обратите внимание на названия игрушек. Как вы думаете, откуда произошли данные названия?

Ответ: Все названия игрушек происходят от названия того поселения, где они начали изготавливаться.

В народе говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров. Я предлагаю вам вновь отправиться в нашу мастерскую игрушек и самим в парах смастерить игрушку, которая называется «стригушка».

Кукла стригушка - эта кукла делалась в честь богатого урожая. Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными, из него же пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых Стригушек, которые помещались в красный угол избы до следующего года, их же ставили между окон.

Главная особенность этой куклы в том, что ее юбка подравнивается - постригается (отсюда и название - Стригушка, чтобы куколка стояла ровненько.

Кукол Стригушек женщины мастерили на полях во время жатвы и использовали по прямому назначению – для того, чтобы успокоить маленьких детей и занять их игрой.

Такую обрядовую куклу можно использовать в лечебных целях. Если в такую куклу вплести лечебные травы, то когда ребенок будет играть с ней, запах травы будет оказывать на него оздоравливающее действие.

Для изготовления этой куклы нам понадобится:

Солома, лоскутки ткани, нитки, ножницы.

1. Взять пучок соломы или травы и туго связать толстой нитью, в районе головы- это будет туловище куклы.

2. Второй пучок травы связать посередине, это руки.

3. Вставить руки в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части.

4. Теперь нужно части пучка - туловища соединить и крепко перетянуть ниткой по линии талии.

5. Наряжаем нашу куклу: приматываем юбочку, фартук, повязываем платок.

6. Вот и готова наша кукла. Необходимо ровно постричь низ куклы, чтобы она хорошо стояла на столе и если постучать кулачками по столу, то кукла начинает двигаться, крутиться-вертеться, как будто пускается в пляс.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах

Изготавливают куклу по алгоритму

управление поведением партнёра — контроль,

обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

При этом очень важно, чтобы


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

1. Как называется труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели?

А) Промысел; Б) Ремесло; В) Ярмарка;

2. Как называется ремесло по изготовлению драгоценных камней, колец, браслетов?

А) Строительное; Б) Скорняжное; В) Ювелирное.

3. Как называют человека, который занимается ремеслом?

А)Гончар; Б) Ремесленник; В) Кузнец.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест­ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;

IV. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

С какими историческими терминами вы сегодня познакомились? (ремесло, ремесленник, артель)

С какими ремёслами вы познакомились?

Ребята, а для чего нужны были ремёсла? (чтобы были необходимые предметы быта)

Как часто слышим слово “ремесло”? Какое слово его заменило в современной жизни? (хобби, увлечение)

Ребята, мы достигли цели урока? Ребята, о чем вы сможете рассказать своим друзьям после сегодняшнего урока?

Отвечают на итоговые вопросы

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

А теперь, я хочу, чтобы вы сами оценили себя. На протяжении урока мы оценивали себя. Если у вас все получилось на отлично, поднимите руки вверх, если у вас были небольшие ошибки, но в край, и если вам было очень тяжело, то вниз.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

формировать самооценку;


рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выставление отметок.

Мне очень понравилась работать с вами, особенно мне понравилось, как работали …,…, Остальным нужно больше стараться.



V. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

1) Подготовить рассказ о любой Русской народной игрушке

2) Составить кроссворд по теме урока.

Фиксируют домашнее задание

самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера



Список использованных источников

1. Аржанникова Е.С. Сборник дидактических игр на уроке окружающего мира 1-4 класса / Е. С. Аржанникова, Л. Абысова // Альманах педагога : [сетевое изд.]. – Красноярск, 2020. – С. 1-15. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=44779 (дата обращения: 13.02.2024).
2. Вальвакова Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2014 г. – Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. – С. 122-124. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва «Молодой ученый». URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5894/ (дата обращения: 20.10.2021).
3. Грунина Е.В. Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира // Вопросы педагогики. – 2019. – № 4-2. – С. 88-91. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37402859_52194039.pdf (дата обращения: 14.02.2024). – Доступ после регистрации.
4. Даминова А.И. Дидактическая игра как способ активизации учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира / А. И. Даминова, Г. М. Синдикова. – DOI 10.17117/na.2016.12.03.061 // Научный альманах : сетевое изд. – 2016. – № 12-3(26). – С. 61-63. – URL: http://ucom.ru/doc/na.2016.12.03.061.pdf (дата обращения: 14.02.2014).
5. Козицына Е.В. Дидактическая игра как средство формирования мотивации учения младших школьников // Педагогический опыт : от теории к практике. – Чебоксары, 2020. – С. 70-74. – Электронная копия сборника доступна на сайте ЦНС "Интерактивплюс". URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/551682/discussion_platform (дата обращения: 14.02.2024).
Автор рассматривает особенности формирования мотивации учения, виды и примеры использования дидактических игр на уроках окружающего мира.
6. Кокина И.Г. Использование игровых форм обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира // Вестник науки и образования. – 2020. – № 10-1 (88). – С 85-87. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-form-obucheniya-kak-uslovie-formirovaniya-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah (дата обращения: 14.02.2024).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!