Тайга, наша кормилица, хлипких не любит
(становление характера Васютки)
Цели:
- умственное и нравственное развитие детей, развивает их мышление, самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим.
- создать эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс и стимулирующий дальнейший интерес к творчеству Астафьева.
- помочь разобраться в поведении героя, увидеть его личностные качества, которые составляют образец для подражания.
Оборудование: памятка для учащихся о правилах групповой работы, географические атласы, книги о Заполярье с иллюстрациями, проектор, презентация.
Технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповая работа, беседа, ИКТ-технологии.
Всякая таёжная дорога
начинается с затесей.
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»
Ход урока
слайд 1
Понравился ли вам рассказ?
Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?
Коллективное составление плана рассказа.
Бригада Григория Афанасьевича Шадрина в низовьях Енисея.
Васютка отправился в тайгу за шишками и заблудился.
Один в тайге четыре дня.
Спасение.
Васютка дома.
Четыре дня пробыл в тайге тринадцатилетний мальчик один. Его блуждание по тайге, поиски выхода можно сравнить с пребыванием Робинзона Крузо на необитаемом острове в том плане, что, как и Робинзон Крузо, мальчик не был пассивным, он, в меру своих возможностей, сопротивлялся обстоятельствам, преодолевал подступавший страх. И вот именно это сопротивление, преодоление страха во многом способствовало его спасению.
Дети подробно исследуют четыре дня, проведенные Васюткой в тайге, составляя планы.
1-й день. Разговор с мамой перед уходом в тайгу. Затеей. Кедровка. Погоня за глухарем. Заблудился.
слайд 2
1-я ночь. Развел костер. Испек в углях глухаря. Приготовил место для ночлега. Чего ночью боялся, чего нет.
слайд 3
2-й день. Разговор с белкой. Стреляет в воздух. Осматривает тайгу с дерева. Завтракает. Решает, куда идти. Идти «за травой». Плачет от обиды. Готовится к ночевке. Обнаруживает в озере много рыбы.
2-я ночь. Лежа у костра, вспоминает мать, школу, учительницу. Долго не может заснуть. Заснул.
слайд 4
3-й день. Завтракает. Опять думает о рыбе в озере. Обследует озеро. Находит вечером убитую им же утку, которую унесло течением. Обнаруживает, что озеро проточное. Замечает желтую полосу леса, примету о реке.
3-я ночь. Заснул тяжелым сном под пихтой.
слайд 5
4-й день. Ищет сухие дрова для костра. Тайга изменилась. Слышит гудок и бежит на гудок. Добирается до реки. Пароход «Серго Орджоникидзе» на Енисее не подобрал мальчика.
4-я ночь. Особенно длинная и тревожная.
слайд 6
5-й день. Утром улавливает на Енисее звуки бота. Бот показался на Енисее. Привлекает костром и криками внимание к себе. С бота спускают шлюпку. Спасает мальчика старшина рыбосборочного бота Коляда.
5-я ночь. Спит уже дома.
Составление подробных планов каждого дня и ночи, проведенных мальчиком в тайге, помогает детям внимательно, целенаправленно перечитывать текст, выбирать из прочитанного главное, относящееся к действиям школьника в тайге, учит видеть в тексте детали, значительные для характеристики Васютки.
Вычислите число, месяц, когда заблудился Васютка; число, месяц, когда он был спасен старшиной рыбосборочного бота Колядой.
(Чтобы это вычислить, достаточно только обратить внимание детей на деталь: можно ли точно сказать, какого числа и месяца заблудился Васютка? Внимательно читавший рассказ ученик ответил не задумываясь — 23 августа. Фраза, подсказавшая ответ; «Васютка поел, полистал учебник, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней».)
Проблемный вопрос: «Почему Васютка смог выжить в тайге?»
(Дети должны прийти к выводу, что герой спасся не только благодаря практическим умениям, решающую роль сыграло воспитание в семье, где его научили этим умениям.)
Класс делится на группы:
«Психологи»
«Аналитики»
«Географы»
«Топографы»
(Распределение происходило на предыдущем уроке, была дана целевая установка посозданию мотивации:внимательно перечитать текст, в зависимости от принадлежности к определённой группе обратить внимание на конкретные факты: особенности климата, какие виды растений, животных встречаются в рассказе, при каких обстоятельствах Васютка заблудился.
Парты расставлены таким образом, чтобы за ними могли работать четыре группы. Зона деятельности каждой группы обозначена табличками: «топографы», «психологи», «географы», «аналитики». Прежде чем приступить к выполнению заданий, ребята познакомятсяс памятками, лежащими на партах:
«Взаимодействуй в группе с любым партнёром или партнёрами.
Работай активно, серьёзно отнесясь к порученному заданию.
Вежливо и доброжелательно общайся с партнёрами.
Помни: ты отвечаешь не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей».
За активностью каждого члена группы следит организатор, назначенный учителем.
Далее каждая группа получает своё задание:
«Географы»должны найти на карте город Игарку, реку Енисей, предполагаемое место событий, рассказать о климатических условиях Заполярья, животном и растительном мире тундры, используя текст рассказа, атласы и книги с иллюстрациями;
слайд 7
слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
слайд 12
слайд 13
«топографы» на ватмане составляют схему маршрута Васютки, обозначая все ночёвки;
слайд 14
«психологи» — описывают от имени Васютки его состояние, когда он заблудился и как он преодолел свой страх;
«аналитики» размышляют над вопросом: «Какие умения и знания помогли Васютке выжить в тайге?»
