Урок № 44. Тема: Таблица умножения.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
ЦЕЛЬ:
Предметные: учить применять знания и способы выполнения действий в изменённых условиях; на основе имеющихся знаний, показать, как можно сократить таблицу умножения до минимального количества случаев.
Метапредметные:
Регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (задание под красной чертой);
Познавательные – проводить различные способы выполнения заданий, делать выводы, осуществлять поиск оптимального решения задания.
Коммуникативные – продолжать развивать умение вести диалог с учителем, работать в паре со сверстником; слушать ответы одноклассников, давать им оценку;
Личностные: развивать положительное отношение к изучению математики, формировать понимание роли математических знаний и действий в жизни людей.
Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Вы готовы начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы получить новые знанья,
Понадобятся терпенье и старание!
Актуализация знаний.
Устный счёт:
Давайте, ребята, скорей за работу.
Считайте, решайте, не сбейтесь со счету.
1)Считайте от 2 до 20 через одно число. Какие числа названы: четные или нечетные?
Считайте от 1 до 19 через один. Какие назвали сейчас числа?
Называйте числа от 3 до 30 через два числа. Называйте числа от 4 до 40 через три числа.
- Где встречаются эти числа в таком порядке?
2) Данные числа: 4, 3,1,2,5,7,6,9 – увеличьте в два раза.
Данные числа: 10,12,4,8,6,14,18, - уменьшите в два раза.
3) Какие числа подойдут: (записать в тетради, 4 человека у доски)
∙ = 16 ∙ = 24 ∙ = 36 : = 5
- Что нужно знать, чтобы правильно выполнять такие задания?
Самоопределение к деятельности.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире –
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре!
Таблицу каждый должен знать
Обязательно на «5»!
- Знаете ли вы таблицу на «пятерку»? Много ли в ней примеров? Как обычно вы учите таблицу?
3. Целеполагание:
- Как выучить таблицу, если в ней так много примеров?
- Сократим таблицу, оставив в ней только самые главные случаи умножения.
- Как сделать таблицу намного короче? Есть ли в ней примеры, без которых можно обойтись?
4. Работа с таблицей. (Все ученики получают полную таблицу умножения от 2 до 9
- Какие же примеры из таблицы можно убрать? Вспоминаем переместительное свойство умножения. На его основе вычеркиваем примеры с одинаковыми множителями.
Читаем по сокращенной таблице примеры, называя для каждого еще три, связанные с ним:
6 ∙ 2 =12, 2 ∙ 6 = 12, 12 :2 = 6, 12 : 6 = 2 и т.д.
Рефлексия: Мы составили таблицу. Кто не понял, как ей можно пользоваться? Кто может помочь товарищу?
Учебник стр.68 № 1 – выполняем устно по цепочке.
5. Применение составленной таблицы:
Решение примеров на деление с помощью таблицы умножения. (Слабые ученики выходят к доске и работают по алгоритму)
72 : 9 63 : 7 56 : 8 42 : 7
54 : 6 49 : 7 64 : 8 35 : 7
*** ЗПР Карточка
2*5 10:5
3*4 12:3
5*6 30:6
3 учащихся.- карточки.
Цепочки
8х3, :4, х7 , -32, х5 50
42:6, х8, +7, :9, х7 49
63:9, х6, +3, :9, х4 20
35:7, х8, -22, :9, х7 14
6. Работа с текстовой задачей (проводится при наличии времени на уроке)
- А знаете ли вы когда возникли числа? Знания о числах накапливались в течение многих веков. Сначала названия получили только числа 1 и 2. Число 1 ассоциировалось с Солнцем. Что такое солнце? (Ближайшая к нам звезда)
Число 2 связывалось с предметами, встречающимися попарно: руки, ноги, крылья. После 1 и 2 шло «много». Позднее вместо этого слова пришло число три. Оно символизировало мать, отца и ребёнка.
В русских сказках число три встречается особенно часто (три медведя, три брата, Чудо-Юдо трёхголовое, тридевятое царство).
А что значит «тридевятое царство»? (три раза по девять)
- Я приготовила для вас сказочные задачи.
Устно.
Соловей-Разбойник повалил своим свистом 36 деревьев и разложил их в кучи по 9 деревьев. Сколько получилось куч?
Царь-девица дала своим женихам в первый день 6 заданий, а во второй день – в 8 раз больше. Сколько заданий получили женихи во второй день?
У Бабы-Яги 9 мётел и 3 ступы. Во сколько раз мётел у Бабы-Яги больше, чем ступ?
На зиму Вини-Пух заготовил 9 горшочков мёда по 2кг в каждом. Сколько всего мёда заготовил Вини-Пух?
В тетрадях стр. 68 №2
Задача 7.с.67.
На чертеже обозначено: К – отрезок, обозначающий собранные Колей грибы; Д – отрезок, равный двум отрезкам К, это грибы, собранные Димой (т.к. Дима собрал в 2 раза больше Коли); С – это грибы, собранные Сашей.; Коля собрал в 3 раза меньше Коли, значит отрезок С будет в 3 раза больше отрезка К.
Весь отрезок равен сумме отрезков Д, К и С, это и есть все 30 грибов. Вся длина отрезка состоит из 6 частей.
1) 30 : 6 = 5 (грибов) – собрал Коля;
2) 5 * 2 = 10 (грибов) – собрал Дима;
3) 5 * 3 = 15 (грибов) – собрал Саша.
Ответ. 5 грибов, 10 грибов, 15 грибов.
7. Самоконтроль и самооценка:
- Удалось ли нам сократить таблицу умножения? - Научились вы пользоваться сокращенной таблицей сложения?
8. Итог урока:
- Кто доволен своей работой?
Что сегодня на уроке было для вас трудным? Выберите понравившуюся фразу и закончите предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я научился …
Я смог …
Я попробую …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Я почувствовал, что...
9.Д/з ***ЗПР с.68 № 4,с.68 № 3,?