СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства тканей из химических волокон

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Свойства тканей из химических волокон»

План-конспект урока по технологии

Тема: Свойства тканей из химических волокон

Класс:7

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов

  1. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

Образовательные:

  • дать представление о видах химических волокон, познакомить со способами их получения, свойствами и применении в окружающей жизни;

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации волокон ;

  • научить определять вид волокна по внешним признакам, на ощупь и по характеру горения

Развивающие:

  • развитие логического мышления

Воспитательные:

  • Способствовать формированию эстетического вкуса и практичности

  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету

  • Способствовать развитию доброжелательных отношений в коллективе

II.Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база: кабинет технологии, ПК, проектор

Дидактическое обеспечение:

Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, плакат «Классификация волокон», наглядное пособие «Текстильные волокна», презентация «Химические волокна», образцы тканей из разных волокон, лупы, спички, инструкционные карты, игла, блюдце с водой.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, творчески-репродуктивный.

Технико - технические сведения: химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, свойства химических волокон, определение волокнистого состава ткани, уход за текстильными изделиями из химических волокон.











Структура занятия

1. Организационный момент (2-3 мин).

2. Проверка выполнения домашнего задания. (5-7 мин).

3. Актуализация знаний учащихся (3-5 мин).

4. Изучение нового материала – блок №1 (10 мин).

5. Физкультминутка (3 мин).

6. Практическая работа №1 (10-15 мин).

7. Практическая работа №2 (15-18 мин).

8. Физкультминутка (3 мин)

9. Закрепление изученного материала (8-12 мин)

10. Анализ и оценка урока (5 мин).

11. Выдача домашнего задания (2-3 мин).

12. Уборка рабочих мест (2-3 мин).

Актуализация знаний учащихся

Вы любите красиво одеваться?

Как вы считаете, с чего начинается создание одежды?

Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани?

Ответы учащихся:

Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.

Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.

Очень важно, из какой ткани изготовлено изделие.

Сообщение темы и целей урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Свойства тканей из химических волокон”

Зачем вам все это нужно знать?

Чтобы научиться разбираться в тканях, необходимо знать их свойства, тогда вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами и будете всегда самыми модными, красивыми и практичными.

В 5-м и 6-м классе вы познакомились с тканями растительного и животного происхождения.

Давайте вспомним, что это за ткани.

Для каких тканей являются сырьем эти растения?

Название волокна, которое производит гусеница тутового шелкопряда? Блиц - опрос.

1.Закончите предложения:

  • Хлопок и лен относятся к волокнам (растительного происхождения)

  • К волокнам животного происхождения относятся (шерсть и шелк)

2. Составьте последовательную цепочку изготовления ткани:

Растение – волокно – пряжа – ткань

3. Вставьте пропущенные слова.

Самое тонкое волокно (шелк)

Самое гладкое волокно (лен)

Самое короткое волокно (хлопок)

Самое пушистое волокно (шерсть)

4. Значительной гигроскопичностью обладают (все ткани из натуральных волокон)

5. Большой пылеемкостью обладают (шерстяные ткани)

6. Лучше других драпируются (шелковые ткани)

С помощью интерактивного теста подводим черту по закреплению ранее изученного материала . В заключении показываю таблицу “Классификация натуральных волокон”

Натуральные волокна – это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство трудоемкий и дорогостоящий процесс.



Изучение нового материала

А сейчас мы переходим к изучению новой темы.

Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон). Ткани из химических волокон производятся менее трудоемко и более дешево.

Экономическая выгода применения химических волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Например, для получения одинакового количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного штапельного волокна, и почти в 50 раз больше, чем для получения натурального шелка.

Когда же появились ткани из химических волокон?

Историческая справка

Оказывается, еще в УII веке англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна.

Промышленным путем его получили только в конце XIX века.

В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в Мытищах, и в 1913 году он дал первую продукцию.

Химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Посмотрите на таблицу:

Характеристика тканей из химических волокон.