слайд 15
Такая организация процесса работы над текстом, позволяет подвести учащихся к выделению личностных качеств героя: дали задание от его имени описать его чувства, мысли, переживания. Тем самым ученики раскрывают внутренний мир литературного героя. Это обогатит их представление о герое, поможет правильно оценить его поступки и вызовет к нему то отношение, какое герой должен вызывать по замыслу автора.
Таким образом, прямо на уроке осуществляется непосредственно учебное исследование текста. В группах распределяются роли: в 1 -й — один ученик работает с атласом, другой выписывает названия животных, третий — названия растений, четвёртый готовит сообщение о климате Заполярья. Во 2-й группе сначала на листочке каждый составляет свой вариант карты, а потом все сверяются, дополняют друг друга и переносят на ватман, при этом у каждого ученика свой участок карты, который он должен заполнить. В 3-й и 4-й группах все работают сообща, исполняющий роль секретаря записывает совместно составляемый текст ответа.
Работа в группах проходит активно, так как содержит соревновательный момент. Время выполнения задания 15 — 20 минут.
Первыми отчитываются в своей работе «географы»: выступление ребят сопровождается слайдами, выдержками из текста. В своём ответе ученики демонстрируют знание текста, умение работать с дополнительным наглядным материалом.Во время сообщения показываются изображения животных, растений Заполярья. После их выступления представители других групп задают им вопросы: что такое озеро-тягун? Какая рыба называется белой?
(События происходят в Заполярье, мы нашли на карте город Игарку, Енисей. От него идут разветвления рек, наверное, среди них есть речка, по которой Васютка вышел на Енисей. Енисей — очень большая река, по карте смотришь: не меньше нашей Лены. Действительно, на карте в верховьях Енисея много мелких синих точек, как писал Астафьев, среди них и находится озеро, найденное Васюткой. В Заполярье водятся песцы, глухари, кедровки. В озёрах есть белая рыба).
Далее «топографы» демонстрируют свою карту-схему (или работают с изображением на слайде № 14, можно использовать магниты для указания ночевок Васютки). По ней ученики коротко рассказывают о приключениях героя.
Группы «психологов» и «аналитиков» описываютот имени Васютки его состояние.
(Сегодня я отправился в лес, как всегда, набить шишек для отца и его бригады.Мама дала с собой хлеб и спички. В лесу увидел кедровку и глухаря. Сердце моё замерло, потому что я никогда раньше не видел глухаря. Как назло, не взял с собой Дружка. Я шёпотом обругал себя и упал на четвереньки, залаял, как собака. Потом вскочил и дрожащими руками выстрелил. Птица сначала повалилась вниз, но не упала, а улетела вниз. "Ранил", — подумал я и побежал за глухарём. Я побежал за птицей и, когда наконец догнал, был очень счастлив, что поймал его, начал петь песни. Но потом я увидел, что потерял затеей, и мне стало очень страшно: даже вспотел. Тогда я стал громко разговаривать сам с собой, чтобы было не так страшно. По голой сосне узнал, где север и юг. Пытался вспомнить, на какой стороне у деревьев были зарубки, но не вспомнил, тогда мне стало ещё страшнее. Я решил идти на юг. Несколько раз мне показалось, что вижу зарубки, но это была какая-нибудь шершавая кора. Я всёшёл, шёл, куда глаза глядят. Сердце моё сильно билось: тук — тук — тук. Потом я услышал какое-то жужжание. Это оказалась муха в паутине. Я представил, что эта муха — я. Я понял, что я заблудился, и мне стало страшно. Услышал какой-то шорох, сильно испугался и побежал, спотыкаясь. Падал и всё равно бежал. Когда я упал в сырой мох, отчаяние охватило меня и я подумал: "Будь что будет". Но потом вспомнил, что говорили мой папа и дедушка: "Тайга хлипких не любит". Я вспомнил всё, чему меня учили и что слышал от взрослых, и постепенно страх отступил)
«Аналитики» перечисляют причины, благодаря которым мальчик выжил в тайге: (Васютка знает приметы: например, кровянистое небо — к дождю или снегу, вызвездило — к холоду; знает, как определить по деревьям север и юг, какие растения растут у водоёма, что такое озеро-тягун, какие виды рыб водятся в реке и озере, названия уток, что маленькие реки ведут к большой реке, кактепло устроиться; умеет стрелять, разводить костёр, ощипать птицу, варить в золе костра, определять источник звука в тайге, экономить продукты, держать себя в руках).
Чтобы подвести итог, мы задаём вопрос: «Кто научил Васютку всему этому, откуда он всё знает?»
В обсуждение включаются все. Ребята должны прийти к выводу, что не только практические умения разводить костёр, стрелять, готовить спасли Васютку, но и глубокое знание природы и любовь к ней, которые заложили в нём отец и дедушка.
Обсуждение результатов работы: что помогло в достижении цели, какие были трудности, понравился ли такой вид работы.
Выставление оценок.