СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к конспекту урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные общего рода» (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к конспекту урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные общего рода» (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к конспекту урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные общего рода» (5 класс)»

Формула успеха  … + … + … = УСПЕХ СТАРАНИЕ РАЗГОВОРЫ ВНИМАНИЕ ЛЕНЬ СООРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Формула успеха … + … + … = УСПЕХ

СТАРАНИЕ

РАЗГОВОРЫ

ВНИМАНИЕ

ЛЕНЬ

СООРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

 Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным- полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,- Означено словами. Имя существительное

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Имя существительное

Что изучает морфология? На каком этаже живёт имя существительное? домик  ЛИНГВИСТИКИ Пунктуация Синтаксис Морфология Лексика Словообразование Морфемика Орфоэпия Фонетика

Что изучает морфология?

На каком этаже живёт имя существительное?

домик

ЛИНГВИСТИКИ

Пунктуация

Синтаксис

Морфология

Лексика

Словообразование

Морфемика

Орфоэпия

Фонетика

Тест «Что мы знаем  об именах существительных».   1.Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино 2) Является одушевленным существительное: а) мороз; б) кукла; в) дерево 3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль б) рояль в) тюль 4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании: а) вкусный яблоко б) хороший шампунь в) золотая семечко 5) Пишется мягкий знак после шипящих на конце существительного: а) грач..? б) много луж…? в) рож..?

Тест «Что мы знаем об именах существительных».

1.Нужно заключить в кавычки собственное наименование:

а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино

2) Является одушевленным существительное:

а) мороз; б) кукла; в) дерево

3) К женскому роду относится существительное:

а) мозоль б) рояль в) тюль

4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:

а) вкусный яблоко б) хороший шампунь в) золотая семечко

5) Пишется мягкий знак после шипящих на конце существительного: а) грач..? б) много луж…? в) рож..?

Проверка теста по эталону 1. в) стихотворение «Бородино» 2. б) кукла; 3. а) мозоль б) хороший шампунь в) рожь Поставьте себе оценку:  Правильных ответов: 5 - «5», 4 – «4»; 3 - «3»

Проверка теста по эталону

1. в) стихотворение «Бородино»

2. б) кукла;

3. а) мозоль

  • б) хороший шампунь
  • в) рожь

Поставьте себе оценку:

Правильных ответов: 5 - «5», 4 – «4»; 3 - «3»

Определяем проблему урока О ком идёт речь – о мальчике или о девочке? «Ну и копуша же ты!» – не выдержал отец. Сделайте это понятным. Проверьте себя «Ну и копуша же ты, Маша !» – не выдержал отец. «Ну и копуша же ты, Миша !» – не выдержал отец.

Определяем проблему урока

О ком идёт речь – о мальчике или о девочке?

«Ну и копуша же ты!» – не выдержал отец.

Сделайте это понятным.

Проверьте себя

«Ну и копуша же ты, Маша !» – не выдержал отец.

«Ну и копуша же ты, Миша !» – не выдержал отец.

Слова, которые можно отнести к лицам разного пола Какое слово можно употребить применительно и к лицу женского пола, и к лицу мужского пола? копуша К какому роду вы бы его отнесли? жен.? / муж.? Какое противоречие вы заметили? Сформулируйте тему урока .

Слова, которые можно отнести

к лицам разного пола

Какое слово можно употребить применительно и к лицу женского пола, и к лицу мужского пола?

копуша

К какому роду вы бы его отнесли?

жен.? / муж.?

Какое противоречие вы заметили?

Сформулируйте тему урока .

Имена существительные общего рода. 1. Какие существительные называют лиц как женского, так и мужского пола? Что они выражают?     2. Правильно употреблять их в речи. Зачем нужно уметь определять род имён существительных?

Имена существительные общего рода.

1. Какие существительные называют лиц как женского, так и мужского пола? Что они выражают?

2. Правильно употреблять их в речи. Зачем нужно уметь определять род имён существительных?

Решаем проблему,  открываем новые знания Поработайте в парах.  Прочитайте текст и задания к упр. 176. Сделайте вывод о форме и значении слов дурачина, простофиля , невежа … Это имена существительные, в форме И.п. ед.ч. с окончанием -а, -я характеризующие человека независимо от пола лица. Прочитайте информацию на стр. 121 и назовите род этих слов. Почему вы так решили? Дурачина, простофиля, невежа – сущ. муж.рода

Решаем проблему, открываем новые знания

Поработайте в парах.

Прочитайте текст и задания к упр. 176.

Сделайте вывод о форме и значении слов дурачина, простофиля , невежа …

Это имена существительные,

в форме И.п. ед.ч. с окончанием -а, -я

характеризующие человека

независимо от пола лица.

Прочитайте информацию на стр. 121 и назовите род этих слов. Почему вы так решили?

Дурачина, простофиля, невежа – сущ. муж.рода

Правильный ответ     какой?      х «Дурачина ты, прям ой простофиля! Выпросил , простофиля, избу!» Существительные дурачина  и простофиля мужского рода, т. к. обозначают лицо мужского пола, потому что согласуются с прилагательным (прям ой) и глаголом (выпросил _ ) в МУЖСКОМ РОДЕ, ЕД.Ч., И.п.

Правильный ответ

какой?

х

«Дурачина ты, прям ой простофиля!

Выпросил , простофиля, избу!»

Существительные дурачина и простофиля мужского рода, т. к. обозначают лицо мужского пола, потому что согласуются с прилагательным (прям ой) и глаголом (выпросил _ ) в МУЖСКОМ РОДЕ, ЕД.Ч., И.п.

