СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа на тему :" 2014- год культуры в России" для учащихся 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа "2014-год культуры в России" для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа на тему :" 2014- год культуры в России" для учащихся 6 класса»

1




Классный час для 6 классов.

Тема: «2014 – год культуры в России».

Цели:

Образовательная: познакомить с указом Президента России о том, что 2014 год в РФ объявлен годом культуры, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера;

Развивающая: развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;

Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость.

Ход классного часа:

Слайд 1 (логотип года культуры).

Ведущий: Добрый день, уважаемые учащиеся! Если у человека богатый духовный мир, если вся его душа населена возвышенными образами, если есть что сказать и он стремится к самовыражению, то такой человек не в состоянии ограничиться только одним способом выражения.

Слайд 2.

Учитель: Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на официальный сайт правовой информации. "В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю провести в 2014 году в РФ Год культуры", - говорится в указе.

Ведущий: Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, возглавляющая Оргкомитет по проведению Года культуры в России в 2014-м году, утвердила его логотип. Данный вариант логотипа был направлен председателю оргкомитета после обсуждения 23 декабря на заседании Общественного совета Министерства культуры России. Начался 2014 год, провозглашенный Годом культуры в России. Культура охватывает такие значимые стороны жизни, как язык, историю, образование, науку, религию, искусство, литературу, музыку, - всё то, что призвано сохранять и обеспечивать духовное развитие народа.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «культура», какое значение этого слова? (высказывания детей)

Учитель: В словаре великого выдающегося русского ученого-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова предложено следующее толкование: «КУЛЬТУРА- это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

КУЛЬТУРНОСТЬ – это общественное и умственное развитие.

КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК – относящийся с уважением к культуре, находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий нормам поведения в обществе.»

Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. А вот что об этом говорят выдающиеся личности

(Чтение высказываний детьми) 

Слайд 3. Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих)— русский художник, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. (фото) Н.К. Рерих "Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве – как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими".

Слайд 4. Поль Ланжеве́н — французский физик и общественный деятель. (фото) Поль Ланжевен "Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества".

Слайд 5. Ю́рий Миха́йлович Ло́тман — советский литературовед, культуролог. (фото) Ю. М. Лотман "Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями".

Слайд 6. Дми́трий Серге́евич Лихачёв — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, 1-й Председатель правления Советского фонда культуры (с ноября 1991 — Российского фонда культуры). (фото) Д. С. Лихачев "Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека".

Слайд 7. Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик. (фото) Сент-Экзюпери А. "И пусть работа до седьмого пота, Ведь праздники не делают в тиши. Культура – это вовсе не работа, Культура – состояние души".

Слайд 8. Материал из Википедии. Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному


Учитель: Мы узнали много о значение слова «культура», но вернёмся снова к указу президента РФ: «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире…» В нашей стране в настоящее время ведущую роль в деле сохранения историко-культурного наследия играют две организации.

Слайд 9. Первая — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК; основана в 1966 г., является добровольной и общественной организацией, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь». «Русское зарубежье». Общество издаете 1980 г. журнал «Памятники Отечества». Вторая — Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России».

Слайд 10.

Учитель: К числу важнейших задач и деле сохранения культурного достояния относится возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры, восстановление важной роли Православной церкви. Современная культура в целом по-прежнему остается светской и покоится в основном на науке и разуме. Однако религия вновь становится важной и неотъемлемой частью культуры, а культура восстанавливает свои исторические связи с религиозными истоками. Этому способствует широкое восстановление и обновление храмов и монастырей в последние годы. Уже сегодня в большинстве населенных пунктов России имеются храм или церковь. Особое значение имеет восстановление храма Христа Спасителя. Ещё большее значение имеет принятие закона о свободе совести. Все это создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек нашел свою дорогу к храму.

Слайд 11.

Учитель: Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Они складывались во второй половине XVIII в. — XIX в. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, остались же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и Гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Многие из сохранившихся — Архангельское, Кусково, Марфино, Остафьево, Останкино, Шахматово — превращены в музеи, заповедники и санатории. Другим повезло меньше, и они нуждаются в экстренной помощи и заботе. Роль русских усадеб в развитии русской культуры была огромной. В XVIII в. они составляли основу русского Просвещения. Во многом благодаря им XIX в. стал золотым веком русской культуры. Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, вековыми традициями и обычаями, жизнью крестьян и простого народа. Элементы высокой культуры — богатые библиотеки, прекрасные коллекции картин, домашние театры — органически переплетались с элементами народной культуры. Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России. О каждой из них можно сказать словами поэта: «Там русский дух. Там Русью пахнет». Русские усадьбы сыграли важную роль в судьбе многих великих людей России.

Слайд 12. 

Учитель: Русская усадьба оказала благотворное влияние на творчество А.С. Пушкина.

Слайд 13. В усадьбе Хмелите Смоленской области прошли юные годы А.С. Грибоедова, а позднее родился замысел «Горя от ума».

Слайд 14. Усадьба Введенское в Звенигороде имела большое значение для жизни и творчества П.И. Чайковского, А.П. Чехова.

Слайд 15. В Ясной Поляне жил и работал Л.Н. Толстой. Здесь постоянно гостили известные писатели , художники, музыканты, актеры, ученые, журналисты: И.С.Тургенев, А.А.Фет, А.П.Чехов, М.Горький, В.Г.Короленко, И.Е.Репин, М.В.Нестеров, С.И.Танеев, И.И.Мечников и мн. др. Русские усадьбы открыли путь к вершинам искусства многим талантливым самородкам из глубин русского народа.

