II | Постановка темы и цели урока. Слайд № 1, № 2,№3. - Сегодня мы продолжим разговор о реформах, проводимых Петром Великим и прежде всего, обратимся к анализу изменений в социальной сфере общества и отношениях к реформам представителей разных сословий. Записываем тему в тетрадях. - Эпиграфом к нашему уроку станут строки русского писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского «Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья. Для одних – он чудо, для других – чудовище». Запишите эти строки в тетрадь, они будут вам необходимы при выполнении домашнего задания. В ходе урока, знакомясь с проводимыми изменениями, мы будем работать с документами, учебником и в конце урока проведем игру по изученному материалу. | Слушают учителя и записывают в тетради тему урока и эпиграф. |
III | Изучение нового материала. Ребята давайте вспомним систему государственного управления Российского государства при Алексее Михайловиче. Слайд № 4. - Как вы думаете, могли ли сотни приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях? - Петру 1 нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю. Огромное государство требовало усовершенствование системы управления. Ещё И.Т. Посошков в своей «Книге о скудости и богатстве» рассуждал о том, что Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительный аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям. Далее учитель, используя схему, знакомит с системой государственного управления России при Петре 1. Слайд № 5. -Указ о единонаследии 1714 года приравнивал поместья дворян к боярским вотчинам. Давайте познакомимся с его содержанием. Откройте электронный ресурс: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e217043-977e-4527-b69c-dc3c4b4d3778/?sort=order&from=7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928&interface=pupil&class[]=49&class[]=50&subject=20&rubric_id[]=73645 - В чьих интересах был создан указ о единонаследии? -Кто и почему имел основания быть недовольным его положением? Петр был заинтересован в создании слоя людей, связанных новыми отношениями в государственной службе, не по родовитости или связям, а по способностям. Эта идея воплотилась в «Табели о рангах», 1722 года. Рассмотрим этот документ подробнее. http://school-collection.edu.ru/dlrstore/125bdf86-6ea3-4adc-82de-1849a238f9cd/?sort=order&from=7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928&interface=pupil&class[]=49&class[]=50&subject=20&rubric_id[]=73645 - На сколько категорий делились все виды службы? - Сколько классов включала «Табель о рангах»? (14) - В чем заключалась значимость Табеля о рангах? Первые пять классов составляли генералитет, элиту всех рядов служб, 6-8 классы – штаб-офицерские, дворянские чины, 9-14 – обер-офицерские чины, низшие ранги, чиновники бюрократического аппарата. Выходцы низших сословий, достигнув восьмого ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство. За время правления Петра 1 несколько человек низкого происхождения, даже крепостные, слали крупнейшими чиновниками: Меншиков Александр Данилович, Курбатов Алексей Александрович. (Портреты слайды №6, №7)
- Прочитайте текст на стр. 117 и запишите в тетрадь схему областной реформы. Далее учитель знакомит учащихся с городской реформой, опираясь на схему. Слайд № 8. - С какой целью была проведена городская реформа? - Какие категории граждан получили доступ к местным органам власти? - Ребята, вспомните, как при Алексее Михайловиче складывались взаимоотношения с духовной властью. - Как вы думаете, с какой целью Петр 1 запретил выбирать патриарха и создал Синод? Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей. Прочитайте текст на странице учебника 119-120 и рассмотрите иллюстрацию. (Стр. 119) - Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Пётр своему сыну, а Алексей – отцу? Далее учитель даёт задание заполнить таблицу в рабочей тетради на печатной основе стр. 44, задание 5 используя текст учебника «Значение петровских преобразований». | Анализируя схему, вспоминают пройденный материал, отвечают на вопрос. (Фронтально) Слушают учителя, записывают новые понятия в тетрадь. (Коллегия) Работают с ресурсом, отвечают на вопросы. (Работа в парах) Учащиеся работают с ресурсом(Табель о рангах 1722 года). ( Работа в группах) Мини – сообщения обучающихся. Работают с текстом учебника (с.117), выполняют задание по карте. (Индивидуально) Слушают учителя и отвечают на вопросы. (Фронтально) Читают текст учебника (с.119 - 120), работают с иллюстрацией, отвечают на вопрос. Заполняют таблицу в рабочей тетради на печатной основе стр. 44, задание 5 используя текст учебника (с.120) (Индивидуально) |