СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Существительные общего рода 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Существительные общего рода 6 класс»

Урок русского языка  6 класс  «Имена существительные общего рода»

Урок русского языка 6 класс «Имена существительные общего рода»

Тип урока: урок сообщение нового материала.  Цели урока:  -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных;  - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;  - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.  Метод обучения: проблемный урок.

Тип урока: урок сообщение нового материала. Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных; - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте; - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода. Метод обучения: проблемный урок.

Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор.  Св_тлая ночь и луна осв_щали дворцы.      Подберите однокоренные слова к глаголу ОСВЕЩАЛИ.

Синтаксическая пятиминутка

Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы,

сделайте синтаксический разбор.

Св_тлая ночь и луна осв_щали дворцы.

Подберите однокоренные слова к глаголу ОСВЕЩАЛИ.

Постоянные признаки имен существительных.  -СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ;   Маша картошка   - ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ;  корова стул   - ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ИЗ 3-Х РОДОВ !!!  Ж.Р., М.Р., С.Р.  парта кофе шимпанзе

Постоянные признаки имен существительных.

-СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ; Маша картошка - ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ; корова стул - ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ИЗ 3-Х РОДОВ !!! Ж.Р., М.Р., С.Р. парта кофе шимпанзе

О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.  «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.   Скажите, о  мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?  Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

О ком идёт речь?

«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

СРАВНИТЕ. «Умница, дочка!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.  «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.  А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?   Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.

СРАВНИТЕ.

«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.

А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.  «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.   Запишите те же существительные и определите род.

А так можно?

«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род.

ВЫВОД. Имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода. НО Род – это постоянный признак имён существительных. Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?

ВЫВОД.

Имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода.

НО

Род – это постоянный признак имён существительных.

Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода?  Как они называются?

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода? Как они называются?

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола.  Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

Творческая работа .   Составьте словосочетания вначале с теми словами, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем со словами, которые характеризуют человека положительно. Определите род. Задира Чистюля Тихоня Подлиза Ябеда Разиня Забияка Бедняжка Сластёна Обжора Плакса Сладкоежка Рёва Мямля Умница Зануда

Творческая работа . Составьте словосочетания вначале с теми словами, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем со словами, которые характеризуют человека положительно. Определите род.

  • Задира
  • Чистюля
  • Тихоня
  • Подлиза
  • Ябеда
  • Разиня
  • Забияка
  • Бедняжка
  • Сластёна
  • Обжора
  • Плакса
  • Сладкоежка
  • Рёва
  • Мямля
  • Умница
  • Зануда
Допиши окончание прилагательных и местоимений. Мой брат Витя – настоящ_ забияка. Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня. Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.

Допиши окончание прилагательных и местоимений.

  • Мой брат Витя – настоящ_ забияка.
  • Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.
  • Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.
Словарная работа  (работа в парах) Пустомеля – (пустослов) тот, кто болтает вздор; Ябеда – 1)мелкий донос, клевета;2)то же, что ябедник; Тихоня – тихий, смирный человек; Соня – любящий много спать человек; Плакса – тот, кто много и часто плачет; Лежебока – лентяй, бездельник; Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок; Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры; Неряха – неряшливый человек; Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы.

Словарная работа (работа в парах)

  • Пустомеля – (пустослов) тот, кто болтает вздор;
  • Ябеда – 1)мелкий донос, клевета;2)то же, что ябедник;
  • Тихоня – тихий, смирный человек;
  • Соня – любящий много спать человек;
  • Плакса – тот, кто много и часто плачет;
  • Лежебока – лентяй, бездельник;
  • Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок;
  • Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры;
  • Неряха – неряшливый человек;
  • Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы.
Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру «Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение – положительные черты характера; 2 предложение – отрицательные черты характера; 3 предложение – своё отношение.

Творческое задание.

Написать сочинение – миниатюру

«Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – своё отношение.

Итог урока. Какова тема урока? Существительные общего рода. Что нового узнали? Существительные общего рода могут быть женского рода , если обозначают лица женского пола, и могут быть мужского рода , если обозначают лица мужского пола . Чему научились? Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.

Итог урока.

Какова тема урока?

Существительные общего рода.

Что нового узнали?

Существительные общего рода могут быть

женского рода , если обозначают лица

женского пола, и могут быть мужского рода ,

если обозначают лица мужского пола .

Чему научились?

Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.

 Домашнее задание.    -Параграф 41;  - Упражнение № 229 (по заданию).

Домашнее задание. -Параграф 41; - Упражнение № 229 (по заданию).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!