на тему: «Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Обереговая кукла- стригушка»
п ж/д ст. Высокая Гора, 2024 год
Конспект интегрированного урока по предметам Окружающий мир+технология в 4 классе |
Тема: «Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Обереговая кукла- стригушка» | Тип: открытие новых знаний |
Цель урока: Создать условия для знакомства детей с трудом ремесленника и рабочего. |
Задачи: Образовательные: актуализировать знания обучающихся о жизни наших предков. Способствовать формированию представлений о возникновении и развитии ремёсел, изучить мастерство изготовления куклы-стригушки. Развивающие: способствовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся, интереса к окружающему миру, умения работать с учебником и дополнительным материалом на карточках. Воспитательные: воспитывать организованность, трудолюбие. |
Планируемые результаты |
Предметные: иметь представление о возникновении и развитии ремёсел. | Метапредметные: Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительные материалы, уметь определять уровень усвоения учебного материала. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи. Высказывать свое предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, определять общие для всех правила поведения.… |
Ресурсы урока: учебник (рабочая тетрадь; электронное приложение, проверочные работы; наглядность, оборудование. |
Организация пространства фронтальная, индивидуальная, групповая, парная |
Художественные материалы: солома, лоскутки ткани, нитки, ножницы. |
Ход урока |
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД |
I.Органи-зационный этап | - приветствие, знакомство; Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лейля Айратовна. Сегодня урок окружающего мира проведу я. | Приветствуют учителя | уметь организовывать своё рабочее место; |
- эмоциональный настрой к уроку; Ровно встали, тихо сели. Головами повертели. Сладко-сладко потянулись и друг- другу улыбнулись. | Настраиваются к уроку |
- проверка готовности к уроку. Если все готово к уроку, давайте его начнем. Что мы проходили на прошлом уроке? Вашим домашним заданием было приготовить доклад, кто хочет поделиться информацией с своими одноклассниками? | Организуют рабочее место |
II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) Ребята, вам дана таблица. Для того, чтобы узнать, о чем мы поговорим, вам нужно выбрать ту букву, порядковый номер которой вы видите в строке. Какое слово у вас получилось? Ремесло. | Проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). Значит, о чем мы должны поговорить? О ремеслах, что мы должны узнать ,что такое ремесло и какие виды ремесел существуют. | Формулируют тему и цели урока | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
III. Организация познавательной деятельности | Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). А теперь, давайте определим последовательность действий на уроке, для этого выполним задание . | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Поиск решения («открытие» нового знания). Ребята. как вы думаете, что такое ремесло? Молодцы, ребята. А теперь ,проверим наши догадки. Для этого ,вам нужно найти слово ремесло в словаре учебника(с154) Для того, чтобы узнать, какие виды ремесел существуют, мы поиграем игру. Я буду показывать вам картинки, а вы должны назвать, какое ремесло изображено. | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в группах | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств установление причинно-следственных связей |
Первичное закрепление. Древняя Русь издавна славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Со временем человек стал заниматься тем ремеслом, которое у него лучше получалось. Взгляните на картинку, какие еще виды ремесел вы видите? (самовар) Ребята, вы видите девочку, что в ее руках? (кукла) А как вы думаете, делать игрушки- это ремесло?(да) | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают фронтально, в парах | анализ объектов с целью выделения признаков проявлять уважение к истории, культуре, традициям народов; |
Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) Ребята, рассмотрите игрушки на странице 111 и ответьте на вопрос. Вопрос: Сравни игрушки по внешнему виду: из какого материала они сделаны, как расписаны? Ребята, обратите внимание на названия игрушек. Как вы думаете, откуда произошли данные названия? Ответ: Все названия игрушек происходят от названия того поселения, где они начали изготавливаться. В народе говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров. Я предлагаю вам вновь отправиться в нашу мастерскую игрушек и самим в парах смастерить игрушку, которая называется «стригушка». Кукла стригушка - эта кукла делалась в честь богатого урожая. Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными, из него же пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых Стригушек, которые помещались в красный угол избы до следующего года, их же ставили между окон. Главная особенность этой куклы в том, что ее юбка подравнивается - постригается (отсюда и название - Стригушка, чтобы куколка стояла ровненько. Кукол Стригушек женщины мастерили на полях во время жатвы и использовали по прямому назначению – для того, чтобы успокоить маленьких детей и занять их игрой. Такую обрядовую куклу можно использовать в лечебных целях. Если в такую куклу вплести лечебные травы, то когда ребенок будет играть с ней, запах травы будет оказывать на него оздоравливающее действие. Для изготовления этой куклы нам понадобится: Солома, лоскутки ткани, нитки, ножницы. 1. Взять пучок соломы или травы и туго связать толстой нитью, в районе головы- это будет туловище куклы. 2. Второй пучок травы связать посередине, это руки. 3. Вставить руки в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части. 4. Теперь нужно части пучка - туловища соединить и крепко перетянуть ниткой по линии талии. 5. Наряжаем нашу куклу: приматываем юбочку, фартук, повязываем платок. 6. Вот и готова наша кукла. Необходимо ровно постричь низ куклы, чтобы она хорошо стояла на столе и если постучать кулачками по столу, то кукла начинает двигаться, крутиться-вертеться, как будто пускается в пляс. | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах Изготавливают куклу по алгоритму | управление поведением партнёра — контроль, обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. При этом очень важно, чтобы |
Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. 1. Как называется труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели? А) Промысел; Б) Ремесло; В) Ярмарка; 2. Как называется ремесло по изготовлению драгоценных камней, колец, браслетов? А) Строительное; Б) Скорняжное; В) Ювелирное. 3. Как называют человека, который занимается ремеслом? А)Гончар; Б) Ремесленник; В) Кузнец. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
IV. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. С какими историческими терминами вы сегодня познакомились? (ремесло, ремесленник, артель) С какими ремёслами вы познакомились? Ребята, а для чего нужны были ремёсла? (чтобы были необходимые предметы быта) Как часто слышим слово “ремесло”? Какое слово его заменило в современной жизни? (хобби, увлечение) Ребята, мы достигли цели урока? Ребята, о чем вы сможете рассказать своим друзьям после сегодняшнего урока? | Отвечают на итоговые вопросы | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). А теперь, я хочу, чтобы вы сами оценили себя. На протяжении урока мы оценивали себя. Если у вас все получилось на отлично, поднимите руки вверх, если у вас были небольшие ошибки, но в край, и если вам было очень тяжело, то вниз. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | формировать самооценку; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Выставление отметок. Мне очень понравилась работать с вами, особенно мне понравилось, как работали …,…, Остальным нужно больше стараться. | | |
V. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Я предлагаю вам домашнее задание на выбор: 1) Подготовить рассказ о любой Русской народной игрушке 2) Составить кроссворд по теме урока. | Фиксируют домашнее задание | самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
1. Аржанникова Е.С. Сборник дидактических игр на уроке окружающего мира 1-4 класса / Е. С. Аржанникова, Л. Абысова // Альманах педагога : [сетевое изд.]. – Красноярск, 2020. – С. 1-15. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=44779 (дата обращения: 13.02.2024).
2. Вальвакова Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2014 г. – Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. – С. 122-124. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва «Молодой ученый». URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5894/ (дата обращения: 20.10.2021).
3. Грунина Е.В. Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира // Вопросы педагогики. – 2019. – № 4-2. – С. 88-91. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37402859_52194039.pdf (дата обращения: 14.02.2024). – Доступ после регистрации.
4. Даминова А.И. Дидактическая игра как способ активизации учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира / А. И. Даминова, Г. М. Синдикова. – DOI 10.17117/na.2016.12.03.061 // Научный альманах : сетевое изд. – 2016. – № 12-3(26). – С. 61-63. – URL: http://ucom.ru/doc/na.2016.12.03.061.pdf (дата обращения: 14.02.2014).
5. Козицына Е.В. Дидактическая игра как средство формирования мотивации учения младших школьников // Педагогический опыт : от теории к практике. – Чебоксары, 2020. – С. 70-74. – Электронная копия сборника доступна на сайте ЦНС "Интерактивплюс". URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/551682/discussion_platform (дата обращения: 14.02.2024).
Автор рассматривает особенности формирования мотивации учения, виды и примеры использования дидактических игр на уроках окружающего мира.
6. Кокина И.Г. Использование игровых форм обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира // Вестник науки и образования. – 2020. – № 10-1 (88). – С 85-87. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-form-obucheniya-kak-uslovie-formirovaniya-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah (дата обращения: 14.02.2024).