СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит. Становление характера Васютки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Просмотр содержимого документа
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит. Становление характера Васютки»

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит
(становление характера Васютки)



Цели:

- умственное и нравственное развитие детей, развивает их мышление, самостоятельность, доброже­лательность, коммуникабельность, желание помочь другим.

- создать эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс и стимулирующий дальней­ший интерес к творчеству Астафьева.

- по­мочь разобраться в поведении героя, увидеть его личностные качества, которые составляют образец для подражания.


Оборудование: памятка для учащихся о правилах групповой работы, географические атласы, книги о Заполярье с иллюстрациями, проектор, презентация.


Технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповая работа, беседа, ИКТ-технологии.

Всякая таёжная дорога

начинается с затесей.

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»





Ход урока



слайд 1

Понравился ли вам рассказ?

Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?


  1. Коллективное составление плана рас­сказа.

Бригада Григория Афанасьевича Ша­дрина в низовьях Енисея.

Васютка отправил­ся в тайгу за шишками и заблудился.

Один в тайге четыре дня.

Спасение.

Васютка дома.


  1. Четыре дня пробыл в тайге тринадцати­летний мальчик один. Его блуждание по тай­ге, поиски выхода можно сравнить с пребы­ванием Робинзона Крузо на необитаемом острове в том плане, что, как и Робинзон Крузо, мальчик не был пассивным, он, в ме­ру своих возможностей, сопротивлялся об­стоятельствам, преодолевал подступавший страх. И вот именно это сопротивление, пре­одоление страха во многом способствовало его спасению.

Дети подробно исследуют че­тыре дня, проведенные Васюткой в тайге, составляя планы.

1-й день. Разговор с мамой перед ухо­дом в тайгу. Затеей. Кедровка. Погоня за глухарем. Заблудился.



слайд 2



1-я ночь. Развел костер. Испек в углях глухаря. Приготовил место для ночлега. Че­го ночью боялся, чего нет.



слайд 3


2-й день. Разговор с белкой. Стреляет в воздух. Осматривает тайгу с дерева. Завтра­кает. Решает, куда идти. Идти «за травой». Плачет от обиды. Готовится к ночевке. Обна­руживает в озере много рыбы.

2-я ночь. Лежа у костра, вспоминает мать, школу, учительницу. Долго не может заснуть. Заснул.


слайд 4


3-й день. Завтракает. Опять думает о рыбе в озере. Обследует озеро. Находит ве­чером убитую им же утку, которую унесло течением. Обнаруживает, что озеро проточ­ное. Замечает желтую полосу леса, примету о реке.

3-я ночь. Заснул тяжелым сном под пих­той.

слайд 5


4-й день. Ищет сухие дрова для костра. Тайга изменилась. Слышит гудок и бежит на гудок. Добирается до реки. Пароход «Серго Орджоникидзе» на Енисее не подобрал мальчика.

4-я ночь. Особенно длинная и тревожная.


слайд 6


5-й день. Утром улавливает на Енисее звуки бота. Бот показался на Енисее. Привлекает костром и криками внимание к себе. С бота спускают шлюпку. Спасает мальчика старшина рыбосборочного бота Коляда.

5-я ночь. Спит уже дома.


Составление подробных планов каждого дня и ночи, проведенных мальчиком в тайге, помогает детям внимательно, целенаправ­ленно перечитывать текст, выбирать из про­читанного главное, относящееся к действи­ям школьника в тайге, учит видеть в тексте детали, значительные для характеристики Васютки.

Вычислите число, месяц, когда за­блудился Васютка; число, месяц, когда он был спасен старшиной рыбосборочного бо­та Колядой.

(Чтобы это вычислить, достаточ­но только обратить внимание детей на де­таль: можно ли точно сказать, какого числа и месяца заблудился Васютка? Внимательно читавший рассказ ученик ответил не заду­мываясь — 23 августа. Фраза, подсказавшая ответ; «Васютка поел, полистал учебник, оборвал листок календаря, с радостью отме­тил, что до первого сентября осталось всего девять дней».)


  1. Проблемный вопрос: «Почему Васютка смог выжить в тай­ге?»

(Дети должны прийти к выводу, что герой спасся не только благодаря практическим умениям, решающую роль сыграло воспита­ние в семье, где его научили этим умениям.)


Класс делится на группы:

  1. «Психологи»

  2. «Аналитики»

  3. «Географы»

  4. «Топографы»

(Распределение происходило на предыдущем уроке, была дана целевая установка посозданию мотивации:внимательно перечитать текст, в зависимости от принадлежности к определённой группе обратить внимание на конкретные факты: особенности климата, какие виды растений, животных встреча­ются в рассказе, при каких обстоятельствах Васютка заблудился.

Парты расставлены таким образом, чтобы за ними могли работать четыре группы. Зона деятельности каждой группы обозначена табличками: «топографы», «психологи», «географы», «ана­литики». Прежде чем приступить к выполнению заданий, ребята познакомятсяс памятками, лежащими на партах:

«Взаимодействуй в группе с любым пар­тнёром или партнёрами.

Работай активно, серьёзно отнесясь к по­рученному заданию.

Вежливо и доброжелательно общайся с партнёрами.

Помни: ты отвечаешь не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей».

За активностью каждого члена группы следит организатор, назначенный учителем.

