СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока биологии в 8 классе "Экологические факторы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  сформировать знания об экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду.

Задачи:

Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока биологии в 8 классе "Экологические факторы"»

8 класс. Биология.

Тема урока "Экологические факторы"

Тип урока. Урок «открытия» нового знания. 

Цель урока:  сформировать знания об экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду.

Задачи:

Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Методы: словесный, беседа, работа с текстами.

Планируемые результаты.

Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе.

Познавательные УУД.  Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, изучение и анализ графиков, таблиц.

Регулятивные УУД. Выдвижение цели и задач урока, самоконтроля, коррекция знаний.

Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группе.

Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация занятия, тестовые задания, задания для самостоятельной работы.

 

Ход урока

  1. Психологический настрой и организация работы в группах

(Ребята стоят около парты)

Ребята, доброе утро! Я рада видеть вас на уроке, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте сейчас поприветствуем друг друга и гостей.

Улыбнёмся друг другу и продолжим фразу:

- Сегодня хорошее утро, потому что…



Вы сегодня будете работать по группам. Давайте, вспомним правила работы в группе:





После урока, вы обсудите в группе и оцените работу каждого по критериям, указанным в оценочном листе:













Оценочный лист группы 1


Критерии оценки:

Оценка «5»

Правильное составление определений.

Правильные логические высказывания.

Правильное выполнение всех заданий.

Активная позиция и работа в группе.


Оценка «4»

Допущенынебольшие ошибки при составлении определений.

Допуск незначительных ошибок или неправильная формулировка предложений.

Небольшие ошибки при выполнении заданий.

Пассивная работа в группе (добросовестное выполнение заданий, отсутствие инициативы).


Оценка «3»

Допущены существенные ошибки при составлении определений, логических высказываний, выполнении заданий.

Низкая работа в группе (небрежное выполнение заданий, отсутствие инициативы).


Фамилия, имя

Оценка














Оценочный лист группы 2


Критерии оценки:

Оценка «5»

Правильное составление определений.

Правильные логические высказывания.

Правильное выполнение всех заданий.

Активная позиция и работа в группе.


Оценка «4»

Допущенынебольшие ошибки при составлении определений.

Допуск незначительных ошибок или неправильная формулировка предложений.

Небольшие ошибки при выполнении заданий.

Пассивная работа в группе (добросовестное выполнение заданий, отсутствие инициативы).


Оценка «3»

Допущены существенные ошибки при составлении определений, логических высказываний, выполнении заданий.

Низкая работа в группе (небрежное выполнение заданий, отсутствие инициативы).


Фамилия, имя

Оценка
















Оценочный лист группы 3


Критерии оценки:

Оценка «5»

Правильное составление определений.

Правильные логические высказывания.

Правильное выполнение всех заданий.

Активная позиция и работа в группе.


Оценка «4»

Допущенынебольшие ошибки при составлении определений.

Допуск незначительных ошибок или неправильная формулировка предложений.

Небольшие ошибки при выполнении заданий.

Пассивная работа в группе (добросовестное выполнение заданий, отсутствие инициативы).


Оценка «3»

Допущены существенные ошибки при составлении определений, логических высказываний, выполнении заданий.

Низкая работа в группе (небрежное выполнение заданий, отсутствие инициативы).


Фамилия, имя

Оценка














  1. Актуализация и мотивация знаний


Я предлагаю вам сразу же поработать в группах. И решить биологическую задачу. (проблемная ситуация)


Группе 1. Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано?


Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.

Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?

Ответ.Слайд 1.Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.

Группе 2. Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?

Ответ. Слайд 2. У кактусов длинные корни, позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья – колючки имеют малую поверхность и испаряют небольшое количество воды, стебель содержит водозапасающую ткань.

Группе 3. После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?

Ответ. Слайд 3.Мхи и папоротники растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

Все решённые нами задачи являютсяэкологическими. И о чём они?


О том, что может влиять на жизнь организмов.


  1. Изучение нового материала


Прочитайте стихотворение на слайде.

Слайд 4.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.


Итак, какая тема нашего урока?


Правильно, «Экологические факторы» – Слайд 5.


Откроем тетради, запишем дату и тему урока.


          Часто можно услышать: «Какая плохая экология!»

Ребята, я считаю, что это выражение не совсем правильное.

А вы? Ваше мнение?


Дело в том, что экология не может быть плохой или хорошей, это наука, которая входит в состав биологических наук. А что по-Вашему изучает наука экология?


Слайд 6.

ЭКОЛОГИЯ–наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой.

(Записывание определенияобучающимися в тетрадях, выделение ключевого слова – «взаимоотношения»). А ещё экологию называют «наукой о доме» (греч. «ойкос» – дом, жилище, «логос» – наука).

Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году.



Итак, я сегодня не просто так вас рассадила в группы, у каждого из вас была картинка:

у 1 группы изображён жираф

у 2 группы изображена молния

у 3 группы изображён дым, который валит из промышленного предприятия



И экологических факторов тоже три.



На стр. 198 найдите названия экологических факторов

И заполните схему, перерисуйте схему на слайде 7в тетрадь и заполните её.



Слайд 8. Посмотрите, как должна выглядеть схема.



Слайд 9. Посмотрите на обобщающую схему. О чём она говорит? О том, что всё в природе взаимосвязано. И все экологические факторы тоже.



А теперь, поработайте со списком экологических факторов и подчеркните, что соответствует вашему фактору.





БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ










Список слов:

  1. Свет

  2. Охота

  3. Вода

  4. Птицы

  5. Вспашка

  6. Роса

  7. Цветы

  8. Ветер

  9. Рыбалка

  10. Туман

  11. Воздух

  12. Вырубка

  13. Звери

  14. Температура

  15. Кустарники

  16. Солнце

Слайд 10. Задание на слайде. Теперь каждый поработает самостоятельно:

К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам.



Работа по группам:


Задание 1.Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                            ОРГАНИЗМЫ                       

ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) жук-плавунец и малёк рыбы

1) паразит — хозяин

Б) щука и карась

2) хищник — жертва

В) человек и чесоточный зудень   


Г) лисица и мышь


Д) свинья и свиной цепень


Е) бактерия и бактериофаг


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е











Задание 2. Слайд 11.Пользуясь таблицей «Роль температуры в развитии культурных растений» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Роль температуры в развитии культурных растений

Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.

 

1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать при низких температурах?

2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?

3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800°С?


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Ячмень (или лён, горох, пшеница).

2) В практике сельского хозяйства картофель размножают клубнями, а не семенами.

3) Кукурузу и рис.



Пояснение.

1) Колебания численности связаны с сезонами размножения

2) Пики максимальной сухой массы насекомых приходятся на сентябрь (1,7) и апрель (3)

3) Данные таблицы и графика отражают события в Аргентине, то есть в Южном полушарии. В Июле там зима, а лето начинается в декабре



Какая группа факторов особенно сильно влияет на жизнедеятельность живых организмов?

Конечно, антропогенные. Причём как положительно, так и отрицательно!

Вамзадание: приведите по 3 примера положительного и отрицательного влияния человека на природу.

И ещё одно задание. Напишите, как лично вы можете повлиять на то, чтобы отрицательного антропогенного влияния на природу было бы меньше.

Домашнее задание: читать, размышлять стр. учебника 198-204, на стр. 205 вопросы 3-5 (письменно)



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!