Учитель: К задаче сохранения русских усадеб тесно примыкает другая не менее важная задача - возрождение и развитие малых городов России. В настоящее время их насчитывается более 3 тыс. с населением около 40 млн человек. Как и усадьбы, они воплощали истинно русский уклад жизни, выражали душу и красоту России. Каждый из них имел неповторимый, уникальный облик, свой стиль жизни. При всей своей скромности и непритязательности малые города были щедрыми на таланты. Из них вышли многие великие писатели, художники и композиторы России. Вместе с тем в течение долгого времени малые города находились в забвении и запустении. В них угасла активная, созидательная и творческая жизнь, они все больше превращались в глухую провинцию и захолустье. Теперь ситуация постепенно меняется, и малые города вновь оживают. 

Слайд 16. Разработаны комплексные программы возрождения историко- культурной среды таких древних русских городов, как Зарайск, Подольск, Рыбинск и Старая Русса. Накопленный на их возрождении опыт послужит основной для разработки проектов обновления других малых городов России.

Слайд 17. Особое место в охране культурного наследии занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру, которая, будучи важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел. На уроках изобразительного искусства мы с вами изучали в 5 классе промыслы России, познакомились и декоративно-прикладным искусством Кубани. Вспомним некоторые из них.

Слайд 18.

Ученик 1. К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Такой же древней является холмогорская резьба по кости. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом.

Слайд 19.

Ученик 2. Широкое распространение в России получила миниатюра. Один из известных ее центров находится в селе Федоскино Московской области. Федоскинская миниатюра — живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Рисунок выполняется в реалистической манере на черном лаковом фоне. С федоскинской перекликается палехская миниатюра, представляющая собой живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары, украшения). Для нее характерны яркие краски, плавный рисунок, обилие золота.

Слайд 20.

Ученик 3. Заслуженную известность в России и за рубежом получила гжельская керамика — изделия из фарфора и фаянса, покрытые синей росписью. Упомянутые, а также другие художественные промыслы и ремесла в целом продолжают свою жизнь и деятельность, хотя и с разной степенью успеха и уверенности в будущем.

Слайд

Учитель: Мы восхищаемся творчеством кубанских мастеров-ремесленников, которые бережно хранят традиции по изготовлению керамики, ковани, изделий из лозы, кукурузных початков, ткани и многих других материалов.

Слайд: На уроках музыки в прошлом году мы с вами изучали связь музыки с такими видами искусства, как литература, живопись, архитектура, скульптура. К культуре мы с уверенностью относим и театр, и поэзию, и музыку, и танец, и кино, и художественное творчество.

Дети:

1. Театр – это мысли свободный полет,

Театр - здесь фантазия щедро цветет.

В театре сердец расплавляется лед.

И чудо рождается здесь

с третьим звонком.

Театр - здесь искусства в едино сплелись.

Театр - здесь мечта и реальность слились.

Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.

И чудо рождается здесь

с третьим звонком.


2. Танец

О, танец, мы с тобой на век,

Спасибо, что ты существуешь,

Благодарю, что слово-человек

Ты творчеством своим преобразуешь!

Ведь ты даешь нам новый мир,

Мир без обмана и без лести,

И где под звуки нежных лир

С тобой хотим быть только вместе!

3. Музыка и поэзия

Берёзовая роща - это арфа:

На ней играет набежавший ветер

Простую, незатейливую песню ...

К дороге подошедший перелесок,

Как парень, растянул свою гармонь -

Широкую мелодию Руси!

А лес сосновый - золотой орган,

И музыка его почти что зрима:

Она взлетает вверх с движеньем кроны.

И вижу я в орешнике - рожок,

И слышу я в осине - балалайку,

И клён звенит,

Как бубен настоящий!

И я теперь совсем не удивляюсь,

Как много музыкальных инструментов

Подметил у природы человек ...

Слайд: Сегодня мы с большой гордостью можем говорить о творчестве выдающихся коллективов Кубани. Это творческое объединение «Премьера», которое радует нас выступлениями симфонического и джазового оркестров. На сцене краевого театра проходят спектакли, оперы и оперетты. Всему миру известен балет под руководством Юрия Григоровича. Любовь и признание снискали: Государственный Кубанский казачий хор под руководством В. Захарченко, творческие коллективы народной песни «Казачья вольница», «Криница», адыгейские народные коллективы: «Нальмес», «Исламэ» , «Оштен» и многие другие. Большую просветительскую работу ведут музеи: художественный музей им. Коваленко, историко-археологический музей им. Фелицына, краевой литературный музей и многие другие музей нашего края. Деятели искусства и культуры сельских клубов, центров культуры, дворцов культуры во всех уголках нашего края радуют нас своим творчеством, дарят нам праздник для души. Ребята, какие творческие коллективы Крыловского сельского центра культуры и детской музыкальной школы знаете вы? С кем из выдающихся певцов нашей станицы знакомы вы? (ответы детей)

Учитель:

Что есть Культура?

Двигатель прогресса,

Основа жизни,

Синтез Красоты,

Противовес агрессии и стресса,

Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.

Культ Ура - поклоненье Свету,

Сияющему в звездной высоте,

Борьба за эволюцию Планеты,

Стремленье жить в Любви и Чистоте!

Путь Созидания Гармонии и Духа,

Таланта, закаленного в Огне,

Служения Искусству и Науке,

Полезность людям, обществу, стране...

Культура нам дана для осознания

Со - Творчества процессов Мироздания.

Учитель: Как вы думаете, ребята, легко ли в современном мире сохранить наше культурное достояние? Что мы можем сделать для сохранности культурного достояния? Как нам в современном мире остаться культурными?

Ответы детей

Слайд 21. Закончить наш классный час хочется важной мыслью: «Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее».






Используемые источники:

1. http://www.grandars.ru

2. https://ru.wikipedia.org

3. http://museum-guide.livejournal.com



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!