 Подумаем над окончанием 1) прилагательных и  2) глаголов прошедшего времени единственного числа :  м.р. м.р. Миша – больш забияка .  ж.р . ж.р. Марина – удивительн забияка .  м.р. м.р. Левша Коля рисовал _ красиво.  ж.р. ж.р. Левша Маша рисовал _ красиво. ОЙ АЯ А

Подумаем над окончанием 1) прилагательных и 2) глаголов прошедшего времени единственного числа :

м.р. м.р.

Миша – больш забияка .

ж.р . ж.р.

Марина – удивительн забияка .

м.р. м.р.

Левша Коля рисовал _ красиво.

ж.р. ж.р.

Левша Маша рисовал _ красиво.

ОЙ

АЯ

А

Зачем нужно уметь правильно определять род существительных? 1. Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении а) с прилагательными, местоимениями, числительными, б) с глаголами в прошедшем времени в единственном числе.

Зачем нужно уметь правильно определять род существительных?

1. Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении

а) с прилагательными, местоимениями, числительными,

б) с глаголами в прошедшем времени в единственном числе.

Определите слово общего рода по лексическому значению и запишите его: 1. Человек, которому не сидится на месте. непоседа 2. Недоучившийся, мало знающий человек. недоучка 3. Неуклюжий, неловкий человек. недотёпа 4. Неаккуратный человек. неряха Что объединяет все записанные вами слова? Это существительные общего рода с окончанием - а . Они характеризуют человека (часто отрицательно), пишутся с не слитно.

Определите слово общего рода по лексическому значению и запишите его:

1. Человек, которому не сидится на месте.

непоседа

2. Недоучившийся, мало знающий человек.

недоучка

3. Неуклюжий, неловкий человек.

недотёпа

4. Неаккуратный человек.

неряха

Что объединяет все записанные вами слова?

Это существительные общего рода с окончанием - а .

Они характеризуют человека (часто отрицательно),

пишутся с не слитно.

Невежи и невежды Вспомните, что они обозначают? Составьте предложения, чтобы в одном они означали лиц мужского пола, а в другом – женского. Проверьте себя Невежа – Невежда – малообразованный человек грубый, невоспитанный человек Что общего у этих слов? Раньше эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать (знать). В современном русском языке значения этих слов разошлись. Это существительные общего рода.

Невежи и невежды

Вспомните, что они обозначают? Составьте предложения, чтобы в одном они означали лиц мужского пола, а в другом – женского.

Проверьте себя

Невежа –

Невежда – малообразованный человек

грубый, невоспитанный человек

Что общего у этих слов?

Раньше эти слова имели одно значение. Они были

однокоренными со словом ведать (знать). В современном

русском языке значения этих слов разошлись.

Это существительные общего рода.

Пример: Маленьк ая  невежа Катя не слушал а сь маму. (ж.р.) Больш ой невежа Коля разбил _ стекло. (м.р.)

Пример:

Маленьк ая невежа Катя не слушал а сь маму. (ж.р.)

Больш ой невежа Коля разбил _ стекло. (м.р.)

Саморефлексия Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: муж.р.  жен.р . общий род мужской род женский род общий род носок мозоль забияка вестибюль фамилия растяпа тюль мышь непоседа рояль стража умница врач умник Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница. Проверьте себя

Саморефлексия

Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: муж.р. жен.р . общий род

мужской род женский род общий род

носок мозоль забияка

вестибюль фамилия растяпа

тюль мышь непоседа

рояль стража умница

врач

умник

Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.

Проверьте себя

 - Какая она, эта страничка? Сложная или нет?______ - Понятна ли? __________________________ - Чему научила эта страничка? ______________ - Что осталось непонятным? __________________ - Захотелось ли читать эту книгу дальше? - Для чего нужно определять род существительных ?

- Какая она, эта страничка? Сложная или нет?______

- Понятна ли? __________________________

- Чему научила эта страничка? ______________

- Что осталось непонятным? __________________

- Захотелось ли читать эту книгу дальше?

- Для чего нужно определять род существительных ?

Домашнее задание Упражнение № 178 угадайте слова общего рода по толкованию, составьте с тремя словами общего рода по два предложения, в одном - мужского рода, в другом – женского. 2. Найдите в художественных произведениях строчки, где есть существительные общего рода. ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!  МОЛОДЦЫ!

Домашнее задание

  • Упражнение № 178

угадайте слова общего рода по толкованию, составьте с тремя словами общего рода по два предложения, в одном - мужского рода, в другом – женского. 2. Найдите в художественных произведениях строчки, где есть существительные общего рода.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!

МОЛОДЦЫ!

Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода.     Сердитый недотрога  Живет в глуши лесной.  Иголок очень много,  А нитки – ни одной.           ?

Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

?

ИГРА «Кто быстрее?»   Назовите одним словом – существительным общего рода.  Драчун, зачинщик ссор и драк.  Тот, кто любит сладости.  Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?  Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь?  Кто любит болтать вздор, пустяки?  Безобидный, тихий человек.  Грубый, невоспитанный человек.  Неаккуратный человек.  Ненасытный, прожорливый человек.  Праздный, глазеющий от скуки по сторонам.

ИГРА «Кто быстрее?»

Назовите одним словом – существительным общего рода.

  • Драчун, зачинщик ссор и драк.
  • Тот, кто любит сладости.
  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?
  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь?
  • Кто любит болтать вздор, пустяки?
  • Безобидный, тихий человек.
  • Грубый, невоспитанный человек.
  • Неаккуратный человек.
  • Ненасытный, прожорливый человек.
  • Праздный, глазеющий от скуки по сторонам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!