СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как быстро выучить и запомнить таблицу умножения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используйте игры

Чтобы ребёнок смог выучить таблицу умножения, его необходимо стимулировать. Можно, конечно сказать “Выучишь – что-то получишь”. А можно помочь ему, ведь запоминание во время игрового процесса проходит лучше. Вот одна из самых распространённых игр: сделайте карточки с вопросами из таблицы умножения, например “6х7=?”. Также необходимо создать карточки с ответами. Выберите из всех карточек лишь те, в которых умножение происходит на 3 числа (то есть весь числовой ряд умножается на три числа, должно получиться 30 карточек). Разложите карточки с ответами перед ребёнком. Он должен вытащить из столбика с вопросами верхнюю и сопоставить с ответами, что перед ним. Если он делает это правильно, то парные карточки откладываются в сторону, если нет, то карточка с вопросом убирается под низ колоды. Таким образом, повторив несколько раз неправильный пример, ребёнок сможет запомнить правильный ответ. Если он справится, поощрите его каким-либо презентом.

Тренируйтесь ежедневно

Тренировки лучше начать ещё до изучения таблицы. Просто невзначай спрашивайте у ребёнка о том, например, сколько нужно дать конфет ему и его другу, чтобы у них получилось по 3. Задавайте любые вопросы, которые могли бы развить его знания или могли бы помочь в их приобретении. Творческий подход – путь к успеху, ребёнок должен пройти таблицу умножения на практике.

Упростите ребёнку задачу

У многих детей проявляется предрасположенность к литературе, но полное отторжение математики. В таком случае ему будет проще запомнить таблицу умножения в стихотворной форме. При счёте у него будут возникать ассоциации с этим стихом, и он сможет правильно производить вычисления.

Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2=, потом переходить на таблицу 8х2=…, потом на 7х2=…, потом 6х2=… и т.д. Во-первых, когда ребенок "спустится" до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется, во-вторых, если начинать с таблицы умножения традиционно снизу вверх по мере усложнения, то очень часто детки так и не выучивают качественно умножение на 6, на 7, на 8, на 9.

Учить таблицу нужно не только как стишок (причем снизу вверх и сверху вниз в каждом столбике), т.е. подряд, но и обязательно вразброс: х9, х2, х6, х8...

Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множители, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =? Во-первых, таким образом, ребенок автоматически учит уже примеры из последующих столбиков, а во-вторых, ребёнок на практике осознает математическое правило, что от перестановки умножаемых цифр, результат не изменится.

Не переходите к следующему столбику, пока предыдущий не будет у ребёнка "отскакивать от зубов" (и как стишок туда-обратно, и в разброс, и с перестановкой местами умножаемых цифр).

А еще существуют приемы умножения, основанные на логике. Поговорим о них подробнее.

Умножение на 1

На 1 умножать легко, и запоминать не нужно. При умножении числа на 1 получается то же самое число.

Умножение на 10

Чтобы умножить число на 10, просто дописать к нему нуль. Это тоже просто. Остается запомнить 36 примеров.

Умножение на 2

Умножать на два легко. Для этого достаточно сложить число с самим собой. Повторите состав числа 10, чтобы легко переходить через десяток.

Умножение на 4

Для умножения на четыре необходимо прибавить к числу само число, а затем удвоить результат.

Умножение на 5

Умножаем на число 5. Для этого можно умножить число на десять и поделить пополам.

Есть и второй способ. Если число четное, то делим его на 2 и к его половине дописываем 0. Если нечетное, то к половине предыдущего числа приписываем 5. Например, решим 7 * 5. 7 - нечетное число, значит, берем половину предыдущего числа. Это 6, а половина - 3. К ней приписываем 5 и получаем 35. Значит, 7 * 5= 35. 

С более сложными примерами это будет выглядеть следующим образом. Возьмите любое число, разделите на 2 (другими словами, поделите пополам). Если в результате получилось целое число, припишите 0 в конце. Если нет, не обращайте внимание на запятую и в конце добавьте 5. Это срабатывает всегда: 2682*5 = (2682 / 2) & 5 или 0 2682 : 2 = 1341 (целое число, поэтому добавьте 0) 13410

Давайте попробуем другой пример: 5887*5 2943,5 дробное число (пропустите запятую, добавьте 5) 29435

Умножение на 6

При умножении шестёрки на четное число первая цифра в ответе равна половине второго множителя, а последняя цифра совпадает со значением второго множителя. Последняя цифра в ответе всегда совпадает со вторым множителем и хорошо рифмуется.

Возьмём пример 6*4. Половина второго множителя — это 2, сам второй множитель — 4. Получилось 24. 6*2 = 12 6*4 = 24 6*6 = 36 6*8 = 48

При умножении на нечетное число умножаем на предыдущее четное и прибавляем 6. 6*3 = 6*2 + 6 = 12+6 = 18

Умножение на 9

Есть простой способ умножения числа 9. Даже не один. Самый простой базируется на знании состава числа 10. Чтобы узнать ответ умножения на 9, сначала умножим число на 10 (то есть добавим нолик), а затем вычтем это число. 6*9 = 6*10 - 6 = 60 - 6=54

С помощью пальцев. Положим свои руки на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10. Чтобы выполнить действие умножения, допустим 9*7= ?, загибаем седьмой слева пальчик. Ответ готов: оставшиеся не загнутыми пальчики слева образуют количество десятков в ответе, а не загнутые справа — количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 63

Второй способ. Рассмотрите таблицу умножения числа 9. Какую закономерность можно увидеть? Сумма чисел во всех произведениях равна 9! А теперь давайте разберемся, как узнать само произведение. Из второго множителя вычитаем 1 и получаем количество десятков в ответе. Чтобы узнать количество единиц, надо из 9 вычесть количество десятков. Попробуйте несколько раз, покажите эти способы ребенку, чтобы он мог ими пользоваться.

Сложные случаи таблицы умножения

Сложнее всего запоминается таблица умножения на 7 и 8, но если она будет всегда на виду в виде красочной картинки, процесс запоминания будет гораздо более простым.

Все эти способы хороши на первых этапах изучения таблицы умножения, а затем надо автоматизировать эти знания, чтобы ребенок мог легко и быстро вспомнить ответ в любое время. А автоматизировать их помогут тренажеры - карточки с примерами или онлайн тренажер на умножение >>


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!