СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства шерстяных и шёлковых тканей.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с производством тканей на основе натуральных волокон животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей, ткацкими переплетениями, профессиями ткача и прядильщика. Научить определять изнаночную и лицевую стороны ткани, распознавать ткани по свойствам и переплетениям нитей основы и утка.

Просмотр содержимого документа
«Свойства шерстяных и шёлковых тканей.»

Урок №

Дата

Класс: 6-В

Тема: Свойства шерстяных и шёлковых тканей.

Практическая работа №8 «Определение волокнистого состава шерстяных и шелковых тканей»

Цели урока: Ознакомить учащихся с производством тканей на основе натуральных волокон животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей, ткацкими переплетениями, профессиями ткача и прядильщика. Научить определять изнаночную и лицевую стороны ткани, распознавать ткани по свойствам и переплетениям нитей основы и утка

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка,

- изучить свойства шерстяных и шелковых тканей,

- научить различать шерстяные и шелковые ткани.

Воспитательные – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.

Развивающие – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.

УУД

Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоение уровня знаний.

Личностные: владение основами  самоконтроля и самооценки; создание условий для обеспечения успешной  деятельности на уроке, эмоционального комфорта.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения их

производство; свойства шерсти и шелка;

Уметь: различать волокна животного происхождения по составу; сравнивать

натуральные волокна шерсти и шёлка, распознавать натуральные ткани

животного и растительного происхождения.

Личностные:

  оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;

планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение

до других; готовность к сотрудничеству.

Метапредметные:

определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно - трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной    деятельности на уроке.

Основные понятия: руно, шерсть, шелк, прочность, гигроскопичность,  сминаемость, теплозащитность, воздухопроницаемость, драпируемость, пылеёмкость, усадка.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы тканей, образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд».

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Тип урока: комбинированный - открытие нового знания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Учитель Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?

- Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?

- Лен и хлопок – это натуральные волокна.

Учитель Какого происхождения эти волокна?

- Эти волокна растительного происхождения.

Учитель Знаете ли вы ещё какие-либо виды волокон? Волокно какого происхождения можно получить от овцы?

- От овцы можно получить волокна животного происхождения.

Учитель А как мы сможем сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Натуральные волокна животного происхождения.

Учитель как вы думаете, что мы сегодня сможем узнать о тканях животного происхождения? Какие цели сегодня поставим для себя?

- познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, какие свойства у волокон животного происхождения, научиться различать ткани из шерстяных и шелковых волокон.

Учитель Запишите в тетрадь тему урока: «Свойства шерстяных и шелковых тканей. «Определение волокнистого состава шерстяных и шелковых тканей».

Записывают в тетрадь: число, тему.

Учитель Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения со свойствами шерстяных и шелковых тканей. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определённую ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.


3. Открытие нового знания.

Учитель Скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?

- Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые - пух. Это виды шерстяных во­локон. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.

Учитель А какие животные дают нам шерсть?

- овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама.

Учитель А какое из этих животных дает основную массу шерсти?

- Овцы.

Учитель Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 -  97%.

Обработка шерсти

Учитель ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 2 – 45 см

Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.

Цвет – белый, серый, рыжий, черный.

Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.

Упругие, ткани малосминаемы.

Недостатки: пылеемкость, усадка.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

Стирают вручную при t 30° С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150°-200° С через проутюжильник.

Учитель Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.

Учитель. Теперь поговорим о шёлке. Натуральный шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только тутового дерева и отсюда ее название. Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина, которой 600-900 метров. И т. к. шелковые нити очень тонки, как паутинка, нити нескольких коконов соединяют одновременно в одну нить и получают шелк-сырец. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

  1. ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 600-900м

Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.

Цвет – белый, кремоватый.

Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Упругие, поэтому ткани малосминаемы.

Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.

Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.

Стирают вручную при t 30°-40° С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150°-160° С с изнаночной стороны.

Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду.

Физкультминутка с использованием дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом.

Дыхание – главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.

Раз - согнуться-разогнуться,

Два - нагнуться, подтянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим

5. Практическая работа под руководством учителя:

Задание №1.

«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»

Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, учебник, тетрадь.

Ход работы

Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка.

Сравните волокна по внешнему виду.

Сравните волокна на ощупь.

Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).

По полученным данным и таблице определите вид ткани и впишите в форму отчёта.


Задание №2.

«Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей»

Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки, инструкция «Правила работы с иглами и булавками.

Ход работы

Определите сминаемость шерстяной и натуральной шелковой ткани.

Определите драпируемость шерстяной и натуральной шелковой ткани.

Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении.

Определите осыпаемость натуральной шелковой и шерстяной тканей.

Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.

6. Подведение итогов. Выставление отметок.

- Зачем людям потребовались новые виды волокон?

- О каких новых волокнах вы узнали на уроке?

- Что служит сырьем для производства шерстяных тканей?

- Что служит сырьем для производства шелковых тканей?

- Назовите основные этапы процесса производства шерстяных и шелковых тканей?

7. Рефлексия

- Наше путешествие подошло к концу.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

8. Информация о домашнем задании

Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей, принести клей, ножницы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!