Урок 1, 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ____________
Тема урока «Техника безопасности и организация рабочего места.
Непозиционные и позиционные системы счисления».
Цель: повторить правила техники безопасности; Изучение основ робототехники, объяснение, что такое робот, рассмотрение разновидностей роботов и области их применения. Ознакомление с техническими достижениями человечества.
Цель:
1) Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;
2) Метапредметные: умение анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую систему;
3) Предметные: общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;
Задачи:
Образовательная: объяснить, что такое робот, рассмотреть разновидности роботов и области их применения.
Развивающая: развивать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Воспитательная: воспитывать стремление к творчеству, к поиску новых рациональных приемов труда, к внедрению теории в практику.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, сообщение темы и целей урока. Требования к уроку (общая тетрадь, тонкая тетрадь).
Изучение нового материала
Инструктаж по технике безопасности на уроке информатики. Общее положения, презентация. Тест (смотреть приложение)
Новая тема
Сегодня на уроке мы пройдем такую тему как «Общие сведения о системах счисления».
Кто-нибудь может предположить, что такое «Система счисления»?
Итак, Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.
Итак, системы счисления бывают позиционными и непозиционными.
В непозиционных системах счисления значение цифры не зависит от ее места в числе. Например, римская сс: I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000.
В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее места в числе. Например, арабская сс (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Ее так же называют десятичной системой счисления.
Основные достоинства любой позиционной системы счисления — простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов, необходимых для записи любых чисел.
Алфавит системы счисления – совокупность символов, используемых в данной системе счисления.
Основание системы счисления – количество цифр, используемых в данной системе счисления.
Разряд – номер позиции в числе. Нумеруются справа налево, начиная с нуля.
Вес разряда – число, равное основанию системы счисления в степени номера разряда.
В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:
Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» i-то разряда.
Сейчас научимся, переводит из одной системы счисления в десятичную систему счисления.
Нужно найти сумму произведений содержимого разряда на вес этого разряда в системе счисления с основанием n.
Примеры:
1) 1001112=
1*20+1*21+1*22+0*23+0*24+1*25=1+2+4+32 = 3910
2) 101101102 = (1·27)+(0·26)+(1·25)+(1·24)+(0·23)+(1·22)+(1·21)+(0·20) = 128+32+16+4+2 = 18210
Научимся переводить из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления.
Нужно последовательно делить данное число на n до получения числа, меньшего n. Затем записать остатки в обратном порядке. Это будет искомое число.
Примеры:
1) 5210 =
Ответ: 1101002
2) 4610=
Ответ: 1011102
3. Закрепление изученного
Для того чтобы закрепить полученные знания я прошу вас выполнить самостоятельную работу.
Смотри приложение
4. Итог урока
На этом уроке мы закрепили понятие «Общие сведения о системах счисления».
5. Домашнее задание - теория