СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличное решение логических задач, 6 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка некоторых материалов (презентации, конспекты) к курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика".

Просмотр содержимого документа
«Табличное решение логических задач, 6 класс»

Тема «Табличное решение логических задач»

Задача 1:

Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя. Москвич сидел между Томичем и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске, Томич с Толей регулярно переписываются.

Определить в каком городе живет каждый из ребят?

Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «мальчик» и «город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить пары) между объектами этих классов. Наличие свойства у пары объектов «мальчик живет в городе» будем обозначать «+», а его отсутствие — «-».

Отметим в таблице свойства пар, следующие из условия задачи (Слайд 17):


Мальчики

Город

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

-

-


-

-

Толя


-


-

-

Алеша


-


-


Коля


-




Витя

-




-


Далее необходимо проследить, чтобы в каждой строке и графе был
только один «+».

Мальчики

Город

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

-

-

+

-

-

Толя

+

-

-

-

-

Алеша

-

-

-

-

+

Коля

-

-

-

+

-

Витя

-

+

-

-

-










Задача 2:

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

1. Смит самый высокий;

2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами? (Слайд 36).


Решение.

Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами «-» и «+» в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.

Так как музыкантов трoе, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.

Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна — альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов "альт" и "кларнет" заполним нулями:


скрипка

флейта

альт

кларнет

гобой

труба

Браун

-

-

+

+

-

-

Смит

 

 

-

-

 

-

Вессон

 

 

-

-

 

  

  

  Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон.

(Слайд 37)

Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить «-»:



скрипка

флейта

альт

кларнет

гобой

труба

Браун

-

-

+

+

-

-

Смит

-

  

-

-

  

-

Вессон

+

-

-

-

-

+


Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит.



скрипка

флейта

альт

кларнет

гобой

труба

Браун

-

-

+

+

-

-

Смит

-

+

-

-

+

-

Вессон

+

-

-

-

-

+


Ответ: Браун играет на альте и кларнете,

Смит — на флейте и гобое,

Вессон — на скрипке и трубе.


Задача 3:

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

(Слайд 40).

Решение:

Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).

Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.


Имя

Юра



Профессия


врач


Увлечение


туризм


  

Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:


Имя

Юра

Тимур

Влад

Профессия

физик

врач

юрист

Увлечение

бег

туризм

регби


Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!