Урок русского языка 6 класс «Имена существительные общего рода»
Тип урока: урок сообщение нового материала. Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных; - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте; - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода. Метод обучения: проблемный урок.
Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы,
сделайте синтаксический разбор.
Св_тлая ночь и луна осв_щали дворцы.
Подберите однокоренные слова к глаголу ОСВЕЩАЛИ.
Постоянные признаки имен существительных.
-СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ; Маша картошка - ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ; корова стул - ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ИЗ 3-Х РОДОВ !!! Ж.Р., М.Р., С.Р. парта кофе шимпанзе
О ком идёт речь?
«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?
СРАВНИТЕ.
«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.
А так можно?
«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род.
ВЫВОД.
Имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода.
НО
Род – это постоянный признак имён существительных.
Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода? Как они называются?
В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.
Творческая работа . Составьте словосочетания вначале с теми словами, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем со словами, которые характеризуют человека положительно. Определите род.
- Задира
- Чистюля
- Тихоня
- Подлиза
- Ябеда
- Разиня
- Забияка
- Бедняжка
- Сластёна
- Обжора
- Плакса
- Сладкоежка
- Рёва
- Мямля
- Умница
- Зануда
Допиши окончание прилагательных и местоимений.
- Мой брат Витя – настоящ_ забияка.
- Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.
- Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.
Словарная работа (работа в парах)
- Пустомеля – (пустослов) тот, кто болтает вздор;
- Ябеда – 1)мелкий донос, клевета;2)то же, что ябедник;
- Тихоня – тихий, смирный человек;
- Соня – любящий много спать человек;
- Плакса – тот, кто много и часто плачет;
- Лежебока – лентяй, бездельник;
- Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок;
- Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры;
- Неряха – неряшливый человек;
- Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы.
Творческое задание.
Написать сочинение – миниатюру
«Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану:
1 предложение – положительные черты характера;
2 предложение – отрицательные черты характера;
3 предложение – своё отношение.
Итог урока.
Какова тема урока?
Существительные общего рода.
Что нового узнали?
Существительные общего рода могут быть
женского рода , если обозначают лица
женского пола, и могут быть мужского рода ,
если обозначают лица мужского пола .
Чему научились?
Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.
Домашнее задание. -Параграф 41; - Упражнение № 229 (по заданию).