Ткани из химических волокон всегда имеют красивый внешний вид и высокую прочность, они устойчивы к действию света и не поражаются молью и микроорганизмами, а еще они отлично удерживают тепло.

Что же является сырьем для производства синтетических и искусственных тканей?

Физкультминутка

Дежурная ученица проводит со всеми комплекс упражнений общего воздействия для разных групп мышц.(приложение2 )

Работа с учебником:

Предлагаю девочкам выписать из учебника положительные и отрицательные свойства тканей из химических волокон.

Работа учащихся:

Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк

Положительные свойства

Отрицательные свойства

Имеют красивый внешний вид

Подвержены электризации

Хорошо драпируются

Не пропускают воздух

Мало сминаются

Во влажном состоянии теряют прочность

Прочные




Синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон

Положительные свойства

Отрицательные свойства

Самые прочные

Пониженная гигроскопичность

Высокая упругость

Низкая воздухопроницаемость

Хорошие теплозащитные свойства

Высокая электризуемость

Стойкость к действию химических веществ и

микроорганизмов




Подведение итогов

Итак, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке и подведем итог.

Вывод: умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия.

А на следующем уроке во время лабораторной работы вы на практике убедитесь, какие свойства у тканей из химических волокон и как правильно ухаживать за изделиями из таких тканей.

Лабораторная работа “Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств”

Мы с вами изучили свойства тканей из химических волокон, а сейчас на практике попробуем выяснить: как можно определить эти свойства, так как умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойству отвечающую тем или иным требованиям.

Дежурные раздают все необходимое для лабораторной работы (образцы тканей, иглу, ножницы, блюдце с водой, тигели для поджигания нитей..

Вводный инструктаж.

Предлагаю девочкам ознакомиться с заданием лабораторной работы Во время лабораторной работы ученицы должны определить природу сырья и разложить ткань по группам, заполнить таблицу. Для определения сырья ученицы пользуются органолептическим методом распознавания волокон.

Повторяю с ученицами правила техники безопасности.

Инструктаж по технике безопасности:

  • булавки после работы вкалывать в игольницы в рабочих коробках;

  • лезвия ножниц должны быть закрыты, повернуты от себя;

  • отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом. Не давать догорать полностью;

  • тушить в ванночке с водой.


Текущий инструктаж. Учитель совершает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы, выявляет типичные ошибки, предлагает способы их устранения, следит за соблюдением правил техники безопасности.

Заключительный инструктаж. Подведение итогов практической работы. Показ лучших работ.

Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.

Физкультминутка

Дежурная ученица проводит со всеми комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.(приложение 4 )



Закрепление изученного материала.

Как определить: из какого волокна изготовлена ткань?

Итак, вы купили классную блузку и вам необходимо сразу определить, из какого волокна сделана ткань.

Выдерните из запасного лоскутка, который прикреплен в шве, одну нить и попробуйте поджечь ее спичкой.

Ткань растительного происхождения (хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.

Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо, распространяя запах жженой кости; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.

Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.

Проделывая эти несложные опыты, учитывайте, что ткани часто изготавливают из смешанных волокон.

Как ухаживать за тканями?

Способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Ткани из химических волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают, вручную или в стиральной машине, используя функцию “щадящий режим” при температуре 30-40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани можно чуть теплым утюгом. Существуют

международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.

Чтобы закрепить новую тему выполните задания: Выдаю каждой ученице тест и задание заполнить классификацию волокон.

Учащиеся выполняют задания, затем передают тетрадь соседу по парте для проверки. Упражнение- взаимоконтроль.

Анализ и оценка урока

  • Заключительное слово учителя.

Учитель подводит итог урока, делает необходимые замечания, оценивает работу учащихся.

Вывод (Слайд 25): в нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки, а уж теплая искусственная шубка, на которую нет необходимости убивать животных, просто необходима любой, уважающей себя, девушке. Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.

  • Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство.

  • Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.

Выдача домашнего задания

Повторить материал по учебнику (§ 12,13), ответить на вопрос 4, стр. 51 учебника

  • Уборка рабочих мест

















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!