СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическа карта урока по орксэ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическа карта урока по орксэ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

«Средняя общеобразовательная школа №12»



Регистрационный номер работы  23168.1.3.2021









Авторская разработка на тему:

«Нравственный поступок»

(9-10лет)





Ф.И.О., должность авторов:

Османова Патимат Магомедтагировна учитель нач.классов

Сулейманова Гюльжанат Расуловна учитель нач.классов





Республика Дагестан, город Избербаш


Местная религиозная организация православного прихода церковь в честь прп. Серафима Саровского г.Избербаш РД

Махачкалинская епархия русской православной церкви (Московский патриархат)


[email protected]

giulzhanats@mail.ru

89679390333



2021г.

Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»


Республика Дагестан г.Избербаш

(указывается федеральный округ)


Местная религиозная организация православного прихода церковь в честь прп. Серафима Саровского г.Избербаш РД

(указывается епархия)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№12»

(указывается организация)


Османова Патимат Магомедтагировна, Сулейманова Гюльжанат Расуловна

Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)


Название работы Разработка урока на тему : «Нравственный поступок»



Номинация (указать одну номинацию):


  • За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.


Информация об  авторах работы:

Дата и место рождения. Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail

1)Османова Патимат Магомедтагировна. 10,07,1992. г.Избербаш,ул.Пионерская 92., индекс 368501. Тел.89679390333. Почта- [email protected]

2)Сулейманова Гюльжанат Расуловна. 27.09.1979. г.Избербаш,ул Кизилюртовская 152 индекс 368501.Тел. 89094834732. Почта [email protected]

Место работы или род занятий

МБОУ «СОШ№12»г.Избербаш









Тема урока: Нравственный поступок

Цель: формирование у учащихся представления о том, что «мораль» и «нравственный поступок» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.

Задачи: создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;

Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;

Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия « поступок», «нравственный поступок», «мотив».

Оборудование: Учебник «Основы светской этики» Просвещение-2012г, презентация, карточки для написания учениками понятий, карточки с пословицами.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

- Добрый день. Сегодня у нас будет необычный урок. Я думаю, настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Вы почувствовали тепло, приветствуя друг друга? Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

 -Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо…

2. Актуализация знаний (индивидуальные карточки)

1.Что считается добрым поступком?

а) Забывать о неприятной просьбе

б) Дать списать домашнее задание

в) Опоздать на неинтересную встречу

г) Помочь соседу по парте разобрать задачу

2.Укажите поступки, которые одобряет общество

а) обман

б) насилие

в) взаимопомощь

г) унижение

3.Что является последствием злых дел?

а) дружба

б) радость

в) вражда

4.Знания о добре и зле помогают людям

а) проявлять заботу

б) жить в мире

в) дружить

г) все ответы верны

5.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь


ДОБРО  ЗЛО

___________ _________

___________ _________

3. Формирование новых знаний

Послушайте рассказ «Теперь я не жадный»

Маленький Женя был очень жадным мальчиком, бывало, принесёт в садик конфеты и ни с кем не делится. А на все замечания воспитателя Женины родители отвечали так: «Женя еще слишком маленький, чтобы с кем-то делиться, вот пусть немного подрастет, тогда и поймет».

Однажды мама забрала Женю из садика пораньше, и они пошли домой. По дороге заглянули в магазин, где Женина мама всегда покупала хлеб. Стоя в очереди, Женя молча рассматривал витрину и думал, как хорошо, когда мама каждый день покупает ему конфеты. Перед ними стояла старушка и скрупулезно считала мелочь, перебирая ее на ладони. Когда подошла ее очередь, она сказала продавщице: «Доченька, у меня рубля не хватает на пшено, можно я занесу завтра?» «Много вас тут таких ходит, - огрызнулась та в ответ. – У кого рубля не хватает, у кого два, всё завтраками кормят, а у меня потом недостача». Женина мама молча протянула рубль, а Жене шепнула на ухо: «Жалко бабушку». Старушка сказала: «Спасибо, это ведь я не для себя пшено покупаю, а голубей подкармливаю, мерзнут они зимой сильно, сама-то уж я как-нибудь проживу». Когда Женя с мамой вышли из магазина, мальчик увидел, как бабушка высыпала весь пакет пшена на тротуар, а голуби тут как тут, да столько много их прилетело! Они совсем не боялись старушку: садились к ней на плечи, клевали пшено прямо из ладони, было сразу видно, как они ее ждали.

Когда Женя с мамой вернулись домой, то Женя первым делом, даже не успев раздеться, поставил стул к кухонному гарнитуру, открыл ящик и достал пакет с конфетами. Смерив его взглядом, громко сказал: «Как раз!» «Что как раз? Ты же не съешь столько конфет», – удивилась мама. «А это я не себе, это я для ребят в группе, как раз всем хватит, теперь я не жадный», - ответил мальчик.

-Являются ли действия Жени поступком? (является)

-Хороший или плохой поступок совершил Женя? (хороший)

- Приведите примеры хороших поступков.

Сообщение темы урока. Нравственный поступок

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)

-Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным.

-Что такое поступок?

Работа со словом «поступок»

Поступок – это намеренное действие человека, решительное, активное действие в сложных обстоятельствах, личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения.

(запись определения в тетради по выбору)

-А что же такое нравственный поступок?

(Ответы детей)

Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим, только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок.

-Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат.

Работа по учебнику стр.40

-Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике

(зачитывают по очереди)

-Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас.

- из каких произведений данные герои;

- в какие группы вы могли бы их объединить;

- кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;

- приведите пример из произведений литературы самостоятельно.

4.Физкультминутка

5.Закрепление

1)Задание 1

Обсуждение ситуации.

Поступок или проступок

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

Илья Репкин, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие. 
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «46», Ваня ошибся и написал «64». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.

Марья Петровна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...

Ответить на вопросы:

-Ваше отношение к поступку девочки. Поступок или проступок?

-Как можно исправить ситуацию?

2)Задание 2

Выберите слова, которые показывают наши возможные добрые поступки .

Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю

3)Задание 3

Закончить заповедь

-О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.

Помни такие заповеди:

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

-Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).

6. Самостоятельная работа

Написать, какими качествами должен обладать современный человек, считающий себя воспитанным?

7.Работа в микрогруппах

-Итак, ребята, сегодня мы говорим о нравственных поступках. Выполним задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника.

1 группа:

На листе, разделенном на две части должны писать черные поступки и белые, отражающие тёмную и светлую стороны жизни.

2 группа:

Закончи предложения:

1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ….

2) Человек совершает нравственный поступок, и когда…

3) Нравственным можно назвать человека, который …

3 группа.

Соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу

Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.

Заварила кашу,// расхлебывай.

Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.

Назвался груздем, // полезай в кузов .

Чем дальше в лес,// тем больше дров.

В ком добра нет, // в том и правды мало.

На добрый привет, //добрый ответ.

Самопрезентация групп о выполненных заданиях.

- А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.

Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость.

Домашнее задание:

Написать рассказ «Легко ли совершать нравственные поступки?“(средние учащиеся);

8. Рефлексия

Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я приобрел…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

Самооценка.

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью иллюстрации солнышка.


Использованная литература:

  1. https://portalpedagoga.ru/

  2. http://www.nachalka.com/

3. http://pedsovet.su/

4.//festival.1september.ru/

5. http://nsportal.ru/shkola/

6. Учебник «Основы светской этики» Просвещение-2012г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!