Урок №
Дата
Класс: 6-В
Тема: Свойства шерстяных и шёлковых тканей.
Практическая работа №8 «Определение волокнистого состава шерстяных и шелковых тканей»
Цели урока: Ознакомить учащихся с производством тканей на основе натуральных волокон животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей, ткацкими переплетениями, профессиями ткача и прядильщика. Научить определять изнаночную и лицевую стороны ткани, распознавать ткани по свойствам и переплетениям нитей основы и утка
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка,
- изучить свойства шерстяных и шелковых тканей,
- научить различать шерстяные и шелковые ткани.
Воспитательные – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.
Развивающие – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.
УУД
Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоение уровня знаний.
Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения их
производство; свойства шерсти и шелка;
Уметь: различать волокна животного происхождения по составу; сравнивать
натуральные волокна шерсти и шёлка, распознавать натуральные ткани
животного и растительного происхождения.
Личностные:
оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;
планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение
до других; готовность к сотрудничеству.
Метапредметные:
определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно - трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной деятельности на уроке.
Основные понятия: руно, шерсть, шелк, прочность, гигроскопичность, сминаемость, теплозащитность, воздухопроницаемость, драпируемость, пылеёмкость, усадка.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы тканей, образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд».
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Тип урока: комбинированный - открытие нового знания.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Учитель Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?
- Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.
Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?
- Лен и хлопок – это натуральные волокна.
Учитель Какого происхождения эти волокна?
- Эти волокна растительного происхождения.
Учитель Знаете ли вы ещё какие-либо виды волокон? Волокно какого происхождения можно получить от овцы?
- От овцы можно получить волокна животного происхождения.
Учитель А как мы сможем сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Натуральные волокна животного происхождения.
Учитель как вы думаете, что мы сегодня сможем узнать о тканях животного происхождения? Какие цели сегодня поставим для себя?
- познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, какие свойства у волокон животного происхождения, научиться различать ткани из шерстяных и шелковых волокон.
Учитель Запишите в тетрадь тему урока: «Свойства шерстяных и шелковых тканей. «Определение волокнистого состава шерстяных и шелковых тканей».
Записывают в тетрадь: число, тему.
Учитель Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения со свойствами шерстяных и шелковых тканей. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определённую ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
3. Открытие нового знания.
Учитель Скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?
- Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые - пух. Это виды шерстяных волокон. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.
Учитель А какие животные дают нам шерсть?
- овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама.
Учитель А какое из этих животных дает основную массу шерсти?
- Овцы.
Учитель Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 - 97%.
Обработка шерсти
Учитель ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ
Длина – 2 – 45 см
Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.
Цвет – белый, серый, рыжий, черный.
Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.
Упругие, ткани малосминаемы.
Недостатки: пылеемкость, усадка.
После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.
Стирают вручную при t 30° С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150°-200° С через проутюжильник.
Учитель Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.
Учитель. Теперь поговорим о шёлке. Натуральный шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только тутового дерева и отсюда ее название. Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии яичко, гусеница, куколка, бабочка.
Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина, которой 600-900 метров. И т. к. шелковые нити очень тонки, как паутинка, нити нескольких коконов соединяют одновременно в одну нить и получают шелк-сырец. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.
ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ
Длина – 600-900м
Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.
Цвет – белый, кремоватый.
Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.
Упругие, поэтому ткани малосминаемы.
Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.
Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.
Стирают вручную при t 30°-40° С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150°-160° С с изнаночной стороны.
Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду.
Физкультминутка с использованием дыхательной гимнастики
Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом.
Дыхание – главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.
Раз - согнуться-разогнуться,
Два - нагнуться, подтянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим
5. Практическая работа под руководством учителя:
Задание №1.
«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»
Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, учебник, тетрадь.
Ход работы
Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка.
Сравните волокна по внешнему виду.
Сравните волокна на ощупь.
Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).
По полученным данным и таблице определите вид ткани и впишите в форму отчёта.
Задание №2.
«Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей»
Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки, инструкция «Правила работы с иглами и булавками.
Ход работы
Определите сминаемость шерстяной и натуральной шелковой ткани.
Определите драпируемость шерстяной и натуральной шелковой ткани.
Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении.
Определите осыпаемость натуральной шелковой и шерстяной тканей.
Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.
6. Подведение итогов. Выставление отметок.
- Зачем людям потребовались новые виды волокон?
- О каких новых волокнах вы узнали на уроке?
- Что служит сырьем для производства шерстяных тканей?
- Что служит сырьем для производства шелковых тканей?
- Назовите основные этапы процесса производства шерстяных и шелковых тканей?
7. Рефлексия
- Наше путешествие подошло к концу.
- Что нового и интересного узнали на уроке?
8. Информация о домашнем задании
Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей, принести клей, ножницы.