Далее каждая группа получает своё за­дание:

«Географы»должны найти на карте город Игарку, реку Енисей, предполагаемое место событий, рассказать о климатических усло­виях Заполярья, животном и растительном мире тундры, используя текст рассказа, ат­ласы и книги с иллюстрациями;


слайд 7


слайд 8


слайд 9

слайд 10


слайд 11


слайд 12


слайд 13


«топо­графы» на ватмане составляют схему марш­рута Васютки, обозначая все ночёвки;

слайд 14


«психологи» — описывают от имени Васютки его состояние, когда он заблудился и как он преодолел свой страх;

«аналитики» размыш­ляют над вопросом: «Какие умения и знания помогли Васютке выжить в тайге?»


слайд 15


Такая организация процесса работы над текстом, позволяет подвести учащихся к выделению личностных качеств героя: дали задание от его имени описать его чувства, мысли, переживания. Тем самым ученики рас­крывают внутренний мир литературного героя. Это обогатит их представление о герое, помо­жет правильно оценить его поступки и вызовет к нему то отношение, какое герой должен вы­зывать по замыслу автора.

Таким образом, прямо на уроке осущест­вляется непосредственно учебное исследова­ние текста. В группах распределяются роли: в 1 -й — один ученик работает с атласом, другой выписывает названия животных, третий — на­звания растений, четвёртый готовит сообще­ние о климате Заполярья. Во 2-й группе сначала на листочке каждый составляет свой вариант карты, а потом все сверяются, допол­няют друг друга и переносят на ватман, при этом у каждого ученика свой участок карты, который он должен заполнить. В 3-й и 4-й группах все работают сообща, исполняю­щий роль секретаря записывает совместно составляемый текст ответа.

Работа в группах проходит активно, так как содержит соревновательный момент. Время выполнения задания 15 — 20 минут.


Первыми отчитываются в своей работе «гео­графы»: выступление ребят сопровождается слайдами, выдержками из текста. В сво­ём ответе ученики демонстрируют знание текста, умение работать с дополнительным наглядным материалом.Во время сообщения показываются изображения животных, растений Заполярья. После их выступления представители других групп задают им вопросы: что такое озеро-тягун? Какая рыба называется белой?

(События происходят в Заполярье, мы нашли на карте город Игарку, Енисей. От него идут разветвления рек, наверное, сре­ди них есть речка, по которой Васютка вышел на Енисей. Енисей — очень большая река, по карте смотришь: не меньше нашей Лены. Действительно, на карте в верховьях Енисея много мелких синих точек, как писал Астафьев, среди них и находится озеро, найденное Васюткой. В Заполярье водятся песцы, глуха­ри, кедровки. В озёрах есть белая рыба).


Далее «топографы» демонстрируют свою карту-схему (или работают с изображением на слайде № 14, можно использовать магниты для указания ночевок Васютки). По ней ученики коротко расска­зывают о приключениях героя.


Группы «психологов» и «аналитиков» описываютот имени Васютки его состояние.

(Сегодня я отправился в лес, как всег­да, набить шишек для отца и его бригады.Мама дала с собой хлеб и спички. В лесу увидел кедровку и глухаря. Сердце моё за­мерло, потому что я никогда раньше не видел глухаря. Как назло, не взял с собой Дружка. Я шёпотом обругал себя и упал на четверень­ки, залаял, как собака. Потом вскочил и дро­жащими руками выстрелил. Птица сначала повалилась вниз, но не упала, а улетела вниз. "Ранил", — подумал я и побежал за глухарём. Я побежал за птицей и, когда наконец догнал, был очень счастлив, что поймал его, начал петь песни. Но потом я увидел, что потерял затеей, и мне стало очень страшно: даже вспотел. Тогда я стал громко разговаривать сам с собой, чтобы было не так страшно. По голой сосне узнал, где север и юг. Пытался вспомнить, на какой стороне у деревьев были зарубки, но не вспомнил, тогда мне стало ещё страшнее. Я решил идти на юг. Несколько раз мне показалось, что вижу зарубки, но это была какая-нибудь шершавая кора. Я всёшёл, шёл, куда глаза глядят. Сердце моё сильно билось: тук — тук — тук. Потом я услы­шал какое-то жужжание. Это оказалась муха в паутине. Я представил, что эта муха — я. Я по­нял, что я заблудился, и мне стало страшно. Услышал какой-то шорох, сильно испугался и побежал, спотыкаясь. Падал и всё равно бежал. Когда я упал в сырой мох, отчаяние охватило меня и я подумал: "Будь что будет". Но потом вспомнил, что говорили мой папа и дедушка: "Тайга хлипких не любит". Я вспом­нил всё, чему меня учили и что слышал от взрослых, и постепенно страх отступил)


«Аналитики» перечисляют причины, бла­годаря которым мальчик выжил в тайге: (Васютка знает приметы: например, кровя­нистое небо — к дождю или снегу, вызвез­дило — к холоду; знает, как определить по деревьям север и юг, какие растения растут у водоёма, что такое озеро-тягун, какие виды рыб водятся в реке и озере, названия уток, что маленькие реки ведут к большой реке, кактепло устроиться; умеет стрелять, разводить костёр, ощипать птицу, варить в золе костра, определять источник звука в тайге, эконо­мить продукты, держать себя в руках).


  1. Чтобы подвести итог, мы задаём вопрос: «Кто научил Васютку всему этому, откуда он всё знает?»

В обсуждение включаются все. Ребята должны прийти к выводу, что не только практические умения разводить костёр, стре­лять, готовить спасли Васютку, но и глубокое знание природы и любовь к ней, которые за­ложили в нём отец и дедушка.

Обсуждение результатов работы: что помогло в достижении цели, какие были трудности, понравился ли такой вид работы.

Выставление оценок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!