СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по истории России по теме "Реформы Петра I"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока.»

Пояснительная записка

План-конспект урока курса «История России» модуль «История» 2 часа в неделю по теме « Реформы Петра I». Данный урок изучается в разделе «Россия при Петре I» 4 урок. Позволяет расширить представления о реформах Петра I и изменениях последовавших в государственном устройстве России.

Тема урока: Реформы Петра I;

Цель урока: дать представление о проведённых Петром реформах, сформулировать значение реформ в развитии России, продолжить формирование умения определять собственное отношение к историческим событиям.

Задачи урока:

1. Образовательная:

познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в начале XVIII века в положении дворян в результате принятия указа о единонаследии, и Табели о рангах, охарактеризовать значение реформ Петра I для представителей разных сословий;

2. Развивающая:

создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, обобщения исторических источников, выявление причинно-следственных связей.

3.Воспитывающая

содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны.

Автор: Широченко Анна Вячеславовна;

Место работы: Курганская область, Петуховский район, село Пашково, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Актабанская средняя общеобразовательная школа»;

Должность: учитель истории;

Предмет: история;

Класс: 7;

Базовый учебник: А.А.Данилов История России: конец XVI – XVIII век: учеб для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение.



  • Тип урока: Изучение нового материла.

Методы обучения:

  1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  1. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

  • самостоятельный, практический.

формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

система контроля:

-контроль учителя

-самоконтроль

-взаимоконтроль

  • Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер.

  • Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная

  • Основные  понятия  и  термины: 

Абсолютизм, Коллегии, Табель о рангах, губернии.


Использованная литература:

    • Е.В. Симонова, Поурочные разработки по истории России; М: 2009 г.;

    • К.А. Соловьев, Б.Н. Серов, Поурочные разработки по истории России; М: «ВАКО» 2009 г.;

    • И. Я. Лернер, Задачник по истории Отечества; М: «Аквариум» 1997 г..

Ресурсы сети интернет:

    • http://school-collection.edu.ru.



Урок состоит:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала:

А) Реформа центрального управления;

Б) Указ о единонаследии;

В) Табель о рангах;

Г) областная реформа;

Д) Реформа городского управления;

Е) Церковная реформа;

Ж) Дело царевича «Алексея».

4.) Закрепление изученного материала.

5) Итог урока, домашнее задание.























Структура и ход урока



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

I

Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II

Постановка темы и цели урока.

Слайд № 1, № 2,№3.

- Сегодня мы продолжим разговор о реформах, проводимых Петром Великим и прежде всего, обратимся к анализу изменений в социальной сфере общества и отношениях к реформам представителей разных сословий. Записываем тему в тетрадях.

- Эпиграфом к нашему уроку станут строки русского писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского «Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья. Для одних – он чудо, для других – чудовище». Запишите эти строки в тетрадь, они будут вам необходимы при выполнении домашнего задания. В ходе урока, знакомясь с проводимыми изменениями, мы будем работать с документами, учебником и в конце урока проведем игру по изученному материалу.



Слушают учителя и записывают в тетради тему урока и эпиграф.

III

Изучение нового материала.

Ребята давайте вспомним систему государственного управления Российского государства при Алексее Михайловиче.

Слайд № 4.

- Как вы думаете, могли ли сотни приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?



- Петру 1 нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю. Огромное государство требовало усовершенствование системы управления. Ещё И.Т. Посошков в своей «Книге о скудости и богатстве» рассуждал о том, что Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительный аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям.

Далее учитель, используя схему, знакомит с системой государственного управления России при Петре 1. Слайд № 5.







-Указ о единонаследии 1714 года приравнивал поместья дворян к боярским вотчинам.


Давайте познакомимся с его содержанием. Откройте электронный ресурс:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e217043-977e-4527-b69c-dc3c4b4d3778/?sort=order&from=7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928&interface=pupil&class[]=49&class[]=50&subject=20&rubric_id[]=73645


- В чьих интересах был создан указ о единонаследии?

-Кто и почему имел основания быть недовольным его положением?









Петр был заинтересован в создании слоя людей, связанных новыми отношениями в государственной службе, не по родовитости или связям, а по способностям. Эта идея воплотилась в «Табели о рангах», 1722 года. Рассмотрим этот документ подробнее.

http://school-collection.edu.ru/dlrstore/125bdf86-6ea3-4adc-82de-1849a238f9cd/?sort=order&from=7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928&interface=pupil&class[]=49&class[]=50&subject=20&rubric_id[]=73645

- На сколько категорий делились все виды службы?

- Сколько классов включала «Табель о рангах»? (14)

- В чем заключалась значимость Табеля о рангах?


Первые пять классов составляли генералитет, элиту всех рядов служб, 6-8 классы – штаб-офицерские, дворянские чины, 9-14 – обер-офицерские чины, низшие ранги, чиновники бюрократического аппарата.

Выходцы низших сословий, достигнув восьмого ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.




За время правления Петра 1 несколько человек низкого происхождения, даже крепостные, слали крупнейшими чиновниками: Меншиков Александр Данилович, Курбатов Алексей Александрович. (Портреты слайды №6, №7)





- Прочитайте текст на стр. 117 и запишите в тетрадь схему областной реформы.








Далее учитель знакомит учащихся с городской реформой, опираясь на схему. Слайд № 8.

- С какой целью была проведена городская реформа?

- Какие категории граждан получили доступ к местным органам власти?




- Ребята, вспомните, как при Алексее Михайловиче складывались взаимоотношения с духовной властью.

- Как вы думаете, с какой целью Петр 1 запретил выбирать патриарха и создал Синод?








Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей.



Прочитайте текст на странице учебника 119-120 и рассмотрите иллюстрацию. (Стр. 119)

- Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Пётр своему сыну, а Алексей – отцу?




Далее учитель даёт задание заполнить таблицу в рабочей тетради на печатной основе стр. 44, задание 5 используя текст учебника «Значение петровских преобразований».





Анализируя схему, вспоминают пройденный материал, отвечают на вопрос. (Фронтально)









Слушают учителя, записывают новые понятия в тетрадь. (Коллегия)




















Работают с ресурсом, отвечают на вопросы. (Работа в парах)

















Учащиеся работают с ресурсом(Табель о рангах 1722 года). ( Работа в группах)




















Мини – сообщения обучающихся.







Работают с текстом учебника (с.117), выполняют задание по карте. (Индивидуально)





Слушают учителя и отвечают на вопросы.


(Фронтально)



















Читают текст учебника (с.119 - 120), работают с иллюстрацией, отвечают на вопрос.



Заполняют таблицу в рабочей тетради на печатной основе стр. 44, задание 5 используя текст учебника (с.120) (Индивидуально)




IV

Закрепление изученного материала.

В результате реформ Петр получил неограниченную власть, которая опиралась на бюрократический аппарат и армию.

Такая форма правления называется АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИЕЙ




Проводит игру «Аукцион» (Приложение 1).

Записывают понятия «Абсолютизм»







Слушают условия игры и выполняют задания.



V

Рефлексия. Подведение итогов обучения.

Оценивает деятельность учащихся

Дают оценку и самооценку своей деятельности


VI

Домашнее задание и его инструктаж.


Оценки реформ Петра очень разнообразны. Используя материал параграфа 15, оцените эпиграф нашего урока «Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья. Для одних – он чудо, для других – чудовище».


Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Записывают задания в дневник.










































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!